Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 2 класс » Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
![]() |
Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс |
Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала! Дикорастущие и культурные растения Цели урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; расширить знания детей о растениях; развивать познавательную активность и речь учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, пробуждать интерес к предмету через ИКТ Оборудование: 1. Картины с изображением деревьев и кустарников: можжевельника, мать-и-мачехи, василька, рогоза, хлопка, льна, гречихи, одуванчика, первоцвета, медуницы. 2. Зеленые и красные карандаши - у каждого ученика 3. Презентация. Ход урока: 1. Организационный момент Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. (Тема урока «Дикорастущие и культурные растения» 2. Проверка домашнего задания ( повторим пройденный материал и проверим д/з - Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы) Слайд Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями: Карточка 1 - Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу: Группа Количество ног Покров тела Звери Птицы Рыбы Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся Карточка 2. -Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы - желтым: Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина. -Остальные приводят примеры растений разных групп. - А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные,лиственные) Слайд Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных? растения лиственные хвойные Слайд 3.Изучение нового материала Введение в тему Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник иорешник , одуванчик и помидор? - Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста,смородина и т.д. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.) Слайд Человек очень тесно связан с растительным миром. - Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Слайд Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. - Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее деревья, различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.) Слайд Чем похожи и чем отличаются крыжовник и орешник? (Общее кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник - растение леса.) Слайд - Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - травянистые растения,мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор -- в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.) Слайд -На какие же группы можно поделить все растения? Первая группа - растения, которые выращивает специально человек; это культурные растения. Слайд Вторая группа – это растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)- это дикорастущие растения. Слайд - Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Слайд ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА. Слайд 2) Знакомство с дикорастущими растениями - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) Правильно, василек. Слайд Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев: К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в слепую рожь васильки. В этом желто-зеленом море -Синие островки. Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза) Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба) Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья. Слайд Сообщение учеников рассказы о дикорастущих травах. Рассказ учителя о дубе и берёзе. Слайд Красоту дуба оценили ещё древние римляне, назвав его «кверкус», то есть «красавец». Однако, это дерево не только красиво, но и полезно: оно растёт там, где трудно расти другим деревьям. Славяне так любили белоствольную красавицу, что даже праздник березки устраивали. Им отмечали окончание весенних полевых работ. К каким растениям относится дуб, берёза и василёк? 4) Работа по учебнику - А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения кроме дикорастущих. Слайд Откройте учебники на странице 62. рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения. - Подчеркни зеленым карандашом дикорастущие, а красным – культурные растения. Дети выполняют задание. А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: Слайд культурные растения деревья кустарники травы 5) Игра «Найди пару» Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». Слайд На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс. Учитель берет одну из карточек (например, груша), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (слива), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее. Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника) Слайд Дети: Роза, тюльпан. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. (Флокс, пион, астра, георгин, гладиолус) Слайд Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. Слайд (Рассказ учителя о гречихе.) (картинки с изображением цветущей гречихи и грчихи с зёрнами (орешками) Дети: перец и морковь . Это овощи. Они растут на полях, в огороде. Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок) Слайд Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань. Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок. Слайд На какие группы можно разделить культурные растения? (ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ЗЕРНОВЫЕ, ДЕКОРАТИВНЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ) Слайд ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА. 4. Закрепление изученного Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради Слайд Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся: Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове? (Редис) Слайд Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурец) Слайд Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) Слайд Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква) Слайд Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда -Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох) Слайд Правильно, все это – овощные растения 5. Итог урока На какие две группы можно разделить все растения? С какими группами культурных растений вы познакомились? Приведите примеры растений каждой группы? 6. Домашнее задание 1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы) культурные растения овощные плодовые зерновые декоративные прядильные Дикорастущие растения. Мать-и-мачеха Это небольшое травянистое растение высотой 10—25 см.Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от ре¬ки и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а она уже цветет, и спешит к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает перепадет ночью заморозок, желтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день. Медуница Медуницу еще называют цветок- колдунья. . Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и -мачехи, колоколь- у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые — опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда "начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочередно, И в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу .вех оттенков! Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нем пишут поэты, говорится о нем и в народных сказках, легендах.. Первоцвет (примула) Цреток этот известен всему миру как примула. В России его еще называют первоцвет весенний. Растет в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветет в апреле-мае. Красивые желтые цветки собраны в ви¬де поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев — морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями. Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей. Золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил 'будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела да уже было поздно. Связка упала на Землю и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна. Зерновые Пшеница Много полезных растений выращивают на полях. Но самая сланная наша кормилица — пшеница. Пшеница — самое первое хлебное растение, которое стал выра¬щивать человек. Ее сеют во всех странах мира. Самые распространенные виды пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучни¬стое. Твердые сорта пшеницы — самые ценные, но они боятся мо¬розов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сде¬лать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные бу¬лочки получаются из твердых сортов пшеницы. Рожь Рожь — хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере. У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше чело¬веческого роста. В нашей стране, в России, рожь растет лучше пшеницы, поэтому сю засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшенич¬ного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек. Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, кото¬рыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеб¬лей делают красивые летние шляпы. Гречиха Гречневая каша — богатырская каша. Она вкусная и питательная. Поел немного — и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уваже¬нием. Ее называли княгиней. Гречневую кашу подавали к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому. Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречне¬вую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно. Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли — сплошной белорозовый ковер цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы — собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу. Загадки про овощи. На тычинке городок, В нем семьсот воевод. Без окон, без дверей, Полна горница людей. Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта, как мед, Да вкус не тот. Закутан ребенок В сто пеленок. Висят стручки, На концах крючки, В середине рядышком Сочные ядрышки. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей. Клубни вытянешь на свет — Вот и завтрак, и обед. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. Авторские права: Гигорьева Т.Ф Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме: 32601 |
Конспект прислал: LORIK 8 февраля 2011 Комментарии (0) |
![]() |
![]() |
|
Информация |
![]() |
|
![]() Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! | ||
![]() |
![]() |