отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 2 класс » Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Дикорастущие и культурные растения
Цели урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; расширить знания детей о растениях; развивать познавательную активность и речь учащихся.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, пробуждать интерес к предмету через ИКТ
Оборудование:
1. Картины с изображением деревьев и кустарников: можжевельника, мать-и-мачехи, василька, рогоза, хлопка, льна, гречихи, одуванчика, первоцвета, медуницы.
2. Зеленые и красные карандаши - у каждого ученика
3. Презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
(Тема урока «Дикорастущие и культурные растения»
2. Проверка домашнего задания ( повторим пройденный материал и проверим д/з
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы) Слайд
Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями: Карточка 1 - Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
Группа Количество ног Покров тела
Звери
Птицы
Рыбы
Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся
Карточка 2.
-Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы -
желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
-Остальные приводят примеры растений разных групп.
- А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные,лиственные) Слайд






 Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
растения
лиственные хвойные

Слайд
3.Изучение нового материала
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами
знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник иорешник , одуванчик и помидор?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют
растения?
(Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста,смородина и т.д.
Растения одевают человека - лен, хлопок.
Растения лечат человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.) Слайд
Человек очень тесно связан с растительным миром.
- Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Слайд
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее деревья,
различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба
дерева приносят пользу человеку.) Слайд
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и орешник? (Общее
кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает
человек. А можжевельник - растение леса.) Слайд
- Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - травянистые растения,мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор -- в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.) Слайд
-На какие же группы можно поделить все растения?
Первая группа - растения, которые выращивает специально человек; это культурные растения. Слайд
Вторая группа – это растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)- это дикорастущие растения. Слайд
- Сначала поговорим о дикорастущих растениях.
К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: береза, осина, тополь, сосна;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Слайд
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА. Слайд
2) Знакомство с дикорастущими растениями
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке.
Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Правильно, василек. Слайд
Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в слепую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море -Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза – васильки
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?
(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками? (Когда
васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья. Слайд
Сообщение учеников рассказы о дикорастущих травах.
Рассказ учителя о дубе и берёзе. Слайд
Красоту дуба оценили ещё древние римляне, назвав его «кверкус», то есть «красавец». Однако, это дерево не только красиво, но и полезно: оно растёт там, где трудно расти другим деревьям.
Славяне так любили белоствольную красавицу, что даже праздник березки устраивали. Им отмечали окончание весенних полевых работ.
К каким растениям относится дуб, берёза и василёк?

4) Работа по учебнику
- А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения кроме дикорастущих. Слайд
Откройте учебники на странице 62. рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Подчеркни зеленым карандашом дикорастущие, а красным – культурные растения.
Дети выполняют задание. А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: Слайд
культурные растения
деревья кустарники травы



5) Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». Слайд
На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, груша), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (слива), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее.
Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника) Слайд
Дети: Роза, тюльпан. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. (Флокс, пион, астра, георгин, гладиолус) Слайд
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. Слайд
(Рассказ учителя о гречихе.) (картинки с изображением цветущей гречихи и грчихи с зёрнами (орешками)
Дети: перец и морковь . Это овощи. Они растут на полях, в огороде.
Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок) Слайд
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок. Слайд

На какие группы можно разделить культурные растения?
(ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ЗЕРНОВЫЕ, ДЕКОРАТИВНЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ) Слайд
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
4. Закрепление изученного
Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания
1, 2 в тетради
Слайд Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи, Бело внутри
С зеленым хохолком на голове?
(Редис) Слайд
Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурец) Слайд
Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.
(Капуста) Слайд
Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква) Слайд

Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох) Слайд

Правильно, все это – овощные растения
5. Итог урока
На какие две группы можно разделить все растения?
С какими группами культурных растений вы познакомились?
Приведите примеры растений каждой группы?
6. Домашнее задание


1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы)

культурные растения
овощные плодовые зерновые декоративные прядильные





Дикорастущие растения.
Мать-и-мачеха
Это небольшое травянистое растение высотой 10—25 см.Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от ре¬ки и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а она уже цветет, и спешит к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает перепадет ночью заморозок, желтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Медуница
Медуницу еще называют цветок- колдунья. . Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и -мачехи, колоколь- у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые — опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда "начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочередно,
И в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу .вех оттенков! Любопытно и то, что насекомые не посещают
никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок!
Недаром о нем пишут поэты, говорится о нем и в народных сказках,
легендах..

Первоцвет (примула)
Цреток этот известен всему миру как примула. В России его еще называют первоцвет весенний. Растет в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветет в апреле-мае. Красивые желтые цветки собраны в ви¬де поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев — морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.
Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей. Золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил 'будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела да уже было поздно. Связка упала на Землю и из нее вырос похожий на ключи цветок.
Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.









Зерновые
Пшеница
Много полезных растений выращивают на полях. Но самая сланная наша кормилица — пшеница.
Пшеница — самое первое хлебное растение, которое стал выра¬щивать человек. Ее сеют во всех странах мира.
Самые распространенные виды пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучни¬стое. Твердые сорта пшеницы — самые ценные, но они боятся мо¬розов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом.
Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сде¬лать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные бу¬лочки получаются из твердых сортов пшеницы.
Рожь
Рожь — хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере.
У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше чело¬веческого роста.
В нашей стране, в России, рожь растет лучше пшеницы, поэтому сю засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшенич¬ного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.
Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.
Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, кото¬рыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеб¬лей делают красивые летние шляпы.
Гречиха
Гречневая каша — богатырская каша. Она вкусная и питательная. Поел немного — и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уваже¬нием. Ее называли княгиней. Гречневую кашу подавали к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.
Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречне¬вую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.
Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли — сплошной белорозовый ковер цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы — собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.
Загадки про овощи.
На тычинке городок,
В нем семьсот воевод.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
Да вкус не тот.
Закутан ребенок
В сто пеленок.
Висят стручки,
На концах крючки,
В середине рядышком
Сочные ядрышки.
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет —
Вот и завтрак, и обед.
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.


Авторские права: Гигорьева Т.Ф


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока окружающего мира: "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока окружащего мира во 2 классе по теме: "Дикорастущие и культу ...
  • Конспект урока по окружающему миру: Дикорастущие и культурные растения., 2 ...
  • Конспект урока окружающего мира 1 класс, "Гармония" Цветочная клумба
  • Конспек урока по окружающему миру во 2 классе:" Какие бывают растения?"
  • Конспект урока, « Комнатные растения», Окружающий мир, 2 класс (1-4)
  • Конспект урока ознакомления окружающего мира по теме "Поле и его обитатели ...
  • Конспект урока-исследования по окружающему миру:"Какие бывают растения?" ...
  • Планирование в 1 классе по УМК Гармония
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Растениеводство" 3 кла ...
  • Конспект урока по «Окружающему миру» для 2 класса по теме:" Какие бывают р ...


  • 26914
    Конспект прислал: LORIK 8 февраля 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата