"); Конспект урока литературного чтения , 4 класс по теме: "Устное народное творчество." » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения , 4 класс по теме: "Устное народное творчество."


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения , 4 класс по теме: "Устное народное творчество."


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС

ТЕМА: Устное народное творчество.
ЦЕЛЬ: закрепить понятия об устном народном творчестве; развитие грамотной устной речи; воспитание бережного отношения к устному народному творчеству.

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Закрепление и обобщение изученного материала.
- Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит устное народное творчество? (Произведения устного народного творчества – фольклор - есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Жанры фольклора: загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины и т.д.) Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме.
Итак, 1 задание.
Кто сможет сказать, что такое пословица? (Пословица – жанр фольклора, краткое образное изречение с поучительным характером и глубоким смыслом.) Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье.
Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение. (“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг. И т.д.)
Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.
- Вы выполнили задание и открывается один лепесток.
2 задание.
- Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.) Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки. (Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали. Шла Маша по шоссе и сосала сушку. Карл у Клары украл кораллы. И т.д.) Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества?(Считалки.) Каждая команда должна привести пример своей считалки. (Ехала белка на тележке, раздавала всем орешки: кому два, кому три; выходи из круга ты! И т.д.) Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
- У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

(Это потешки.) Как вы думаете, а для чего нужны потешки? (Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.) Каждый ряд должен привести пример своей потешки.
3. Физкультминутка.
- Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

4. Закрепление и обобщение изученного материала.
5 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы? (Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.) Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
- Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка. (Ответы детей.) Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
6 задание.
- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. (Это загадка.) Тогда для вас, ребятки, по одной загадке.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
- А как вы догадались? (У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (Ёж)
- А вы как догадались? (У него много иголок.)
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
- Объясните, как вы определили, что это подушка.(Подушка четырёхугольной формы.)
7 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина?(Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.) У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.
Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”. Стр. 38.
- Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
Вот открылся ёщё один лепесток.
8 задание.
- Что такое сказка? (Литературное произведение с выдуманным фантастическим сюжетом. Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.) А сейчас вам предстоит назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.
Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.
- Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? (Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.) Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
5. Итоги урока.
- Давайте повторим. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. (Пословицы, загадки, считалки, потешки, скороговорки, сказки, былины.) Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (Добру, правде, совести, трудолюбию и т.д.) А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным? (Ответы детей.) Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
6. Домашнее задание.
На выбор: Придумать продолжение былины «Добрыня» по плану стр. 37. или Сочинение-описание (можно устно) по картине В. Васнецова «Богатыри».
- Урок закончен. Всем спасибо за активную работу.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения , 4 класс по теме: "Устное народное творчество.":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока литературного чтения:"Добрыня Никитич"
  • Конспект урока литературного чтения:"Устное народное творчество"
  • Тест по разделу "Устное народное творчество" 3 класс, 1 часть
  • Конспект урока Былины. «Вольга и Микула».
  • Конспект урока чтения: «Устное народное творчество. Былины»
  • Конспект урока чтения в 4 классе, Былины. «Добрыня и Змей»
  • Устное народное творчество
  • Классный час .Устное народное творчество
  • Конспект урока литературного чтения:"Устное народное творчество" в 4 кла ...
  • Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Знакомство с были ...


  • 13000
    Конспект прислал: Ljuljak 26 сентября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата