"); Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Человек - хозяин и творец времени" » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Человек - хозяин и творец времени"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Человек - хозяин и творец времени"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Цели урока:
Обучающие. Обнаружить важную особенность авторской литературы - писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин.
Развивающие. Способствовать развитию навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм; развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию и т. д.; способствовать развитию логического мышления.
Воспитывающие. Способствовать воспитанию любви и интереса к чтению;
Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Ход урока
I. Организационный момент.
Много планет вокруг Солнца летает,
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
К далеким планетам помчимся быстрей.
Учитель. Внимание! Сегодня мы отправляемся в косми¬ческое путешествие.
II. Проверка д/з.
III. Введение в тему.
— Рассмотрите название второй главы. Поделитесь своими мыслями. (Свободные высказывания детей.)
IV. Объявление темы. Постановка цели.
- Прочитайте название «планеты». («Планета Новогодних Елок».)
Сегодня мы познакомимся с календарем этой планеты, вы¬ясним, как на этой планете решается вопрос времени, рассмот¬рим достижения жителей этой сказочной планеты.
V. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию произведения.
- Отгадайте загадку.
Под Новый год пришел он в дом
Таким веселым толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь.)
Беседа-анализ о разных календарях.
- Какие бывают календари?
- Что можно узнать по календарю?
- Как вы думаете, календарь наших предков похож на со¬временный? (Свободные высказывания детей.)
Из истории календаря.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов ох¬ватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням ме¬сяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои празд¬ники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, при¬родные приметы и явления.
Форма календаря (месяцеслова) была круглой. Отсюда в (русском языке выражение круглый год. Почему возникла такая форма календаря?
Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы - синий или голубой, (почему?) как лед и снег под солнцем; для весны - зе¬леный, потому что все зеленеет и расцветает; для лета - крас¬ный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выраже¬ние лето красное); для осени - желтый, как листья на деревьях.
Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В устном народном творчестве отразилось разное воспри¬ятие человеком времен года: осень - зима ассоциировались с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна — лето - с возрождением и пробуждением. Цикличность календаря напо¬минает человеческую жизнь, где весна - это молодость, лето - расцвет, осень - время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима - время муд¬рости и покоя.
- Как выглядел древнеславянский календарь?
Во время раскопок древнеславянских поселений ученые нашли несколько сосудов разной формы, на которые были нанесе¬ны одинаковые знаки. Расшифровывая эти знаки, археологи сразу обратили внимание на то, что они опоясывали сосуд полосой, разделенной на 12 частей.
Вывод: эти сосуды представляли собой первые Древнеславянские календари. Разделив год на 12 месяцев, древние сла¬вяне отмечали наиболее важные занятия для каждого из них.
Например, с весенними месяцами связывалось изображение древнейшего плуга - орала - и знак солнца. Рисунки, соответст¬вующие летним месяцам, содержали стилизованные картины засеянных полей и изображения растений, а осенние месяцы от¬мечены косыми чертами - распаханное поле.
2. Знакомство с произведением.
- Сегодня мы прочитаем отрывок из сказочной повести Джанни Родари «Планета Новогодних Елок».
Джанни Родари (1920-1980) обладал свежим и острым взглядом на мир.
Сам писатель рассказывал о себе: «Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько раз учился играть на скрипке. Еще мне хотелось стать художником. Но в школе у меня всегда были плохие отметки по рисованию. К сожалению, в школе нас заставляли делать такие нудные ве¬щи, что они могли вывести из терпения даже корову».
Джанни Родари работал учителем в школе. Он сам был очень молод, любил рассказывать ребятам разные смешные ис¬тории, и дети смеялись.
- Какие произведения писателя вам известны? («Приключе¬ния Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Голубая стрела», «Маленькие бродяги», «Чем пахнут ремесла» и др.)
Ребята, подумайте: мог ли такой фантастический календарь появиться в народной литературе? (Такой календарь - плод авторской фантазии, а не народной. Народная литература отражает полную зависимость человека в древние времена от природы. Время воспринималось как круг, как сезон¬ная повторяемость природы; эта же повторяемость стала яркой особенностью композиции сказки и былины.)
3. Повторное чтение и беседа по содержанию.
- Если судить по календарю Планеты Новогодних Елок, лю¬ди, живущие там, жили ДО НАС или живут ПОСЛЕ НАС, то есть уже прошли в своем развитии такой период, в котором находим¬ся мы сейчас? Обоснуйте свое мнение. (Свободные рассуждения детей: скорее всего, школьники будут склоняться к мысли, что жители Планеты Новогодних Елок жили после нас, поскольку они сумели подчинить время своим удовольствиям. Более того, они научились наслаждаться прекрасным.)
Учитель. Рассмотрим структуру текста Джанни Родари. (Каждый раз повторяются пять рубрик.)
- Рассмотрите названия рубрик. (Описание, Памятные да¬ты, Гороскоп, Почетное звание, Поговорки месяца.)
- Содержание какой рубрики могло бы без изменений быть использовано и в нашем календаре? О чем это говорит? (Содержание рубрики «Поговорки месяца» носит общечеловеческий характер. Жители Планеты Новогодних Елок пользуются та¬кими же поговорками, что и жители планеты Земля.)
Физкультминутка

4. Работа по теме урока (продолжение).
На доске записана тема урока: «Человек - хозяин и творец времени».
- Найдите в тексте подтверждения тому, что жители Плане¬ты Новогодних Елок победили время. (Так, весь май, например, посвящен любованию закатами. Кроме этого, на этой планете есть и те четыре действия математики, которые есть и на Земле, но есть и дополнительные. Люди на этой планете побе¬дили войну. Во время соревнований все являются победителями, то есть не создается никаких оснований для ссор и борьбы. На этой планете возможен полный произвол: апрель можно счи¬тать и первым месяцем года — если считать сначала, и послед¬ним - если считать с конца.)
Вывод: поскольку календарь на этой планете «доброволь¬ный», можно сказать о полной победе жителей над временем.
- Какие проблемы людям Планеты Новогодних Елок уда¬лось решить? (Людям Планеты Новогодних Елок удалось ре¬шить самые важные проблемы: мирного сосуществования, жизни без войны, конкуренции и ссор. Все их изобретения носят мирный характер (самое важное и памятное сражение - это сражение в шашки). Они обладают безмерной жаждой удо¬вольствий и огромным чувством юмора. Достаточно посмот¬реть на их почетные звания и оценить их изобретения: они празднуют день рождения изобретателя дырок в сыре, а так¬же изобретателя машины для резания бульона и изобретателя прибора, с помощью которого дождь идет вверх, а не вниз.)
5. Характеристика жителей удивительной планеты. Давайте познакомимся с жителями этой удивительной пла¬неты. - Что вы можете о них сказать, судя по их календарю? (Остроумные, добрые, открытые, изобретательные и т. д.)
- Кто они: люди с душой детей, поэтов, бездельников или обыкновенные люди, которые понимают, в чем смысл жизни? (Назвать этих людей бездельниками никак нельзя. Во-первых, у них очень много изобретений. Во-вторых, очень много дости¬жений, главным из которых является вот этот календарь, где время подчиняется человеку, а не наоборот. В-третьих, их мно¬гочисленные поговорки (а это школа их народной мудрости) выражают прежде всего уважение к людям труда и осуждение бездельников.)
- Что же любят люди на этой планете? (Если судить по на¬званиям месяцев (апрель, сверхапрель, май, сверхмай...) и по их числу в году (их всего шесть), ясно, что люди на этой планете любят только весну и лето. Если посмотреть на дни недели, станет понятна их логика: они предпочитают исключительно праздники и выходные дни и т. д.)
- А в чем же смысл жизни этих людей? (Смысл жизни жителей этой планеты, очевидно, в том, чтобы наслаж¬даться жизнью - жизнью без войн и ссор, жизнью, посвя¬щенной мирным изобретениям и невинным удовольствиям. Как говорит писатель, «важно, что они вовремя замечают, что мир прекрасен».)
- У людей, которые сочинили такой Календарь, есть чувство юмора? Покажите это, если видите. (Учащиеся читают любые фразы, которые кажутся им смешными. Диапазон здесь огром¬ный. Например, некоторых смешит факт сражения в шашки, «длившегося семь часов и сорок бутылок газированной воды». Некоторые считают смешным факт изобретения «машины для резания бульона и прибора, с помощью которого дождь идет вверх, а не вниз». Другим кажутся остроумными почет¬ные звания, например, «Двойной кавалер ордена Уздечки Дере¬вянной Лошадки с золотыми шпорами» или «Сиятельный червь Неспелого яблока и Всемирный чемпион по фигурному катанию на одном коньке». Встречаются школьники, которые могут оценить и очень тонкую шутку, например, во фразе «Рожден¬ные в сверхмае всегда говорят правду, кроме тех случаев, когда лгут» и т. д.)
6. Обобщение изученного.
- Назовите главное отличие календаря Планеты Новогодних Елок. (Он «добровольный». Главное в нем то, что люди выбрали из общепринятого календаря только то, что им нравится.)
- Что это значит? (Свободные высказывания детей.)
- Какие достижения у жителей Планеты Новогодних Елок.
Достижения жителей Планеты Новогодних Елок
1. Нет войн, ссор, конкуренции.
2. Жизнь в удовольствие (наслаждение красотой)
V. Итог урока.
Учитель. Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться.
Три! Два! Один! Пуск!
Планета Земля - родимый наш дом!
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем,
Но многого так до конца и не знаем.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Люди, пожалуйста, берегите природу!»

- Какое настроение у вас возникло после прочтения такого необычного календаря?

Домашнее задание: чтение стр. 40-47, написать сочинение-описание на тему «Планета моей мечты» или придумать свой календарь.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Человек - хозяин и творец времени":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Сказкотерапия: "Тайна третей планеты"
  • Конспект урока, Окружающий мир, 2 класс :"Земля - планета солнечной систем ...
  • Презентация к урокам окружающего мира на тему:Планеты Солнечной системы
  • Конспект урока по ИЗО, 4 класс, “Мир фантастики”
  • планирование Литературное чтение 4 класс
  • тематическое планирование 4 класс литература
  • Классный час "Мы под космосом мыслим вечность"
  • Планеты Солнечной системы
  • Конспект урока в разделе "Изучение солнечной системы". Составление игры: ...
  • Конспект урока обучения грамоте. Класс: 1 Тема: Календарь и календарные пра ...


  • 6036
    Конспект прислал: Mila1987 30 марта 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата