Конспекты уроков для начальных классов » Сценарии праздников » День Победы » Сценарий классного часа:"Дети войны" |
Сценарий классного часа:"Дети войны" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МОУ «Басинская СОШ»
Сценарий классного часа, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Авторы: Кручинина Лариса Юрьевна- -учитель начальных классов; Синченко Ирина Васильевна- - педагог - организатор. Адрес: 416403 Астраханская область, Лиманский район, с. Басы, ул. Школьная №50 С.Басы 2010г. Цель: Познакомить детей с литературными произведениями, рассказывающими о жизни детей в годы войны; -познакомить с понятием –карикатура; -развить чувство сострадания, сопереживания к людям старшего поколения; -развивать гражданственность и патриотизм в детях. Оборудование: компьютер, экран, проектор, декорации к инсценировке. Оформление: на доске плакат с названием мероприятия и датой «1941-1945», иллюстрация «Дети под бомбежкой», на боковом стенде детские рисунки, по стенам развешены плакаты на тему войны, класс украшен цветами и шарами. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. Звучат песни военных лет. Учитель (на фоне презентации №2) : Ребята, сегодня наш классный час посвящен великому празднику. В этом году исполняется 65 лет победы над фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она почти четыре года. Много горя и страданий принесла она нашему народу. Мы уже много знаем о героях, о подвигах, о женщинах, которые были и на фронте и в тылу, о городах героях. А сегодня речь пойдет о детях войны. И начнем мы словами Флора Васильева: «Мне на веку запомнилось немало. И только детство вспомнить не могу: Его война, как стебелек сломала Июньским днем за речкой на лугу…» (на фоне показа слайдов №3) Дети того сурового времени по возрастной причине не участвовали в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках их матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в мешочке на шее, - все это было суровой начальной школой того поколения. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и они сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала их ощущением причастности к истории, ощущением самих себя, как части великого народа, единого в своем стремлении к победе. Дети войны. Кто это такие? (Ответы детей). Отцы и старшие братья ушли на фронт. Вся тяжесть жизни легла на плечи женщин и стариков. А как же жили дети? (Ответы детей). Совершенно верно. Вместо здоровых мужиков на заводах и фабриках, на шахтах, в колхозах работали малолетние дети, много мальчишек убегало на фронт. Часть их отлавливали и возвращали домой. Часть уходили в партизаны. Дети войны очень быстро взрослели. Ученик: «Отца забрали на войну. …Мальчишка – шпингалет, Но в раз прибавило ему Война так много лет. «Так что же, мать? Так, значит мать, Я в доме голова? Ты начинай белье стирать, А я- колоть дрова! Ты говоришь: Дровец чуток Осталось. Так и быть. Продай слона, Продай свисток! Без них ведь можно жить! Продай матроску, говорю! Теперь не до тряпья, Ты только, мама, Не горюй! Не брошу я тебя!» Анатолий Брагин Учитель: Ребята, давайте вспомним литературные произведения, где главные герои – дети. Дети читают стихи на фоне показа слайдов. Баллада о маленьком разведчике. В разведку шел мальчишка Четырнадцати лет. - Вернись, когда боишься,- Сестра сказала вслед.- Вернись, пока не поздно. Я говорю любя, Чтоб не пришлось в отряде Краснеть мне за тебя, Чтоб не пришлось услышать Мне шепоток ребят: «У этой у девчонки В разведке струсил брат…» Мальчишка обернулся: - Ну, не пытай ума. Идти в разведку, знаю, Просилась ты сама. Мне ссориться с сестренкой, Прощаясь, не под стать. Но командир отряда- Он знал, кого послать. И командир отряда Решил послать меня. Прощай, дано мне сроку Всего четыре дня… Цвел на лесной поляне Туманный бересклет. В разведку шел мальчишка Четырнадцати лет. Отец на фронт уехал – Москву оборонять, Фашисты посадили За проволоку мать. Из опустевшей хаты, От милых сердцу мест Ушел с сестренкой вместе Он к партизанам в лес. И командир отряда Сказал им: - У меня Все будут вам соседи, Все будут вам родня. А чтоб пути открыты Вам были по лесам, Науке партизанской Вас обучу я сам. И на какое б дело Ни уходил отряд, Ждала сестренка брата, Искал сестренку брат. И вот один сегодня, Когда вставал рассвет, В разведку шел мальчишка Четырнадцати лет. А с палкой – попирашкой Да с нищенской сумой Через луга и пашни Такому – путь прямой. Ни разу не присел он За долгий летний день, И обошел немало Он сел и деревень. Везде фашистских точно Он сосчитал солдат, Чтоб командир отряда Не вышел наугад. Покинуть собирался Ночлег дорожный свой, Едва рассвет забрезжил На тропке полевой. Но говорит хозяйка: - пожить придется тут: Каратели отсюда На партизан идут. На каждом перекрестке Поставлен часовой; Кто выйдет из деревни – Ответит головой. А он сказал:- Ну, что же, Семь бед – один ответ…- В разведку шел мальчишка Четырнадцати лет. Пусть всюду по дорогам Поставят пушки в ряд – Он должен возвратиться, Предупредить отряд. От выстрелов качнулся Высокий частокол, И часовой немецкий Мальчишку в штаб привел. А в штабе сам начальник Скосил сердито глаз -Что, партизан? Повесить! Я отдаю приказ! Но если ты расскажешь Мне про твоих друзей, Сейчас же возвратишься Ты к матери своей… Среди деревни врыты Дубовых два столба. Струится у мальчишки Кровавый пот со лба. Не замедляя шага, Он поглядел вокруг, Под пыткой не заплакал, А тут заплакал вдруг. Вновь офицер подходит: - Что, страшно умирать? Скажи, о чем ты плачешь, И ты увидишь мать! - Я плачу от обиды, Что сидя у костра, «Не выдержал мальчишка»,- Подумает сестра. Ей не расскажет ветер, Что заметал мой след, Как умирал мальчишка Четырнадцати лет. Николай Рыленков. Баллада о банке варенья. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Подставили ящики, чтобы достать до станка. И вот неподкупной зимою военного года, Когда занимался над Камой холодный рассвет, Собрал самых лучших рабочих директор завода, А было рабочим – всего по четырнадцать лет. В усталые лица глядело суровое время, Но каждый в себе довоенное детство нашел, Как только рабочую премию – банку варенья – Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол. И вот над заводом над лесом, в снегу задремавшим, Среди подступившей внезапно к сердцам тишины, Повеяло чем-то давно позабытым, домашним, Как будто бы не было больше на свете войны. …Ах, банка варенья, простое и верное средство Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька. Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство, И синее небо, и запах простого цветка! Владимир Радкевич. Концерт. Сорок трудный год. Омский госпиталь… Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка: «Господи!... До чего же артисты маленькие…» Мы шагаем палатами длинными. Мы почти растворяемся в них С балалайками, с мандолинами И большими пачками книг… Что в программе? В программе – чтение, Пара песен военных, правильных… Мы в палату тяжелораненых Входим с трепетом и почтением… Двое здесь. Майор артиллерии С ампутированной ногой, В сумасшедшем бою под Ельней На себя принявший огонь. На пришельцев глядит он весело… И другой – до бровей забинтован.- Капитан, таранивший «мессера» Три недели назад под Ростовом… Мы вошли. Мы стоим в молчании… Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно Объявляет начало концерта. А за ним, не вполне совершенно, Но вовсю запевали внимая, О народной поем, о священной Так, как мы ее понимаем… В ней Чапаев сражается заново, Краснозвездные мчатся танки. В ней шагают наши в атаки, А фашисты падают замертво. В ней чужое железо плавится, В ней и смерть отступать должна. Если честно признаться, нравится Нам такая война… Мы поем…Только голос летчика Раздается. А в нем - укор: «Погодите… Постойте, хлопчики… Погодите….Умер майор…» Балалайка всплеснула горестно. Торопливо, будто в бреду… …Вот и все о концерте в госпитале В том году. Роберт Рождественский. Девочка у рояля. (Посвящается детям Ленинграда) Стрелки непочиненных часов, Как трамваи неподвижно стали. Но спокойно, под набат гудков, Девочка играет на рояле. У нее косички за спиной. На диване вряд уселись куклы. Бомба, слышишь? В корпус угловой… Дрогнул пол…Коптилка вдруг потухла… Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок, Заскрипели под ногой. Где спички? Девочка учила свой урок, В темноте играя по привычке. Так еще не пел нам Мендельсон, Как сейчас в тревогу. И весь дом был Музыкой нежданной потрясен В грозный час разрыва близкой бомбы. И на утро, в очередь идя, Постояла я под тем окошком. Ты играешь, ты жива, дитя. Потерпи еще, еще немножко. Зимовать остался Мендельсон. Как надежда, музыка бессмертна. Стали стрелки. Город окружен. До своих- большие километры. Хлеб, как пряник, съеден по пути. Раскладушка в ледяном подвале. …Но, как прежде, ровно с девяти Девочка играет на рояле. Варвара Вольтман-Спасская. Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны». Сегодня у нас в гостях Маликова Лидия Ивановна, которая в годы войны была ребенком. Как она жила в то время? Давайте спросим. (Дети задают вопросы) - Где вы жили в это время? -Далеко ли было до фронта? -Учились ли вы в войну? -А на чем и чем писали? -как вы помогали взрослым? -Было ли у вас свободное время? Чем вы занимались тогда? -Голодали ли вы? А что ели? -Как вы узнали о победе? И так далее… Учитель: Уважаемая Лидия Ивановна! Спасибо вам за то, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного. Наши дети подготовили вам подарки. Один из них- песня. (Любая военная песня.) Ученик: А еще мы хотим подарить вам открытку, которую сделали сами, и инсценировку стихотворения «Яблоки». Яблоки. Дом украшали синие наличники, И сад вокруг качало ветерком. Дед Парамон за фрукты брал наличные, А нам всегда грозил дробовиком. По жадности овчарок не держал он. И только вечер - выходил в дозор. А яблонная тучная держава Наваливалась прямо на забор. Мать мне всегда наказывала строго: Куплю ведь яблок, только попроси. Но к Парамону позабудь дорогу, Ведь искалечит…Боже упаси…- А сад, который дед стерег и холил, Все набирался силы у земли… Но к нам однажды в солнечную школу Солдат в бинтах кровавых привезли. И мне она запомнилась надолго – Обычная картина той поры: Шли женщины из нашего поселка, Несли сюда нехитрые дары. Та – молоко, та- огурцы в лукошке, А та – медку в стакане и табак. И мне тогда сказал дружок Алешка: - Им яблоки полезны знаешь как…- Я помню ночь, задумчивую, тихую, В белесой дымке спал запретный сад. И было слышно, как кузнечик тикает, Как яблоки на веточках висят. Я подтянул сползающие брюки. Откуда ждать карающей беды? А яблони совали прямо в руки Тяжелые прохладные плоды. Но Парамон не спал. Раздвинув ветви, Уже ловил меня он на прицел. И грянул гром. Хлестнул свинцовый ветер. И только чудом я остался цел… А матери не ведали про это, Хотя от всех невзгод нас берегли… Четыре бело-розовых ранета Мы в госпиталь наутро принесли… Ах, сколько было солнечных улыбок! Тянулись руки к прелести земной. Приподнимая памяти завесу, Я различаю душ людских родство. Когда-то Прометей украл у Зевса Огонь. Но разве это воровство? Геннадий Серебряков. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами услышали много стихов о детях той Великой войны, побеседовали с Лидией Ивановной, которая была в то время таким же, как вы ребенком. Посмотрели инсценировку. Теперь мы знаем – тяжело было детям в военное время. Как вы думаете, каково было немецким детям? (ответы детей). Учитель: Правильно. Им тоже было не сладко. Ведь они были не виноваты, что взрослые развязали эту войну. Давайте вспомним повесть- сказку И.Туричина «Крайний случай». На фоне презентации №4 идет пересказ повести. Учитель: Ребята, почему краюха хлеба не высохла и сохранила тепло и запах? (ответы детей). Как вы думаете, прав ли был Иван, когда отдал драгоценную краюху немецкой девочке? (Ответы детей). И вот наступил долгожданный день-9 мая 1945 года .день Победы! Наконец-то кончились все мученья. Впереди-мирная жизнь! Маленькие дети станут взрослыми. Но никто и никогда не забудет той страшной войны. Так какой вывод мы можем сделать из того, что мы с вами сегодня узнали? Для чего мы провели такой классный час? (Ответы детей). Конечно, ребята! Нам тоже нельзя забывать, сколько людей погибло во имя того, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой. Мы должны быть благодарны тем людям, которые пережили то страшное время и до сих пор живы.Поклонимся им! Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живете сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, МИР – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита. «В жизни всегда есть место подвигу!» ЛИТЕРАТУРА 1. Н.В. Свиридов «Венок Славы»- антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. (Том 9). 2 В.Я.. Вакуленко «Лирика 40-х годов» - сборник стихотворений о войне. 3. В.Акаткин «Была война» - сборник стихотворений о войне. 4. А.Н.Владимирский. «Час мужества» - поэзия периода Великой Отечественной войны. 5. В.С.Бурков «Летописцы победы». 6. - Илья Туричин «Крайний случай» - повесть – сказка. - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Большое стихотворение читают несколько учеников. В инсценировке «Яблоки» одежда у артистов очень простая: штаны и рубаха на выпуск, мальчики выступают босиком. Госпиталь обозначаем белым халатом и косынкой с красным крестом у медсестры и весь в бинтах раненый. Декорации дома с садом и забором могут быть у каждого свои, в зависимости от возможностей. Инсценировку смотрите в приложении. Все слайды мы разделили на несколько частей для удобства. ПРИЛОЖЕНИЕ I Инсценировка: Сцена 1. На импровизированной сцене декорация дома, забора. Из-за забора видны ветки яблони, усыпанные плодами. Рядом с забором старик продает яблоки.(Женщины подходят к нему и покупают яблоки.) Сцена 2. Ветви раздвигаются и видно ствол ружья. На авансцене появляются мать и сын. Мать наказывает строго: -Куплю ведь яблок, только попроси… Но к Парамону позабудь дорогу, Ведь покалечит… Боже упаси… Мать уходит, сын подходит ближе к забору, смотрит на яблоки, вздыхает, и махнув рукой, убегает. Сцена 3. Декорации госпиталя. Медсестра бинтует раненого. Идут женщины с корзинками, банками, мешочками, ставят все возле раненого. Он их благодарит. - Спасибо, родные. На авансцене появляются два мальчика: -Им яблоки полезны, знаешь как… (Мальчики крадутся к забору, заглядывают, прячутся, чтобы Парамон их не увидел. Из кустов появляется Парамон и стреляет. Мальчишки рвут яблоки и убегают. Сцена 4. Радостные ребята несут яблоки в госпиталь. Раненый протягивает руки. Мальчишки отдают яблоки: - Вот мы вам яблок принесли. -Спасибо за прелесть вам земную. Сцена 5. Мальчишки идут вдоль забора, смотрят на яблоки и говорят. -Знаешь, наверное, мы совершили плохой поступок, украв эти яблоки. Может, лучше было бы купить? Но как радовались солдаты! Ради этого стоило украсть. - когда-то Прометей украл у Зевса огонь. Но разве это воровство? (мальчишки грозят кулаками в сторону сада и убегают. II плакат «Дети под бомбёжкой» для оформления доски. III Плакаты, которые висят в классе на боковых стенах: Авторские права: Кручинина Л.Ю. Пожалуйста, оцените конспект - Сценарий классного часа:"Дети войны": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
20349 |
Конспект прислал: lorik61 6 июля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||