Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 3 класс » Урок музыка в 3 классе (программа Кабалевского) "Масленица" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Урок музыка в 3 классе (программа Кабалевского) "Масленица" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок музыки в 3 классе.
Тема урока: «Масленица» Тип урока: комбинированный урок. Цели: продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица». Выучить масленичную обрядовую песню «Блины». Задачи: Воспитание любви к Родине, уважения к народным традициям, музыке, культуре. Познакомить с праздником «Масленица», закрепить знания о жанрах народной песни, календарных праздниках. Развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков и метроритмических способностей. Оборудование класса: мультимедийный проектор; компьютер, экран; фильм – презентация (слайды) «Масленица», музыкальный центр, фортепиано, баян, детские музыкальные инструменты (бубенцы, ложки, бубны). Музыкальный материал: Обрядовые масленичные песни: • БЛИНЫ (хутор Реченский, Волгоградская обл.) • ЧАСТУШКИ ПОД ДРАКУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ГАРМОНИ-ХОРОМКИ (дер. Зверево Вологодской обл.) • МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА (с.Линово, Сумской обл.) • Песня –игра «Дударь» Виды музыкальной деятельности: 1. Слушание 2. Вокально-хоровая работа 3. Исполнение на музыкальном инструменте. Методы, используемые на уроке: 1. Метод музыкального общения. 2. Метод звуковой и зрительской наглядности. 3. Метод систематичности. 4. Метод эмоциональной драматургии урока. 5. Метод «забегания» вперед и возврата назад. Ход урока: 1. Организационный момент: Музыкальное приветствие. Выявление отсутствующих. 2. Углубление в тему. Учитель: Давайте вспомним – о чем мы говорили на уроках музыки все первое полугодие? Дети: О русских народных, песнях, музыке и традициях русского и карельского народов. Учитель: А на прошлом уроке? Дети: Мы говорили о том, что между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. Учитель: Совершенно верно. Но сегодня у нас есть очень веская причина вернуть на несколько шагов назад и опять обратиться к теме календарных праздников и обрядов русского народа. Как вы думаете, почему? Дети: пробуют угадать причину. Учитель: А какой народный праздник на этой неделе? Дети: Масленица. Правильно (слайд 1,2 ) Мы знаем, что у каждого времени года были свои праздники. Праздники на Руси были связаны с определёнными традициями и преданиями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой. Одним из самых весёлых праздников весны была и, к счастью, остается до сих пор - Масленица. Давайте поговорим о ней. Что вы знаете об этом празднике? Дети: Ответы детей. Учитель: Масленица пришла к нам из нашего древнеславянского языческого прошлого как многодневный праздник «проводов зимы». Таким образом, Масленица разделяла в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. Этим праздником отмечался именно переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. - Композиторская она или народная? Характер этой песни? - Народная, веселая, жизнерадостная, праздничная, яркая. - Сколько исполнителей и какой аккомпанемент? - Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов. - Разучим припев. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Учителем исполняется припев в двух вариантах: в восходящем и нисходящем движении. Учитель: Как изменяется мелодия припева? (ответы детей) Учитель: Теперь будем кататься с горы – своим голосом. Мальчики будут подниматься в гору, а девочки – съезжать с неё. Дети исполняют свои партии , затем вместе всем классом. Учитель: Теперь разберем мелодию куплета. ♪ Слушаем исполнение куплета. Учим первую фразу медленно, если необходимо – трохлопываем ритмический рисунок. Как на Масляной неделе - Повторяем. Дети повторяют, добиваются пения в унисон. ♪ Слушаем вторую фразу: (исполняет учитель) В потолок блины летели! - Поем. Дети повторяют. -Теперь поем куплет и припев вместе, не забывайте, что мальчики «едут в гору», а девочки – «с горы». - Дети поют. Теперь попробуем добавить аккомпанемент, украсить наше исполнение шумовыми инструментами. Как на Масляной неделе В потолок блины летели! Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть! Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! " Вот блины мои готовы, Гости, будьте же здоровы!" Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Четверг – разгул, разгуляй четверток, широкий четверг. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь, всем миром выходили на кулачные бои (в качестве участников или зрителей), спускали всю ярость и злость накопившуюся за год. Кулачные бои устраивались зимой в период святок, на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части показать перед всеми свою удаль и молодечество. В другое время драки были строго запрещены. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», т.е. в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Чтобы почувствовать настроение разгуляй - четверга, послушаем частушки под драку. Которыми соперники подзадоривали друг друга. ♪ Слушание «Частушек под драку» в сопровождении гармошки – хромки. Одним из развлечений сырной недели было взятие снежного городка. На реках, прудах и в полях строили снежный город с башнями и воротами – царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. В.И. Суриков увлёкся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Пятница - «тёщины вечерки», В некоторых местах «тёщины блины» происходили на лакомки, т.е. В среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали « тёщины вечерки» - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ними и тёщей. Суббота – «золовкины посиделки», (золовка – сестра мужа) В этот день приглашала к себе молодая невестка. Собирались родственники и дарили друг другу подарки. Прощеное воскресенье - Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими. В воскресенье – «прощёный день» устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова по деревне для костра. Жгли на поле бересту, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). «Чучело» - пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи» и кофте ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. К костру подходили и угощали блинами; через костёр прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали. У костра кричали: «Прощай, Масленица!», «Прощай, Маслёна ерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла!», «Куды блин, туды дым, туды Масленка!» и прощались друг с другом. Детям - несмышлёнышам говорили, что вся сытная еда в костре сгорела, чтобы потом не было вопросов во время поста. Жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны. Стремясь очиститься от всего греховного перед великим постом, люди у костра просили прощения: «простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные». Начинался пост. Ты, прощай, прощай, наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье! Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, да с оладьями! 4. Обобщение: - О чем шла речь на сегодняшнем уроке? - О празднике Масленица, об обрядах масленичных. - Вы узнали что-то новое сегодня? - Что вам понравилось? 5. Итог урока. Кто был самым старательным на уроке? Сбор народных инструментов, выход из класса. Пожалуйста, оцените конспект - Урок музыка в 3 классе (программа Кабалевского) "Масленица": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7478 |
Конспект прислал: анита 5 сентября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||