Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » ОРК и Светская этика » Иконы Пресвятой Богородицы |
Иконы Пресвятой Богородицы |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Иконы Пресвятой Богородицы
Цели урока: 1) раскрыть художественный метод написания икон; 2) познакомиться с типами икон Богоматери; 3) постичь глубину духовного содержания иконы; 4) получить эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой. Ход урока: Учитель: Не на троне - на Ее руке , Левой ручкой обнимая шею, Взор ко взору, щеку прижав к щеке, Неотступно требует… Немею - Нет ни сил, ни слов на языке… А она в тревоге и печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит … (отрывок из поэмы М. Волошина "Владимирская Богоматерь"). Икона Богоматери... К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются, ею благословляются. Её образ - духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы. Домом Пресвятой Богородицы всегда называл русский народ своё отечество. Выходя с оружием в руках, чтобы защитить Родину от врагов, воины как знамена несли особо чтимые иконы Богоматери. Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Их не продавали и не покупали. Старые иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде. Что же такое икона? Ученик: Икона- образ. Изображения святых и их деяний. Учитель: На Русь икона пришла из Византии. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом (икона “ Спас Нерукотворный”), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой). Согласно преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Все более поздние иконы создавались либо по иконам, созданным Лукой, либо по нерукотворным образам Её. Относительно количества написанных Лукою образов есть разные мнения: по одним свидетельствам их три (Владимирская, Смоленская и Милостивая Киккская, иногда вместо неё называют Тихвинскую), по другим – 70. Как бы то ни было, православными иконописцами берутся за основу древние образцы, принятые церковным преданием в качестве канона и не используется живая модель. Общее число икон Богородицы неизвестно. Почитаемых Русской Православной Церковью чудотворных икон Пресвятой Богородицы вместе с чтимыми списками насчитывают до семисот. Кроме них есть ещё и местночтимые иконы (почитаемые в какой – нибудь отдельной местности). До наших дней дошло 4 типа изображений Пресвятой Богородицы: Одигитрия ( в переводе с греческого Путеводительница), Оранта (Молящаяся), Елеуса (Умиление), деисусная ( из деисусных чинов иконостасов). Но прежде чем мы приступим к изучению типов богородичных икон, обратимся к истории рождения Богородицы. Ведь именно от рождения Богородицы начинается христианская история, ведь благодаря ней мир узнал Спасителя и обрел освобождение от грехов. Ученик: Пресвятая Дева Мария родилась в Галилее, в городе Назарете. Ее праведные благочестивые родители Иоаким и Анна не имели детей и просили Господа даровать им чадо. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но они не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме. Господь исполнил их прошение: благовестник тайн Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что их усердные молитвы были услышаны, и у них родится Дочь, Которой предуготовано было стать Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 21 сентября. Учитель: В иконе все имеет свое значение, свой смысл: и цвет, и поза, и жест. Скажите, что означает в изображении Богородицы синяя туника и пурпурный мафорий? Ученик: Эти цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Учитель: Давайте более подробно проанализируем изображение Пресвятой Богородицы.Почти на всех иконах Богоматерь изображается с мафорием. Что это за часть одежды? Ученик: Мафорий –это четырехугольным покрывалом замужней женщины на голове, которое ниспадает на плечи. Мафорий обычно бывает красным - этот цвет символизирует земные страдания и воспоминает о Ее Царском происхождении. Ученик: Нижние же одежды, как правило, пишутся голубыми, ибо этот цвет символизирует собой небесную чистоту Богородицы. На руках у нее поручи - нарукавники, символ служения церкви. На челе и плечах Богоматери изображаются в знак чистоты и непорочности три звезды. Кроме того, это - знак Святой Троицы. На некоторых иконах одна из звезд закрыта фигурой Младенца. Учитель: Сейчас наше знакомство с Божьей Матери будет строиться на изучении определенных иконографических типах написания икон Пресвятой Богородицы. Самым распространенным является “Одигитрия”, или “ Путеводительница”. Согласно византийскому сказанию первая подобная икона привела двух слепцов в Храм Богородицы и там исцелила их от слепоты. Этот тип иконы даёт ясное изображение Богоматери с Христом. Они написаны с пристально смотрящими на молящегося. Христос восседает на левой руке, как на троне. Правая рука Марии указывает на своего сына; Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились, или приобрели славу чудотворных (Казанская, Тихвинская). Ученик: К этому типу относится Тихвинская икона Божией Матери. «Тихвинский» образ был, по преданию, написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в Антиохию. Затем икона находилась в Иерусалиме, а в V веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. Несколько веков он оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез, чтобы в 1383 году явиться на Руси в Новгородских пределах, возле города Тихвина. Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и наконец остановился на речке Тихвинке, где скоро был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого поместили чудотворный образ. Позже вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников, поскольку «Тихвинская» икона прославилась множеством исцелений и чудес. Особенно замечательным из них было спасение Тихвинской обители от шведов в 1613 году. В то время шведы овладели Новгородом с его окрестностями. Устрашенные жители с женами и детьми стеклись в Тихвинский монастырь и там с иноками затворились. Со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери пред Её чудотворной иконой о заступничестве. В видении одной благочестивой женщине явилась Пречистая Богоматерь и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою, обойдут по стенам вокруг – и узрят милость Божию». Когда чудотворный образ Богоматери с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды, врагов внезапно объял непонятный ужас, и они в смятении, гонимые страхом, бежали. Ученик: Есть еще одна икона Одигитрия с необычной историей- это Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Предание, связанное с прославлением иконы «Троеручица», доносит до нас сведения о деятельности великого православного богослова и гимнографа прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.), который боролся против иконоборческой ереси, будучи первым министром халифа в городе Дамаске. Чтобы лишить Церковь этого авторитетнейшего защитника православия, византийский император Лев Исавр решил оклеветать праведника перед дамасским халифом, будто бы Иоанн предлагал императору изменить своему халифу. Разозленный властелин приказал отсечь Иоанну кисть правой руки и вывесить её на площади. Но друзья уговорили вернуть отсеченную кисть праведнику, который вымолил у царицы Небесной исцеление, про что Божия Матерь и известила его во сне. Проснувшись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице. Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение только Богу. Он удалился в обитель во имя прп. Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. В память о чуде святой Иоанн прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра. Отчего образ и получил название «Троеручица». В настоящее время она находится на Афоне. Учитель: Другой не менее известный иконографический тип - Богоматерь “Елеуса”, или “Умиление”. Материнская любовь и полное духовное единение Богоматери с младенцем выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к её щеке, т.е. представлен момент ласкания матери и ребёнка. Вглядитесь в изображение! Богоматерь держит младенца на правой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и протягивает ручки, обнимая за шею. Левая ножка Иисуса согнута так, что видна ступня - характерный признак иконы, по которому ее легко узнать среди других изображений типа "Умиление". Младенец одет в золотой хитон, на котором много складок. Они символизируют трудный путь Иисуса. На ногах у младенца сандалии, пояс вокруг талии, а через плечо перетянута лента. Сандалии - символ долгого пути, пояс и лента - символ святости. Мария задумалась, прижимая к себе сына. Ее отстраненный невидящий взгляд устремлен куда-то вдаль. В этом взгляде и отрешенность, и мудрость, и печаль: мать знает, какие страдания ждут ее дитя, она отдает своего сына людям, уже сейчас предугадывая его крестный путь. Ученик: К этому типу относится Владимирская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери, согласно преданию, была написана еще при жизни Богоматери святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В начале XII века список с нее был послан великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын его, благоверный князь Андрей Боголюбский, переходя на княжение во Владимир, перенес с собою и икону Богоматери. Прославившись во Владимире множеством чудотворений, икона получила наименование Владимирской. Она осталась невредимой во время страшного пожара 1185 года, когда сгорел Успенский собор Владимира, и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая всё вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Митрополит Московский Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа/9 сентября). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. С тех пор неоднократно великая святыня - Владимирская икона - спасала столицу от бед и вражеских нашествий. Все важнейшие государственные акты совершались пред этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание Всероссийских митрополитов, а впоследствии и Патриархов. К Владимирской иконе Божией Матери приходил с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости, от нее изливалась благодать на всю Россию. Ученик: Умилением” является прославленная “Богоматерь Донская”. Икона получила свое название согласно легенде, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон. В битве на Куликовом поле была одержана великая победа над татарами. “Богоматерь Донская” происходит из Успенского собора города Коломны. В Коломне Дмитрий Донской собирал войска перед походом на Дон и здесь, вернувшись победителем, приказал расписать фресками Успенский собор. И сейчас считается наиболее достоверным, что одновременно с росписью собора, как бы в память о великой победе, был написан образ “Богоматерь Донская”. Учитель: Следующий иконографический тип - это “Оранта”. В переводе с латинского “молящаяся”. Богоматерь изображена одна в полный рост с воздетыми в молитве вверх руками. Такое изображение находится в Софийском соборе в Киеве. Она выполнена в технике мозаика. Киевская Оранта - самое большое изображение Богоматери высотой до 5 метров. Богоматерь изображена в синем хитоне и пурпурном мафории. Как вы думаете, почему хитон синего цвета? Ученик: Синий цвет-символ неба. А Богоматерь Царица Небесная. Учитель: Верно. Иногда Богоматерь изображается с круглым медальоном на груди, в котором изображён Христос в младенческом возрасте - это Ярославская Оранта, её называют “Великая Панагия”, или “Всесвятая”. Образ Богородицы на Руси особенно почитаем, и в русской иконописи сложилось большое количество Богородичных иконографических сюжетов. При всём их разнообразии, мы с вами рассмотрим лишь некоторые из них. Ученик: Икона Божией Матери «Нупиваемая Чаша». Икона повторяет точное изображение иконы "Знамение Божией Матери", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благовловляющим Богомладенцем - это Чаша Святого Причащения, источающая всем, приступающим к ней с верою, благодать, дарованную искупительной жертвой Господа нашего Иисуса Христа. История этой иконы интересна и поучительна. Отставной николаевский солдат Тульской губернии Евфремовского уезда имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. Затем у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он может стоять на ногах! Добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Больному стало лучше. И он дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря уже на своих ногах. Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Чудо было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Учитель: Существуют иконы, которые трудно отнести к какому-либо типу, так как сочетают в себе типологические признаки из разных типов, например икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Ученик: В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. «Радуйся, от запаления огненнаго росою молитв избавляющая! Радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая!» - так прославляется в акафисте Божия Матерь. В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого марка – лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. Ученик: Одной из местночтимых икон нашего города является икона Божией Матери "Живоносный источник". Явление чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник" произошло 4 апреля 450 года в роще близ Константинополя, когда проходивший в тех местах воин Лев Маркелл решил напоить заблудившегося слепца. Услышав голос Пресвятой Богородицы, Лев зачерпнул воды из затянувшегося тиной водоема, напоил и умыл болящего, и слепец немедленно прозрел и пошел в Константинополь без проводника, прославляя Богородицу. Источник тот был очищен от тины, и над ним устроили храм. Учитель: Дорогие ребята! Всмотритесь в этот ряд замечательных икон. Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они? Ученики: Как бы ни были различны иконы Богоматери, все же главные черты изображения - это лиричность, просвещенность, отрешенность. Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих ее Сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения. На русских иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Учитель: Сегодня на занятии, мы с вами рассмотрели лишь не большую часть икон из огромного количества. И если все обобщить, то можно сделать вывод, что в России Пресвятая Богородица считается покровительницей, спасительницей. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту. “Бывают дни, когда молиться так легко, Что будто на душу молитвы сходят сами, Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко, Нашептывает их с любовью и слезами”. (“Молитва”. П. А. Вяземский ). Источники: 1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. - СПб.: Сатис. 335 с. 2. Аристова В.В. Икона. История искусства для детей: Научно-популярное издание для детей. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2001. - 95 с. 3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Пи¬сания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери / Сост. СИ. Снессорева. - Ярославль: Верхне¬волжское книжное изд-во, 1993. - 458 с. - Печ. по изданию 1898 г. (СПб.). Авторские права: Бугаева Олеся николаевна Пожалуйста, оцените конспект - Иконы Пресвятой Богородицы: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
775 |
Конспект прислал: Olecj 9 февраля 2015 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||