Видео смотреть бесплатно

Смотреть ева элфи видео

Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Конспекты занятий по ПДД » Конспекты занятий по ПДД


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспекты занятий по ПДД


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
В ПЕРВОМ КЛАССЕ.

Занятие 1

Тема: Законы улиц и дорог.

Цель занятия: ознакомить с историей появле¬ния автомобиля и Правил дорожного движения, воспитывать дисциплиниро¬ванность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обя¬занностей пешеходов и пассажиров, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах.
Наглядные пособия: брошюра с текстом Правил дорожного движения, иллюстрации автомобилей, сюжетные картинки.

Ход занятия: Учитель рассказывает о временах, когда транспорта не было и люди ходили пешком. Потом появились конные повозки. Они двигались по дорогам навстречу друг другу, поэтому иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, указы царей требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Люди мечтали построить повозку, которая двигалась бы сама. Прошло много столетий прежде, чем был создан сначала паровой, а затем автомобиль на бензине. С каждым годом автомобилей становилось все больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возрастала скорость. И Правила дорожного движения усовершенствовались и утверждались заново. В современных Правилах дорожного движения (педагог показывает брошю¬ру с текстом Правил) изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажи¬ров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.
Объясняет значение новых слов. Пешеход - это человек, который ходит по улице пешком, а не едет. Водитель - человек, который управляет маши¬ной (водит). Пассажир - человек, находящийся в машине, кроме водителя. Разъясняет, что дети тоже пешеходы, а велосипедист - водитель. А все вмес¬те они - участники дорожного движения.
Поскольку дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности.
Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нару¬шений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водите¬ли и пассажиры.
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на улицах и дорогах - показатель культуры человека.
Учитель объясняет, что дети должны, выходя из дома на улицу, прислушиваться и присматри¬ваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворах, куда въезжают и выезжают автомобили. Надо обратить внимание детей на особенности движения автомобилей во дворе: автомобили могут заезжать на тротуар для парковки, а также в другие места, расположенные возле проезжей части; могут двигаться в разных направлениях, останавливаться перед подъездом для высадки пассажиров или погрузки- разгрузки. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо не только смотреть на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи.
Учитель обращает внимание учащихся на опасные места на улицах и доро¬гах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Дети часто ошибаются, выбирая место для перехода дороги. Особенно опасно выходить на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов. Объясняет, что из-за стоящих аавтомобиля, автобуса, троллейбуса не видно движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека, намеревающего¬ся перейти дорогу. Педагог предупреждает, что нельзя выходить на проезжую часть без взрослых, и, не соблюдая определенные правила перехода. Выходить на дорогу из-за закрывающих видимость препятствий тоже нельзя — может произойти несчастный случай.
Учащимся дается установка, что они должны развивать в себе умение пра¬вильно действовать в опасной ситуации. Для этого надо научиться ее предви¬деть, быть осторожным, внимательным и наблюдательным. Опасность может появиться там, где ее не ждешь.
Приводит примеры беспечного и неосторожного поведения детей во дворах, на улицах, дорогах.
Пример. Мальчик Саша перебегал дорогу, не думая, что зимой дорога может быть покрыта тонким слоем льда. Внезапно перед мальчиком появилась машина. Водитель, чтобы не наехать на Сашу, резко нажал на педаль тормоза, но машина не может сразу остановиться. Педагог обращает внимание детей на то, что, даже если резко затормозить, автомобиль все равно некоторое время продолжает двигаться. В этом случае машина на льду стала вращаться, как вол¬чок, и ее занесло на тротуар (т.е. на дорогу для пешеходов). Автомобиль сильно ударил шедших по тротуару женщину и девочку, которые ни в чем не были вино¬ваты. Виноватым был мальчик Саша: он, не подумав об опасности, выбежал на дорогу перед близко идущим автомобилем.
Такое поведение называется рискованным. Дети думают, что они успеют перебежать дорогу раньше, чем проедет машина. Особенно рискованно ведут себя мальчики. Они попадают в аварии в два раза чаше, чем девочки.
Первоклассники повторяют следующие правила безопасного повеления:
- выйдя из подъезда дома и со двора, нужно внимательно посмотреть, нет ли рядом машин. Если возле дороги растут деревья и кусты, из-за которых не видно транспорта, нужно остановиться и еще раз посмотреть, нет ли машин за ними. Легковые автомобили трудно заметить за стоящими вдоль дороги большими грузовиками. Поэтому надо еще раз посмотреть, нет ли за большими автомобилями движущихся машин;
-большие, широкие дороги, где транспорт движется быстро, без взрослых переходить нельзя;
- знакомую улицу и дорогу с разрешения родителей следует переходить так:
подойдя к ней, остановиться, сказать себе: «Будь осторожен!» Затем посмотреть вокруг, налево и направо. Если машин нет или они далеко, можно переходить, не останавливаясь посередине. Если сразу перейти не удалось и машины поехали, надо подождать на середине, еще раз посмотреть направо, не забывая осмотреться по сторонам, и перейти дорогу до конца;
-когда переходишь улицу или дорогу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться, сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть во все стороны, потом налево, направо и если машины далеко, для ориенти¬ра - на расстоянии не ближе пяти фонарных столбов, стоящих вдоль дороги, переходить.
Не меньшую опасность представляют игры детей на проезжей части улиц и дорог. Учи¬тель объясняет детям, как опасно играть на мо¬стовой. Все игры должны быть лишь в отведен¬ных для них местах (во дворе, на стадионе, детских площадках). Играя во дворе, надо статься быть дальше от автомобилей и следить за их передвижением. Не разрешается играть и на тротуаре, так как это мешает прохожим. Кро¬ме того, увлекшись игрой, можно нечаянно выс¬кочить на проезжую часть и попасть под маши¬ну. Следует обратить внимание учащихся на то, что места, отведенные для игр, въезд транспорта запрещен, и игры можно проводить, находясь в полной безопасности.











Контрольные вопросы:
1. Когда появились правила дорожного движения?
2. Для чего нужны ПДД?
3. Какие правила движения нужно знать пешеходу?
Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 1 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».

Внеклассная работа
1.Чтение стихотворения А. Эйдельмана «При¬ятели».
ПРИЯТЕЛИ
Эти ребята приятели были,
Вместе играть на дорогу ходили,
Вместе шалили, вместе катались,
Вместе с крючком за машиной гонялись.
Им объяснили: «Ребята, напрасно
Вы здесь играете — это опасно!
Лучше уйдите-ка вы с мостовой.
Незачем зря рисковать головой».
«Много мы слышали разных советов», —
Лихо ответили дети на это.
И, уцепившись на полном ходу,
Быстро помчались у всех на виду.
Вдруг на углу повернул грузовик,
Кто-то сорвался, послышался крик…
- И — не забыть этот миг никогда —
Видят ребята — случилась беда!
Лучше б, совету хорошему веря,
Вы собирались в саду или сквере,
Или в хорошем просторном дворе —
Там безопасно играть детворе.
Помните, дети! Игра на дороге
Каждого может оставить безногим,
И покататься, побегать тогда
Вам не придется, друзья, никогда!

Вопросы после чтения
1. О каких правилах поведения узнаем мы в этом стихотворении?
2. Какие строчки стихотворения вам запомни¬лись?
3. Какие рисунки к стихотворению можно на¬рисовать?
4. Кто хочет выучить это стихотворение наи¬зусть (полностью, частично)?
5.
2.Чтение стихотворения С. Титова «Опасный каток».
ОПАСНЫЙ КАТОК
Скрылись под снегом газоны с травой,
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый мишка встал на коньки.
Только кататься не на катке —
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Мчатся машины невдалеке.
Трудно шоферам зимой тормозить,
Шины по снегу станут скользить,
Долго ли, дети, тут до беды?!
Есть для хоккея катки и пруды,
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под ногами весь день.
А мостовая — опасный каток,
Нужно во двор возвращаться, дружок.

Беседа о прочитанном
1. О чем предупреждает ребят автор стихотво¬рения?
2. А где катаетесь на коньках вы?
3. Почему мостовая — опасный каток?
4.
3. Чтение стихотворения О. Бедарева.
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая —
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны —
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток — переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет — предупреждение!
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол — хорошая игра
На стадионе, детвора.
Хоккей — игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.

Обсуждение прочитанного
Учитель выясняет, все ли правила уличного движения, упоминающиеся в стихотворении, из¬вестны учащимся. Если им сразу ответить трудно, следует прочитать стихотворение по-вторно, выделяя те части, где эти правила упо¬минаются, а именно:
• правило правой стороны;
• сигналы светофора;
• тротуар для пешеходов;
• место для игр.
В заключение работы по теме читается стихотворение Р.Фархади, которое можно рекомендовать заучиванию наизусть.


У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый — проходи!
Желтый — лучше подожди.
Если свет зажегся красный —
Значит, двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись терпения.
Изучай и уважай Правила движения!

Занятие 2
Тема: Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», « проезжая часть», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Наглядные пособия: набор фигур пешеходов, макеты и рисунки улиц и дорог, иллюстрации в учебной книжке-тетради «Безопасность на улицах и дорогах».
Ход занятия: Учитель поясняет учащимся различие между улицей и дорогой.
Улица — это ограниченное зда¬ниями и сооружениями пространство, по которому проходит городская дорога. Эта дорога имеет проез¬жую часть, по которой движутся автомобили, авто-бусы, мотоциклы и другие транспортные средства. По краям проезжей части тянутся тротуары, по¬крытые, как правило, асфальтом. Тротуар отделяется от дороги бордюрным камнем высотой 15-20 см. Делается это для стока воды с тротуара и, конечно же, для безопасно¬сти пешеходов. Ни одна машина не имеет права двигаться по тротуару, кроме специальных машин: пожарных, милицейских, медицинских, аварийных служб и Правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в мага¬зины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентироваться и уйти от опасности. Напоминает учащимся, что при движении по тротуару надо быть очень вни¬мательным, потому что машина может неожиданно выехать на дорогу со двора. Из-за стоящих у обочины автомобилей часто выходят пассажиры, которые, открывая дверь, могут нечаянно ударить ею пешеходов. Делает акцент на культуру поведения. Нельзя находиться у края тротуара рядом с дорогой, ходить по бордюрному камню, на тротуаре нельзя бегать, догонять друг друга, толкаться. Играть на тротуаре нельзя - это меша¬ет движению пешеходов. Играть и кататься на велосипеде можно только во дворе, на спортивной, детской площадке или на стадионе, кататься на самокате, ролико¬вых коньках, скейтбордах, санках. Только с 14 лет разрешается ездить на вело¬сипеде по улицам.
На некоторых улицах, как об этом говорилось ранее, где очень многолюдно, тротуары еще отделяют от проезжей части металлическими ограж¬дениями. Эти ограждения устанавливают для того, чтобы не было неожиданного выхода пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Ни взрослые, ни дети не имеют права перелезать через эти ограждения.
Улицы в городе разные по величине. Самые короткие улицы называются переулками. По пе¬реулку обычно проезжает мало машин, и в них не отводят специальных мест для перехода, но и здесь надо быть внимательным.
Самые широкие и длинные улицы в городе на¬зываются проспектами.
А как называют место, которое пересекают сра¬зу много улиц? Это площадь. От площади в разные стороны расходятся узкие и широкие улицы. На площадях обычно устанавливают памятники, и они принимают красивый, нарядный вид, особен¬но в праздники. Каждая площадь, как и улица, имеет свое название. Самая главная площадь стра¬ны находится в Москве и, наверное, известна всем: это Красная площадь.
Самое опасное место на улице для машин и для пешеходов — это пересечение двух или нескольких улиц. Такое место называется перекрестком. На перекрестке всегда много людей и ав¬томобилей, и переходить его, не зная правил дорож¬ного движения, очень трудно и опасно. Здесь уста¬навливаются различные дорожные знаки, светофоры, которые мы будем изучать на наших занятиях.
За пределами населенного пункта городская дорога (улица) кончается и переходит в загород-ную. Загородная дорога состоит из трех главных элементов: проезжей части, обочи¬ны и кюветов-канав.
Проезжая часть загородной дороги, как и ули¬цы, предназначена только для движения транспор¬та. По обе ее стороны тянутся обочины для пешехо¬дов, которые, в отличие от тротуаров, не возвышаются над проезжей частью и могут использоваться для непродолжительной остановки автомобилей. Учи¬тель еще раз напоминает учащимся, что идти по обочине рекомендуется против движения транспор¬та, чтобы видеть его приближение. Встречное дви¬жение важно для пешехода и в тех случаях, когда по дороге приближается крупногабаритный транс¬порт, занимающий почти всю ширину проезжей части.
За обочинами прорыты канавы для отвода воды от дороги. Это кюветы.
Обращается внимание на поведение детей на улице. Неприлично, идя с друзьями, занимать весь тротуар, громко разговаривать, кричать, тол¬кать прохожих. При переходе улицы разговоры лучше вообще прекратить, идти нужно спокой¬но, шагом, так как в спешке можно поскольз¬нуться и упасть на проезжей части, а за беседой можно не заметить приближающийся транс¬порт. Особенно внимательным надо быть при переходе перекрестка. Переходить его следует по прямой, а не наискосок. Ког¬да идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам, и их не видно. Кроме того, путь пере¬хода становится длиннее, что приводит к увели¬чению времени нахождения на проезжей части улицы. Все это вместе взятое может привести к созданию аварийной ситуации на улице, веро¬ятности попасть в дорожно-транспортное проис¬шествие.
Говоря о культуре поведения на улице, учи¬тель обращает внимание учащихся на то, что надо быть всегда аккуратно одетым: пальто должно быть застегнуто на все пуговицы, шап¬ка надета прямо, обувь вычищена.

Упражнение. Педагог определяет, как учащиеся различают правую и левую сторону (обычно по правой руке).
Учащиеся делятся на группы (по 5 чел.) и отрабатывают движение по «тро¬туару» одной группы с правой стороны. Другая группа движется навстречу, тоже с правой стороны. Третья группа («водители») «выезжает» на тротуар со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи». Игра формирует вни¬мательность, наблюдательность, бдительность и осторожность, воспитывает дисциплинированное поведение на тротуаре.

Контрольные вопросы
1. Из каких элементов состоит улица?
2. Из каких элементов состоит загородная дорога?
3. Что такое тротуар?
4. Почему тротуар немного возвышается над про¬езжей частью улицы?
5. Для чего служат обочины на дороге?
6. В каких случаях тротуары иногда отделяются от проезжей части металлическими ограждениями?
7. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (дороги)?
8. Как нужно ходить по тротуару?
9. Почему нельзя переходить улицу бегом?
10. Что такое проспект (переулок, площадь)?
11. Есть ли проспекты в нашем городе? Какие площади в нашем городе вы знаете?

Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 2 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».

Внеклассная работа
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Спор».
Обсуждение стихотворения
1. О чем поспорили ребята?
2. Кто оказался прав в споре — Петя или Володя?
3. Почему нельзя переходить перекресток наи¬скосок?
4. Как надо правильно переходить перекресток?




2. Чтение стихотворения А. Домоховского «Ученик и грузовик» учителем, а затем учащи-мися от лица Пети и автора.
УЧЕНИК И ГРУЗОВИК
Говорит беспечный Петя:
— Мне опасность не грозит.
Как шофер меня заметит —
В тот же миг затормозит.
Что же может тут случиться?
Ведь на улице пока
Грузовик меня боится,
А не я грузовика!
Он смеется:
— Не пойму,
Отчего и почему
Должен путь ученик
Уступать грузовику,
Если может грузовик
Уступить ученику.
Каждый, кто машиной правят,
Скажет вам наверняка,
Что, конечно, не задавит
Ученик грузовика.
Но добавим мы серьезно,
Что растяпа-ученик
Может рано или поздно
Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому всегда,
Чтобы не стряслась беда,
Должен путь ученик
Уступать грузовику,
На дороге каждый миг
Должен быть он начеку!
Беседа о прочитанном по вопросам
1. В чем прав Петя?
2. Почему автор назвал Петю беспечным?
3. Можно ли пешеходам ходить по проезжей части улицы?

3. Чтение стихотворения В. Лифшица «Неряха».
Направление беседы
1. О каких ребятах это стихотворение?
2. Не было ли вам стыдно за такого ученика?
3. Что показалось вам особенно смешным в «герое» стихотворения?
4. Как вы ответите на вопрос автора стихотворения?






4. Инсценировка «НА УЛИЦЕ»
В класс входят несколько школьников. Ме¬лом очерчен тротуар. По нему прогуливаются несколько школьников, изображая прохожих. Се¬редину тротуара занимают Миша и Коля, оживленно ведущие беседу и явно мешающие прохожим:
Коля. Мишка, здорово!
Миша. Здравствуй, Коля!
Коля. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил — да, а Вить-ка — нет.
«Прохожие» пробираются мимо остано¬вившихся ребят, обходя их по «мостовой», отделенной от «тротуара». Приятели им явно мешают.
Миша. Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем.
Отходят, продолжая разговор. Их место за¬нимают две девочки, оживленно беседующие друг с другом.
— Вы, что другого места не нашли для разговора? — возмущается «прохожий», натолкнувшись на одну из них.
— Сам ничего не видит, а на нас кричит, говорит одна из девочек.
— Где же нам стоять? На проезжей части? — спрашивает другая.
Ведущая. Где же, ребята?
Под руководством учителя учащиеся o6cyж дают сценку. Учитель заключает:
— Запомните правило: «Если ты идешь с товарищами — не занимай весь тротуар: встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Обращаться, друг к другу надо вежливо и говорить: «Коля, Миша, Витя»

5. Инсценировка «СКАЖИТЕ, КАК ПРОЙТИ»
В класс входит группа ребят. Они играю «на улице» в мяч, прыгают через веревочку. Входит Зоя.
Учитель. Зоя не знает, как ей пройти к нужному адресу. Она спрашивает одного, другого школьника.
Зоя. (обращаясь к играющим в мяч). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Оля. (не оборачиваясь). Не знаю.
Вася махнул рукой в неопределенном направлении. Зоя, постояв, подходит к прыгающим через веревочку.
Зоя. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Ребята хором. Налево! Сначала через мост потом направо! Да нет же! Не надо через дом! Около трамвайной остановки!
Зоя огорченно, недоуменно пожав плечами, уходит.
Все занялись своими делами и через некоторое время уходят из класса.

Инсценировка обсуждается.
Учитель говорит:
— Каждый из нас знает по собственному опыту, как неприятно, когда ребята не знают, как вести себя на улице, а на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.










Занятие 3
ТЕМА: Безопасные маршруты «Дом-школа-дом»
Цель занятия: ознакомить учащихся с маршрутом безопасности «Дом-школа-дом», разработанного с помощью родителей, его изучение.
Наглядные пособия: макет микрорайона школы, таблицы, схемы улиц, перекрестков, рабочая тетрадь «Безопасность на улицах и дорогах»
Ход занятия: Учитель выясняет, знают ли дети, как называется улица, на которой находится школа, свои адреса, названия других улиц микро¬района, заметили ли светофор, пешеходный переход; самостоятельно ли идут в школу или в сопровождении взрослых. В беседе учитель задает наводящие вопросы с целью добиться более подробного описания учащимися дороги и оценки возможных опасностей.

Раздает детям план-схему микрорайона.
Особое внимание обращает на опасные места по дороге в школу. Говорит о том, что выбирать маршрут надо там, где меньше пересечений дорог и нет интенсивного движения транспорта, тогда дорога более безопаснее. Выбирается наиболее безопасный путь к школе с отдаленных улиц. Учитель напомина¬ет учащимся, что ходить надо только по тротуа¬ру, придерживаясь его правой стороны, а перехо¬дить улицу только в обозначенных местах.
Упражнение у макета микрорайона: кто сможет лучше объяснить, как пройти с данного места в школу или домой. Выигрыва¬ет тот, кто укажет самый безопасный путь и сделает это понятно и кратко.
На родительском собрании следует расска¬зать родителям об изучении детьми правил до-рожного движения и предложить им активно включиться в эту работу.
Домашнее задание: С помощью родителей начертить на схемах микрорайона свой безопасный маршрут «Дом- школа-дом».

Занятие 4
ТЕМА: Наши верные друзья-светофоры.
Цель занятия: объяснить учащимся, для чего служат све¬тофоры, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов, научить учащихся переходить улицу по зеленому сигналу светофора.
Наглядные пособия: комплект моделей светофоров: трехсекцион¬ный, пешеходные светофоры с двумя сигналами, макет или схема улицы, перекрестка, фигурки пешеходов, модели машин.
Ход занятия: С каждым годом на улицах города и дорогах страны появляется все больше и больше самых разнообразных машин. Как сделать так, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, чтобы всем было удобно и безопасно.
На помощь приходят наши верные дру¬зья — дорожные знаки и сигналы, регулирую¬щие движение на улицах и дорогах. Об этом и пойдет речь на этом занятии. Вот один из них, послушайте:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
Светофор — добрый друг и помощник во¬дителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам.
Мы знаем, что самым опасным местом для пешеходов и водителей является перекрес¬ток — здесь пересекаются улицы, всегда много людей, со всех сторон подъезжают трамваи, авто-мобили, автобусы. Но, благодаря светофору, пере¬кресток может стать совсем безопасным. Надо только хорошо знать, что говорит нам светофор, как он действует.
О работе светофора хорошо сказал известный всем детям поэт Сергей Михалков:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения.

Хотя в этом стихотворении рассказано о зна¬чении каждого сигнала светофора, все же на них следует остановиться несколько подробнее.
Зеленый сигнал, как мы уже знаем, разреша¬ет пешеходу начать переход. Этот переход дол¬жен совершаться шагом, без спешки. Но и за¬держиваться на проезжей части улицы тоже не надо, так как время действия каждого светово¬го сигнала ограничено: зеленый сменится жел-тым, желтый — красным, и это будет повторять¬ся через равные промежутки времени.
Не все светофоры предупреждают водителей и пешеходов о том, что время действия того или иного светового сигнала истекает. Но некоторые это делают. Например, зеленый. Каким обра¬зом? Миганием светового сигнала.
Мигание зеленого света означает, что его раз¬решающее действие заканчивается и скоро бу¬дет включен желтый свет.
Учитель объясняет детям, что сигналы в трех¬секционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый. Есть и другие светофоры, которые предназна¬чены только для пешеходов. На этих светофорах изображены человечки — красный и зеленый. Красный человечек изображен неподвижным, а зеленый — идущим. Зажегся свет с красным человечком, значит, стой и ты, пока не загорится сигнал с зеленым шагаю¬щим человечком, зашагал человечек, можешь шагать и ты. На некоторых пешеходных свето¬форах изображения человечков нет. Есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или красный с надписью «Стойте». Какой сигнал загорится, ту команду и надо вы¬полнять. Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движения. Это должны знать все.
1. Игры
СВЕТОФОРИК
В зале (или в классе) устанавливается све¬тофор.
Учащиеся делятся на две команды.
Участникам игры надо быть очень внима¬тельными.
Когда ведущий зажигает зеленый свет, то ре¬бята должны топать ногами, будто идут; когда го¬рит желтый свет, то ребята должны хлопать в ла¬доши. При красном свете должна быть тишина.
Перед началом игры обязательно надо прове¬сти репетицию, чтобы все ребята поняли условия игры.
Выигрывает та команда, ребята которой бо¬лее внимательны.
ЛОВКИЙ ПЕШЕХОД
Пешеходы по очереди «переходят» перекрес¬ток. Перейти — значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора.
Попал в красный — «не пересек улицу» — выбываешь из игры.
Попал в желтый — получаешь право бросить мяч еще раз.
Для игры нужны:
— светофор — фанерный ящик с прорезан¬ными в нем круглыми отверстиями. Диаметр отверстий — вдвое больше диаметра мяча; резиновый или пластмассовый мячик. Линия броска находится в 3-5 метрах от све¬тофора.
ПЕРЕЙТИ УЛИЦУ
У ведущего два картонных кружка. Один ок¬леен зеленой бумагой с одной стороны и жел¬той — с другой. Второй — красной бумагой, а на оборотной стороне — тоже желтой. Все иг¬роки делятся на две команды. В зале проводят¬ся параллельные линии, одна от другой на рас¬стоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.
Условия игры:
Когда ведущий делает взмах зеленым круж¬ком, играющие делают шаг вперед, красным — шаг назад, желтым — остаются на месте. Веду¬щий чередует цвета.
Если он взмахнул кружком один раз — надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два — два шага.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Побеждает команда, игрок которой первым перейдет «улицу».
Контрольные вопросы:
1. При каком сигнале светофора можно (нельзя) переходить улицу?
2. Для кого предназначены светофоры с изобра¬женными на них человечками?
3. Что означает мигающий сигнал светофора?
4. Как располагаются сигналы в трехсекционном светофоре?
Домашнее задание:
Раскрасить рисунки по теме 4 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».
Внеклассная работа
1. Стихотворение М. Пляцковского «Светофор».
Чтение стихотворения учителем вслух и об¬суждение прочитанного. Повторные чтения по частям с тем, чтобы учащиеся выучили его наи¬зусть.
СВЕТОФОР
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз
Глядит в упор —
Это строгий
Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Дальше ехать
Не пускает...
Обождал шофер
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул
И говорит: «Ехать можно, Путь открыт!»
При обсуждении стихотворения учащиеся должны дать правильные ответы на вопросы:
2. Для чего нужны светофоры?
3. В какой последовательности расположены сигналы трехсекционного светофора?
4. Что означает для пешехода зеленый, желтый, красный сигналы светофора?
5. Почему автор стихотворения называет крас¬ный сигнал светофора «грозным», «строгим»?
2. Чтение текста «Почему светофор называет¬ся светофором?»

ПОЧЕМУ СВЕТОФОР НАЗЫВАЕТСЯ СВЕТОФОРОМ?
В самом деле, почему?
Начать надо с того, что слово это состав из двух частей: «свет» и «фор».
Ну, «свет» и есть свет. А «фор»?
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носи¬тель» — как будет угодно. А все вместе — «светофор» — значит «носитель света», «несу¬щий свет».
Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого.
Вот почему «светофор».

Пересказ прочитанного на занятии дома.

3. Чтение стихотворения Ю. Могутина «Три говорящих света».
ТРИ ГОВОРЯЩИХ СВЕТА
Днем и ночью,
В дождь и в стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.
Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы.
И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов.
Вот глазок зажегся красный:
Путь закрыт,
Идти опасно.
Желтый свет — предупреждение:
Наберись, дружок, терпения.
Увидал зеленый свет —
Проходи,
Препятствий нет.
Цель этих правил
Всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.

Беседа о прочитанном
1. Почему автор назвал стихотворение «Три го¬ворящих света»?
2. О чем «говорит» красный (желтый, зеленый) свет светофора?
3. В какой последовательности расположены сигналы на трехсекционном светофоре?
4. Какие еще пешеходные светофоры вы знаете?




4. Разучивание песенки «Разноцветные человечки"
Слова В. Степанова Музыка И. Коспачева
1.Там, где улица, как речка,
Там, где площадь, словно море,
Два стеклянных человечка
Проживают в светофоре.
Припев:
2. Два человечка —
Зеленый и красный.
Они на стекле нарисованы краской,
Но, словно живые, в любую погоду
Спешат человечки помочь пешеходу.
Припев.
3. Хоть дают сигнал и разный
Пешеходам человечки —
Одинаково прекрасны
Их стеклянные сердечки.
Припев.
4. Стали мы давно друзьями
С человечками цветными.
Веселей им рядом с нами,
Нам спокойней рядом с ними.

5.Чтение текста «Кто важнее всех на ули¬це» В. Клименко
Установка на внимание с тем, чтобы отве¬тить на вопрос автора.
Катя крепко спала. И приснился ей сон. Будто идет она по улице, а рядом машины про-носятся — легковые, грузовые, автобусы, мото¬циклы, мотороллеры. Даже велосипед один про-ехал, и все без водителей. Ну, прямо как в сказке. И вдруг Катя услыхала, что машины разговаривают между собой. Да еще самым на¬стоящим человеческим голосом.
— Разойдитесь! Пропустите! — кричала спе¬шившая куда-то машина с шашечками — такси.
— Вот еще! Мне тоже некогда, — пробурчал грузовик, нагруженный кирпичом.
— Кому торопиться, так это мне, — заявил остановившийся на остановке автобус. — Я важнее всех. Людей вожу с работы на работу.
— А я письма и телеграммы развожу, — пропищал пролетевший мотоцикл. — Разве это не важно?
— Важно, важно, но пропустите меня, — за¬явил мотороллер с кабиной, на которой было на-писано «Сосиски». — Мне в школу. Дети там завтрак ждут.
— Все важны, все важны! — вдруг щелкнул на перекрестке светофор. Но давайте ездить по порядку, по правилам. И он посмотрел на них сердито красным глазом.
Все машины разом остановились у светофо¬ра и притихли. А светофор мигнул желтым све-том, а затем сказал:
— Пожалуйста, езжайте! — зажег зеленый глаз. Машины поехали.
«Вот оно как. Все важны, а подчиняются свето¬фору. Выходит, — подумала Катя, — как сказал светофор, важнее всего порядок на улице».
6. Разучивание «Песенки красного света».
7. Разучивание «Песенки желтого света».
8. Разучивание «Песенки зеленого света».





Занятие 5

Тема: Знакомство с дорожными знаками.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Наглядные пособия: изображения дорожных знаков.
Ход занятия: Учитель задает вопросы: знают ли учащиеся, что такое дорожный знак;
какие дорожные знаки видели на прогулках по городу; что на них было изобра¬жено? Зачем нужны дорожные знаки? Дополняет ответы новой информацией.
Объясняет, что дорожный знак - это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок. Например, на знаке «Пешеходный переход» для пеше¬ходов изображен человечек черного цвета, идущий через три черные линии. Знак, где человечек белого цвета спускается по ступенькам вниз — это подзем¬ный пешеходный переход, поднимается вверх - надземный пешеходный пере¬ход, Такие рисунки на знаках всем понятны, даже неграмотным людям и иност¬ранцам. Знаки показывают, как вести себя на дороге.
Ежедневно по пути в школу и на прогулках по городу учащиеся встречают дорожные знаки. Они издалека видны пешеходам и водителям и нужны для того, чтобы правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Одни запрещают движение, другие - разрешают, третьи - предупреждают об опасных участках дороги, например о дорожных работах, неровной дороге и т.д. Дорожных знаков много. Учащиеся должны знать дорожные знаки для пешеходов и некоторые - для водителей машин. Водители должны знать все дорожные знаки. Если бы знаков не было, часто случались бы аварии.
Объясняет, что дорожный знак «Пешеходный переход» для водителей име¬ет треугольную форму с белым фоном и красным окаймлением, в нем нарисо¬ван шагающий человечек черного цвета. Он предупреждает водителя о том, что впереди пешеходный переход и надо снизить скорость. Дорожный знак «Пешеходный переход» для пешеходов имеет прямоуголь¬ную форму. На синем фоне - белый треугольник с нарисованным шагающим человеком.
Предупреждающие знаки
«Пересечение равнозначных дорог». Знак предупреждает, что впереди перекрес¬ток равнозначных дорог.
«Светофорное регулирование» Знак предупреждает, что впереди перекресток, регулируемый светофором или регулировщиком.
«Дети». Знак предупреждает водителей о возможности появления детей на про¬езжей части, но он не указывает на место пере¬хода. Знак устанавливается вблизи школ или других детских учреждений.
Запрещающие знаки
«Въезд запрещен». Этот знак адресован, прежде всего, водителям и означает, что движение транспорта в этом месте запрещается.
«Движение пешеходов запрещено» Знак относится к пешеходам и означает, что движение пешеходов в этом месте запрещено.
Информационно-указательные знаки
«Пешеходный переход». Таким знаком обозначаются переходы через улицу или дорогу. Там, где большое движение транс¬порта, пешеходные переходы делают над проез¬жей частью или под землей. Соответственно и название знаков, установленных в этих местах:
«Надземный пешеходный переход» и «Подземный пешеходный переход».




Знаки сервиса
«Пункт питания» , «Питьевая вода», «Место отдыха» . Названия этих зна¬ков говорят сами за себя.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая группа знаков отличается друг от друга формой и цветом.
Контрольные вопросы
1. Почему запрещающие знаки обозначены красным цветом?
2. Что означает знак «Дети»? Где устанавливается этот знак?
3. Что означает знак «Пешеходный переход»?
4. Какие дорожные знаки установлены на пути в школу?

Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 5 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».
Внеклассная работа
1. Чтение рассказа А. Евсеева «Язык улиц и дорог»
ЯЗЫК УЛИЦ И ДОРОГ
У дорог и улиц есть строгие законы. Об этом мы уже говорили. Законы эти требуют бе-зукоризненного знания дорожного языка. На том языке разговаривают все дороги, улицы,
перекрестки, площади.
А пешеходы? Как выйдет на улицу безграмот¬ный пешеход? Дорога говорит ему что-то, пере¬кресток предупреждает о чем-то, улица кричит ему о какой-то опасности, а пешеход «без язы¬ка» идет себе беспечно. Потому что он дорожно¬го знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незна¬ние дорожного языка очень опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивает¬ся жизнью.
А для того чтобы это никогда не случилось ни с кем из вас, изучение дорожного языка в нашей начальной пешеходной школе обязательно.
Когда человек учится читать, ему показыва¬ют буквы. Из букв складываются слова, из слов — целые предложения.
У дорожного языка тоже есть буквы — зна¬ки. Но их не нужно складывать в слово. Один знак, одна дорожая, буква означает целую фра¬зу — дорожный сигнал.
Мы, конечно, не будем изучать все дорожные знаки. Школа наша — начальная и пешеходная.
А пешеход, прежде всего, глядит на светофор. Строго подмигивает он своими тремя глазами:
красный — «Стой! Путь закрыт!»
желтый — «Внимание!»
зеленый — «Иди! Путь открыт!»
А если автомобилю нужно свернуть вправо или развернуться и поехать обратно? Вот тогда знай, водитель и пешеход, дорожный знак.
Но, наверное, у кого-то из вас возник вопрос (и нет в этом ничего удивительного, на уроках не сразу все бывает понятно). Так вот, очевидно, кто-то хочет спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель, а они его предупрежда¬ют, о нем заботятся».
И так это, и не совсем так.
Во-первых, мы условились о том, что не все знаки будем учить. А во-вторых, ведь грамот-ный пешеход будет особенно внимателен там, где указана скользкая дорога, осторожен, если впереди железнодорожный переезд без шлагба¬ума, а, отправляясь на велосипедную прогулку, он просто обязан знать дорожный знак, кото¬рый запрещает ехать велосипедистам.


Беседа о прочитанном
1. Что значит «безграмотный пешеход?»
2. Опасно ли незнание дорожного знака?
3. Какие дорожные знаки вам особенно запом¬нились из прочитанного?

2. Чтение стихотворения «Осторожно, дети!» Ю. Умкова.
ОСТОРОЖНО, ДЕТИ
Светофор здесь
Днем и ночью,
Может быть,
И не горит.
Только знак
Не между прочим.
«Осторожно!» —
Говорит.
Осторожно! —
Значит, школа
Близко
Или детский сад.
Уменьшать машинам скорость
Надо срочно
Всем подряд.
Скорость сбавил
Даже ветер —
Он-то здесь
Причем, чудак!
Осторожно, дети!
«Дети», —
Говорит
Дорожный знак.
Восприятие прочитанного стихотворения проверяется вопросами учителя.
1. О каком дорожном знаке говорится в сти¬хотворении?
2. Как изображен знак «Дети»?
3. Что означает этот знак для водителя транс¬порта?
4. Есть ли такой знак возле вашей школы?
5. Почему в стихотворении говорится: «ско¬рость сбавил даже ветер»?

3. Задания учащимся: внимательно послу¬шать беседу между бабушкой и внуком и отве¬тить на заданный вопрос.
— Посмотри, внучок, что там написано?
— По-моему, «Стойте»!
— Вот видишь, стало быть, нельзя переходить дорогу.
— Не волнуйтесь, бабушка, я не первый раз так перехожу, и все в порядке.
— Так делать нельзя!
— Ведь машины близко нет, чего зря стоять! Прав ли Миша?






Занятие 6

Тема: Дорожная разметка. Цель занятия: ознакомить детей с назначением дорожной разметки. Наглядные пособия: таблицы «Дорожная разметка», схемы перекрестков.
Ход занятия: Учитель по таблице или по схеме показывает линии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем самым повышению их безопасности.
Используя наглядные пособия по теме, учитель рассказывает учащимся о разметке проезжей ча¬сти улицы или загородной дороги.
Все ребята, по-видимому, видели белую продоль¬ную линию, которая делит улицу или дорогу на две равные части, по которым движутся встречные потоки автомашин. Эта линия называется осевой .
Что было бы, не будь осевой линии?
Тогда водители могли бы нечаянно заезжать на «чужую» полосу движения, по которой движутся встречные машины. Происходили бы столкнове¬ния, опасные для жизни водителей и пешеходов аварии.
Бывает, что осевая линия состоит из двух ли¬ний. Они разделяют транспортные потоки проти¬воположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более.
На улицах с односторонним движением осе¬вых линий нет. Они здесь не нужны, так как ма-шины по этим улицам движутся только в одну сторону. Следовательно, осевая линия есть там, где есть встречные потоки транспорта, что, делает пе¬реход очень сложным и опасным для детей. Здесь очень важно научить ребенка правильному поведению на середине улицы, если он не успел завершить ее переход до конца сразу, без останов¬ки. Лучше всего это делать во время специальных прогулок, наблюдая за поведением пешеходов на осевой линии и отрабатывая практические навы¬ки перехода в подобных ситуациях.
Обратите внимание учащихся, как обычно ведут себя пешеходы на осевой линии, их позицию. Осо¬бенность здесь заключается в том, что ребенка, а зачастую и взрослого, не успевшего перейти всю проезжую часть и вынужденного остановиться на осевой линии, уже мало интересует, что делается за его спиной. Все его внимание сосредоточено на машинах справа. Это естественно, так как именно эти машины мешают ему завершить переход. Он выбирает момент, когда, по его мнению, такой пе¬реход завершить можно. Опасность заключается в том, что такой выбор не всегда удачен. Ребенок обычно не может правильно определить расстоя¬ние до машины, скорость и время, которое потре¬буется машине, чтобы пройти это расстояние. А для пешехода, стремящегося перейти улицу как можно скорее, каждая машина — это трудный эк¬замен для его терпения, трудная победа над жела¬нием скорее завершить переход.
Неправильное поведение ребенка на осевой ли¬нии может проявиться также в том, что ребенок, ис¬пугавшись потока машин, которые, как ему кажет¬ся, вот-вот выедут на середину улицы, непроизвольно резко разворачивается и, не поглядев, бросается в обратную сторону, к тротуару, откуда он начал пе¬реход. Опасность такой реакции очевидна.
Несчастные случаи с детьми на осевой линии имеют место даже тогда, когда они находятся на ней с родителями. Вот почему следует помнить, что ребенок на середине дороги — это сигнал повышен¬ной опасности. Конечно, безопаснее всего было бы, если ребенок мог рассчитать переход улицы так, чтобы не находиться на осевой линии. Но уж если так произошло, надо учить его соблюдать выдержку и спокойствие, не поддаваться эмоциям. Научить этому — задача не из легких, одноразовым выходом на улицу с детьми здесь не обойтись. Выполнить эту задачу возможно, если кроме учителя за ее решение возьмутся все, кому небезразлична безопасность детей на улице, и, конечно же, родители, являя со¬бой пример, достойный подражания.
Из других линий разметки следует выделить пешеходный переход — «зебра». Этот участок, по которому пешеходам разрешается пе¬реходить улицу, обозначается широкими белыми линиями. Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход. Нередко здесь устанавливается и знак «Пешеходный переход», с которым учащиеся уже познакомились в пер¬вом классе.
Если во время перехода улицы меняется сигнал светофора и начинается движение транспорта, то пешеход, не успевший перейти улицу, должен ос¬тановиться и ждать разрешающегося зеленого сиг¬нала. В больших городах на широких улицах с мно¬гополосным движением такая остановка обычно делается на островке безопасности, располо¬женном посередине проезжей части улицы и обо¬значенном белыми сплошными линиями. Сплош¬ными желтыми линиями отделяются от проезжей части места, обозначающие остановки транспорт-ных средств общего пользования и стоянки такси (рис. 9). Это посадочные площадки, где люди ждут общественный транспорт, и, следовательно, движе¬ние других автомашин по этим площадкам запре¬щается, даже если на них никого нет.
Игра «Пешеходный переход»
Учащиеся делятся на группы по 5 чел. В упражнениях отрабатываются дейст¬вия перехода дороги по пешеходному переходу: остановка, прислушивание и по¬вороты головы во все стороны, налево и направо. Проводятся индивидуальные и групповые упражнения по практической отработке двигательных навыков пере¬хода улицы и дороги.

Контрольные вопросы:
1. Для чего делается разметка улиц и дорог?
2. Какая линия дорожной разметки называется осевой?
3. Для чего наносится осевая линия?
4. Как надо вести себя на осевой линии при не¬законченном переходе улицы?
5. Что такое «зебра»?
6. Где располагается островок безопасности?
Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 6 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».

Внеклассная работа
1. Разучивание наизусть песенки «Зебры поло¬сатые» (Слова В. Орлова, музыка И. Арсеева).
2. Чтение рассказа М. Кривича и О. Ольгина.
О СТУПЕНЬКАХ ПОД ЗЕМЛЕЙ И ПОЛОСАТОЙ «ЗЕБРЕ»
...Где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумать. Того и гляди, попадешь под машину. Вот мы и займемся сейчас очень важным делом: будем учиться пере¬ходить улицу.
Мостовая — для машин, значит, пешеходу нече¬го на ней задерживаться. Начал переходить доро¬гу — не трать время попусту, иди самым корот¬ким путем — напрямик.
А где переходить улицу? Конечно, только там, где это разрешается. Но как узнать то место, где переход разрешается? По полоскам, которые нари¬сованы прямо на мостовой.
Полосатый переход называется «зеброй». И, правда — похоже. А зачем нужны полоски? Что¬бы ты сразу заметил, где переходить улицу. И что¬бы водитель увидел издалека: здесь может по¬явиться пешеход.
Но может случиться и так, что полосок побли¬зости нет, а перейти дорогу надо. Как быть?
Посмотри повнимательнее — нет ли неподале¬ку лестницы, которая ведет вниз, под землю? Есть? Это — подземный переход. Он самый безопас¬ный. По нему и надо переходить улицу. Спокой¬но, удобно и быстро. Идешь подземным коридо¬ром, а машины едут поверху. Никто никому не мешает.
Запомни: когда рядом есть подземный пере¬ход, по мостовой улицу переходить нельзя!
Беседа о прочитанном:
1. Почему полосатый переход называют «зеброй»? Есть ли переход типа «зебра» на вашем пути в школу?
2. Какой переход самый безопасный? Почему? Можно ли переходить улицу по проезжей час¬ти, если рядом есть подземный переход?
3. Как обозначается дорожный знак «Подземный переход»?
3. Чтение стихотворения.
«О ЗЕБРЕ»
Зебра в Африке живет,
Полосата очень,
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь на перекрестке,
Точно зебра в самый раз
— Переход в полоску.
Вопросы к прочитанному помогут выявить зна¬ния учащихся по теме. Ими могут быть:
1. Является ли «зебра» запрещающим сигналом для движения транспорта?
2. Как правильно пользоваться этим переходом?
Учащиеся подводятся к выводу, что переход улицы по «зебре» не исключает осторожности, а внимательности, так как «зебра» не выполняет функции зеленого сигнала светофора. Этот пере¬ход сделан для того, чтобы пешеходы видели, где переходить улицу, а водители транспорта заранее снизили скорость.


















Занятие 7

Тема: Это должны знать все. Правила перехода улиц и дорог.
Цель занятия: объяснить учащимся значение терминов: одностороннее, двустороннее движение, разъяснить учащимся опасность неожи¬данного выхода на проезжую часть улицы или дороги перед идущим транспортом.
Наглядные пособия: макет микрорайона школы, набор фигур пе¬шеходов и моделей транспортных средств, таб¬лицы, схемы улицы, дороги.
Ход занятия: Рекомендуется начать занятие с повторения ранее пройденных правил, а именно:
• ходить нужно по тротуару, придерживаясь правой стороны;
• проезжая часть предназначена не для пе¬шеходов, а только для транспорта;
• переходить улицу надо на перекрестках и в местах, обозначенных специальными указате-лями;
• переходить улицу надо только шагом и по прямой;
• быть вежливым, аккуратно одетым, не ме¬шать прохожим и водителям транспорта своим поведением.
Соблюдение этих и других правил, с которы¬ми еще предстоит познакомиться, является важ-нейшим условием обеспечения безопасности дорожного движения. Учитель объясняет уча-щимся, насколько усложняется эта задача в не¬настную погоду, когда идет дождь или снег. Если на улице сыро или скользко, едущая ма¬шина не может сразу остановиться, даже если водитель моментально нажмет на тормоза. По¬этому никогда не надо выходить на проезжую часть неожиданно для водителя. Надо помнить, что пешеходу легче остановиться, чем машине. Лучше не спешить переходить улицу, а подо¬ждать, пока пройдет автомобиль.
По проезжей части машины могут ехать или только в одну сторону, или в обе. В первом слу-чае движение одностороннее, во втором — дву¬стороннее.
Если движение двустороннее, то проезжая часть разделена белой линией.
Педагог акцентирует внимание на то, что учащиеся не должны выходить на проезжую часть больших дорог без сопровождения взрослых. Транспорт там движется в несколько рядов, и водители могут не заметить одиноко стоящего на проезжей части ребенка из-за его маленького роста. Это может закончиться аварией.
Переходя дорогу со взрослыми, дети должны помнить, что надо держать их за руку. На больших, широких дорогах с двусторонним движением бывают «островки безопасности». Это может быть возвышение над проезжей частью дороги. Если пешеходы не успели перейти широкую дорогу, они могут остано¬виться на «островке безопасности», чтобы пропустить машины. Водителям нельзя заезжать на «островок безопасности», даже если на нем нет пешеходов.
Педагог проверяет, насколько дети поняли новые слова из дорожной лексики. Формирует умение правильно произносить слова и понимать их смысл, задает вопросы, направленные на активизацию их употребления в речи.
Объясняет, что существуют разные дороги: узкие, широкие, с двусторонним и односторонним движением, с трамвайными путями. Эти дороги надо уметь правильно и безопасно переходить.
Дается установка: подойдя к проезжей части любой дороги, надо остановить¬ся, сказав себе: «Будь осторожен!» Когда ребенок останавливается и настраива¬ет себя на переход дороги, другие мысли «уходят» из головы. Он сосредоточен, внимателен. Если так делать всегда, появляется привычка, обеспечивающая безопасность.
Правила перехода дорог.
Дорога с односторонним движением. Несмотря на то, что на такой дороге движе¬ние транспорта в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противополож¬ную. Потому что навстречу транспортному по¬току при включенных спецсигналах могут ехать машины «скорой помощи», милиции, противопожарной и аварийных служб.
Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части дороги, надо оста¬новиться и посмотреть во все стороны, затем налево, направо, а дойдя до середины – еще раз направо, контролируя ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует оста¬новиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интен¬сивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жиз¬ни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта. Поэтому такие дороги детям младшего школьного возраста можно переходить только в сопровождении взрослых.
Дорога с трамвайными путями. При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановить¬ся, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин – переходить. Перед трам¬вайными путями снова остановиться, посмот¬реть налево, направо. При отсутствии трамва¬ев и машин перейти дорогу до конца. Ни в коем случае нельзя останавливаться между трам¬вайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с интенсивным двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми.
Загородная дорога. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, напра¬во и. убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь
Упражнение: На занятии необходимо отработать с детьми правильные повороты головы, отдавая команды «посмотри налево», «посмотри направо». Пере¬ход улицы в такой последовательности может проводиться вначале в классе или в зале на очерченных мелом «перекрестках». При «пере¬ходе» каждый учащийся объясняет свое движе¬ние следующим образом: «Я смотрю налево. Автомобилей нет. Я дохожу до середины ули¬цы. Я смотрю направо. Я пропускаю едущий автомобиль. Переход улицы заканчиваю». Сле¬дует, однако, иметь в виду, что этот принцип «посмотри налево-направо» оказывается явно недостаточным в условиях многополосного дви¬жения. Ребенок, переходящий такую улицу, может оказаться между двумя рядами движу¬щихся машин, не успев завершить переход. В таких случаях при переходе улицы надо убе¬диться в отсутствии транспортного средства од¬новременно на всех полосах движения, что ре¬бенку не всегда удается. Лучше всего, если его через такую улицу переведут взрослые.
Упражнение ( на транспортной площадке). Учащихся делят на две группы (по 5 чел.), одна из которых выполняет роль транспортных средств, другая – пешеходов. Перекрестки на площадке не регулируются. Отрабатываются правила перехода улиц и дорог.
Контрольные вопросы
1. Что такое проезжая часть? Чем она опасна?
2. Что такое тротуар? Какое поведение на тротуаре может быть опас¬ным?
3. Как обозначаются остановки маршрутного транспорта?
4. Где следует ожидать маршрутный транспорт?
5. Какое поведение опасно на остановках маршрутного транспорта?
6. Объясни значение сигналов светофора.
7. Где можно и где нельзя детям играть на улице? Почему?
8. Почему опасно выходить на проезжую часть неожиданно для водителя?
9. Кому легче остановиться: машине или пешеходу?
10. Как надо переходить улицу с двусторонним движением?
11. Как переходить улицу с односторонним движением?




Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 7 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».

Внеклассная работа
1. Чтение стихотворения Ю. Могутина «Слу¬чай на мостовой».
СЛУЧАЙ НА МОСТОВОЙ
Сядь-ка, дружок,
И страницу открой.
Я написал эту книжку,
Чтобы беда не случилась с тобой
Так же, как с этим мальчишкой.
Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вынырнет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна — хода нет! Но мчится дальше озорник
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза —
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой.
Спешит к бедняге постовой.
Так на проезжей части
Произошло несчастье.
Этот мальчик
Не выучил правил.
Сколько горя
Он людям доставил!
Плачут родители:
Мальчика сбили!
Хмуры водители
В автомобилях.
«Скорая» мчится,
Свистит постовой:
Мальчика сбили
На мостовой.
Из-за несчастья
Закрыт перекресток,
Город в тот час
Лихорадило просто.
Грузы в тот день
Опоздали на стройку,
Хлеб в магазин
Не доставлен был к сроку.
Не получил молока гастроном,
Доктор к больным опоздал
На прием.
Ну а виновник?
Виновник в больнице…
Стены,
Халаты,
Грустные лица.
А армию мальчик,
Теперь не пойдет,
И не возьмут инвалида
На флот.
Он не помчится
Осваивать Север,
Он не посеет
Пшеницу и клевер.
Кто-то другой
Обойдет с рюкзаком
Землю цветущую нашу
Пешком.
Жалко вам мальчика?
Жалко и мне.
Ваше здоровье
Нужно стране.
Все запомним, как один:
Мостовая — для машин,
Пешеходам — пусть свободный
По дорожке пешеходной.
Гоняя мяч по мостовой.
Рискует мальчик головой.
Отведены вам для игры
И спортплощадки, и дворы.
Беседа о прочитанном
Учитель выясняет, что особенно запомни¬лось учащимся в стихотворении, что непонятно, что полезное узнали для себя.
От детей желательно получить ответы на следующие вопросы:
1. С какой целью написал автор это стихотво¬рение?
2. Можно ли кататься на самокате по улице (по мостовой, по тротуару)?
3. Можно ли переходить улицу или ехать на красный свет, если даже поблизости нет машин?
4. Почему нельзя неожиданно появляться перед близко идущим транспортом?
2. Чтение стихотворения В. Викторова «Слу¬чай на перекрестке».
Обсуждение прочитанного
Желательно получить от учащихся мотиви¬рованные ответы на вопросы:
1. Почему дедушка не может перейти перекресток?
2. О чем он попросил парнишку?
3. Выполнил ли он просьбу дедушки?
4. Как поступили бы вы?
3. Инсценировка стихотворения С. Барузди¬на «Герой».
Учитель спрашивает ребят: «Скажите, почему неприятно нам было глядеть на поведение Вальки на улице?»
Ребята без труда указывают на то, что был он небрежно одет, некрасиво шел.
Продолжается беседа о настоящих геройс¬ких поступках, о культуре поведения дома, в школе, на улице.
4. Чтение рассказа Н.В. Чаковской «Случай на дороге».
СЛУЧАЙ НА ДОРОГЕ
Закончился последний урок. Коридоры шко¬лы заполнились многоголосым шумом. Но уче-ники 1 «В» класса не спешили расходиться по домам. Дело в том, что учительница Галина Афанасьевна предложила им организовать школьный живой уголок. Юра пообещал при¬нести своего ежа Тошку. У Коли живет дома белка. Но разрешит ли мама взять ее в школу? Толя и Витя решили поймать голубя. Оживлен¬но обсуждая важное событие, ребята медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину. Они и не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти с троту¬ара на проезжую часть, чтобы их обойти. А в это время по дороге двигался грузовой автомобиль.
Пронзительно завизжали тормоза. Раздался крик женщины.
Мальчики испуганно оглянулись…
Вопросы к учащимся
1. Кто виноват, что случилась беда?
2. В чем вина мальчиков?
3. Как нужно ходить по тротуару?
4. Чем, по-вашему, закончился описанный в рассказе случай?


Занятие 8

Тема: Что такое перекресток. Правила перехода перекрестка.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, научить безопасному поведению на перекрестке.
Наглядные пособия: схемы перекрестков
Ход занятия: Учитель дает определение новому понятию.
Перекресток- это участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешеходов. Это самое опасное место для пешеходов и водителей. На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, пешеходный переход- «зебра», и знак «Пешеходный переход» называется регулируемым, т.е. управляемым.А где нет регулировщика, светофоров или они есть, но не работают или есть только желтый мигающий сигнал, пешеходный переход- «зебра», и знак «Пешеходный переход» - нерегулируемым (неуправляемым). На перекрестке чаще всего и происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают Правила дорожного движения.
Педагог обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулиру¬емого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на про¬езжей части. Это опасно.
Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы крас¬ного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Пере¬ходя проезжую часть на перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо правильно смотреть на светофор для пешеходов.
Педагог конкретизирует правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.
1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противополож¬ной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.
2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом:
остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.
3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному пере¬ходу «зебра» по тому же правилу.
4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируе¬мый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.
Игра «Перекресток»
Учащиеся разбиваются на две группы «водителей» и «пешеходов» (по 5 чел.) и отрабатывают движение по регулируемому перекрестку, объясняя, как правильно и безопасно это делать. «Водители» создают помехи.
Контрольные вопросы:
1. Что такое перекрёсток? Чем он опасен?
2. Какие типы перекрестков бывают?
3. Как переходить регулируемый перекресток?
4. Как переходить нерегулируемый перекресток?
5. Как можно перейти через дорогу, если поблизости нет обозначенно¬го пешеходного перехода?
6. Какой пешеходный переход считается регулируемым и как его от¬личить от нерегулируемого?
7. Как надо переходить дорогу по регулируемому пешеходному пере¬ходу?
8. Как надо переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному пе¬реходу?
Домашнее задание
Раскрасить рисунки по теме 8 в альбомах для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».
Внеклассная работа
1. Выучить наизусть стихотворение Н. Сорокина.
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
О каком перекрестке говорится в стихо





Пожалуйста, оцените конспект - Конспекты занятий по ПДД:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: tatiana07311960 20 мая 2012 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн