Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Программа кружка "Истоки" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа кружка "Истоки" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Пояснительная записка
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников. Предлагаемая программа кружка «Истоки» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно. Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. Представленная программа кружка «Истоки» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 3 класса. Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта. Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует учитывать, что процесс формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны повышенная эмоциональность, сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое личностное отношение к тому, что его окружает. С другой младший школьник воспринимает окружающий мир конкретно - образно и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебно-воспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия. Изучение родного края позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях. Данная рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) (статья 7, 9, 32).; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271); постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р (об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы); Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями); Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»; приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказом Минобразования России от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы"»; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановлением от 30 июня 2011 г. № 763 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"; приказом отдела образования администрации Никифоровского района от 28.08.2012 №240 «О работе образовательных учреждений области по патриотическому воспитанию обучающихся»; Уставом МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Никифоровского района Тамбовской области; учебным планом ДО МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Никифоровского района Тамбовской области. Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии. Рабочая программа реализуется (3-й класс) в течение одного учебного года в объёме 17 часов. Из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 38 часов. Занятия проводятся через неделю. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции; аналитические и эвристические беседы; народные, подвижные игры; работа с наглядными пособиями; работа с объектами живой и неживой природы; частично-поисковая деятельность; анкетирование. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: тестирование; творческие задания; викторины; конкурсы; интеллектуальные игры; выставки творческих работ учащихся; защита проектов. Учебно-тематический план Направление Содержание Количество часов Теория Практика Экологическое направление Вводное занятие. Правила техники безопасности. Экскурсия в музейную комнату. 1 Растительный мир села. Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) 1 Рыбы, обитающие в наших водоёмах. 1 Обитатели воздушного пространства родного края. 1 Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников 1 Животный мир родного края (общие понятия) 1 Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. 1 Историческое краеведение История села. Экскурсия в музейную комнату. 1 Игры и забавы прошлого и настоящего в родном крае. 1 Бабушкин сундук. 1 Устное народное творчество моего края. 1 Как учились крестьянские дети. 1 Труженики родного края. Экскурсия в библиотеку. 1 Герои Великой Отечественной войны - наши земляки. 1 На защите Отечества. Экскурсия в музейную комнату. 1 Моя семья. Конкурс проектов. 1 Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений. 1 Всего 8 9 Содержание программы. Экологическое направление (7 ч). Экологическое направление в программе содержит темы, позволяющие учащимся 3 класса более близко познакомиться с растительным и животным миром края, даёт возможность самим изучить места их обитания, почувствовать себя частью окружающего целого. Историческое краеведение (10 ч). Темы исторического краеведения погрузят детей в мир прошлого своего села, своей семьи, позволят понять, что история России тесно связана с историей нашей малой родины; а люди, что вершат эту историю – наши земляки. Календарно-тематическое планирование № Наименование разделов, тем Всего, час Дата проведения Форма занятий планир. фактич. Экологическое направление 7 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Экскурсия в музейную комнату. 1 лекция 2. Растительный мир села. Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) 1 Экскурсия, работа с объектами живой и неживой природы 3. Рыбы, обитающие в наших водоёмах. 1 аналитические и эвристические беседы, частично-поисковая деятельность 4. Обитатели воздушного пространства родного края. 1 аналитические и эвристические беседы 5. Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников 1 работа с объектами живой и неживой природы 6. Животный мир родного края (общие понятия) 1 аналитические и эвристические беседы 7. Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. 1 аналитические и эвристические беседы, частично-поисковая деятельность Историческое краеведение 10 8. История села. Экскурсия в музейную комнату. 1 Экскурсия, лекция учителя 9. Игры и забавы прошлого и настоящего в родном крае. 1 народные, подвижные игры 10. Бабушкин сундук. 1 аналитические и эвристические беседы, частично-поисковая деятельность 11. Устное народное творчество и народные промыслы моего края. 1 работа с наглядными пособиями, частично-поисковая деятельность 12. Как учились крестьянские дети. 1 аналитические и эвристические беседы, частично-поисковая деятельность 13. Труженики родного края. Экскурсия в библиотеку. 1 Экскурсия, лекция 14. Герои Великой Отечественной войны - наши земляки. 1 аналитические и эвристические беседы 15. На защите Отечества. Экскурсия в музейную комнату. 1 Экскурсия, лекция 16. Моя семья. Конкурс проектов. аналитические и эвристические беседы, частично-поисковая деятельность 17. Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений. проектная деятельность Предполагаемые результаты реализации программы Промежуточные: получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем поселка, о личностях, оставивших заметный след в истории края; приобретение учащимися учебно- интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; повышение мотивации младших школьников; заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка. Отдаленные: сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность. Материально-техническое обеспечение программы 1. «Тамбовская область. Очерки экономической географии». Под общей редакцией П.А.Павлюченко. – Тамбовское книжное издательство, - 1960г. 2. «Леса Тамбовской области». Н.М.Желтов. – Тамбов, - 1991г. 3. «География Тамбовской области» (учебное пособие). – М.К.Снытко, Н.Г.Фомин. – Центрально-Чернозёмное книжное издательство, - 1973г. 4. «Надпись на карте». В.А.Прохоров. – Воронеж, - 1977г. 5. «Климатические ресурсы Тамбовской области». А.А.Следников. – Тамбов, 1994г. 6. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа». Составитель Г.В.Карпов. – Москва. «Педагогика», - 1981г. 7. Анализ исследовательской работы клуба «Исток» с 1989г по 2007 год под руководством учителя географии МОУ «Богородицкая ООШ» Кузнецовой Ольги Сергеевны. Авторские права: Кузнецова О.С., учитель начальных классов Пожалуйста, оцените конспект - Программа кружка "Истоки": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1767 |
Конспект прислал: priyatel 29 сентября 2013 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||