Конспекты уроков для начальных классов » Главная » Родительское собрание Адаптация первоклассников и родителей |
Родительское собрание Адаптация первоклассников и родителей |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Первый школьный месяц – адаптация детей и родителей».
Цель: создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей. Оборудование: анкеты для родителей. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Своё новое положение ребенок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенным в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольников лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренняя позиция школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Новые правила Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребёнок без серьезных проблем включается в новую жизнь. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода раздражаются, капризничают, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. А теперь поговорим о тактике, о ежедневном и ежечасном стиле взаимодействия с новоиспеченным школьником. О привычной линии родительского поведения, которая либо развивает ребенка, либо оставляет его навсегда малышом при папе и маме. И в 7 лет малыш, и в десять, и в тридцать. Практика показывает, что добиться этого в целом несложно- нужно лишь сконцентрировать свои усилия на опеке ребенка, на полном контроле к его делам и задачам. И вот так, не давая ребенку решать свои проблемы и отвечать за свои дела, мы и оставим его навсегда «маменькиным сынком» или «папиной дочкой». Это называется гиперопекой. Под ней понимается такая поддержка ребенка, когда создается зависимость от взрослого, навязываются нереальные стандарты. Психологи выделяют несколько видов гиперопеки. I вид- «Когда мама в восхищении». Любимый ребенок – кумир матери, и она любовно старается отстранить от ребенка все, что мешает детскому благополучию. В каждом взгляде матери ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек – центр мира, вокруг которого все вращается и которому служит. Часто это дополняется неустанным восхищением талантами и способностями ребенка, его уникальностью, что, как правило, чаще всего бывает сильно преувеличено. С детства такой ребенок растет в атмосфере похвал, восторгов и обожания. И незаметно вырастает с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. Первокласснику оказывается медвежья услуга – стараясь поддержать чадо, родители принижают и учительницу, и одноклассников, и весь мир вокруг. Это не поможет учебе, будьте уверены. Данный вариант гтперопеки называют потворствующей, он наблюдается чаще в отношении единственных детей и часто в неполной семье. II вид – «Когда маме интересно». Конечно, родителям интересно про первоклассника все или почти все – с кем посадили за парту, что сказала учительница… Да, интересно. Но в интересах ребенка свой интерес нужно умело дозировать, частично скрывать и стараться никак не оценивать услышанное. Ребенок постоянно под присмотром родительского взора. В придачу зачастую вместе с проявлением интереса мама озвучивает некие выводы: «плохой мальчик», «глупо поступили» и т.д. Отношение мамы к тому, что рассказывает ребенок, проявиться в ее выражении лица, жестах, интонации. Таким образом, мы передаем свое взрослое отношение к событиям жизни ребенка. Ребенок либо принимает наше отношение, либо входит в конфронтацию с нами или с самим собой. Это очень плохо. Потому что, став школьником, ребенок должен отдалиться от родителей, и в школьных делах и в вопросах считать истиной в последней инстанции не их, а учительницу. В первом классе нужно понять и принять, что по всем вопросам учебы главный- учитель. И с учительской позицией спорить дома нельзя ни в коем случае. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Итак, гиперопека этого типа возникает, когда родителям бесконечно интересно все о своем ребенке. В этом случае задача родителей – оставить малышу зону свободного роста, умерить свой пыл и дать возможность формировать собственное мнение. А в вопросах учебы – всячески поддерживать авторитет учительницы. III вид – «Когда родители все контролируют». Понятно, что мама захочет, как лучше – чтобы первоклассник пошел в школу, все, выучив, все, сделав, ничего не забыв. Но такая стратегия работает только в начальной школе. А потом непостижимым образом ребенок из отличника или «хорошиста» делается в лучшем случае троечником. Это скатывании е может произойти рывком, в самом начале средней школы. Может постепенно. При тотальном родительском контроле говорить о развитии произвольности ребенка не приходится. Ребенок не будет делать уроки самостоятельно. Ему это не нужно, раз это не его цель. Таким образом, организуя домашнюю жизнь ребенка, нельзя допускать тотального контроля над ним во всех школьных делах и заданиях. Да, родительскую власть применять необходимо. Понуждая, когда-то контролируя, за что-то наказывая. Но в целом наше отношение к школьным делам ребенка должно носить характер помощи. Таким образом, первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Анкета. ФИО № п/п Вопрос Вариант ответа (да, нет) 1 Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? 2 Способен ли ребенок выполнить устное поручение? 3 Может ли он заниматься каким-либо делом самостоятельно? 4 Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? 5 Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем-либо, обратится ли он за помощью? 6 Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи и т.д.)? 7 Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая? 8 Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности? 9 Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте (на детской площадке, в детском саду и т.д.) 10 Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? 11 Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками? 12 Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? 13 Есть ли у вашего ребенка друзья? 14 Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми? 15 Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? 16 Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес? За каждый положительный ответ 1 балл. Интерпретация ответов. 10-15 баллов - достаточно (хороший – высокий) уровень личностной готовности к школе. 6-9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению. 0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу. Пожалуйста, оцените конспект - Родительское собрание Адаптация первоклассников и родителей: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13596 |
Конспект прислал: hhhh 3 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||