Конспект открытого урока « Развитие речи. Главное слово зимы. Подготовка к сочинению « Путешествие снежинки»
Цель: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме;
привлечь внимание детей к красоте зимних явлений;
способствовать развитию фантазии и творческих способностей детей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Время начинать урок!
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу. Каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж « Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Повторяем вполголоса.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
« Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить. Что за чудный дар уметь говорить и уметь слушать, когда говорят».
В русском языке, как и в других языках, определено как нужно произносить слова, нельзя допускать ошибок при произношении и необходимо соблюдать нормы правописания. И сегодня на уроке мы: «Слушаем, чтобы понять и запомнить»
Сегодня мы будем учиться точно выражать свои мысли, правильно говорить, а значит на уроке мы будем совершенствовать речь. По речи узнают человека.
2. Я предлагаю вам сегодня побывать в волшебной стране Речь.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно
Какие жители живут в этой стране? (слова ……..
Наш язык – язык слов. Все слова языка образуют его словарный (лексический) состав
А вы любите наблюдать вокруг? Я буду читать стихотворение, а вы представьте себе то, что услышите и подумайте о чем это стихотворение?
Беседа о временах года (музыка – Вальс Ф.Шопена. ФА-минор)
Учитель читает стихотворение
..Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты...
Всмотрись проникновенным взглядом
В природу...
В ней, с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: «Остановись, мгновенье!»
И вдруг – сквозь кружево ветвей –
Увидишь солнце золотое,
А в ослепительных лучах
Трепещут листья на ветвях...
Ты спросишь: «Что это такое?
Как этот маленький листок
Вместить так много цвета мог?!
Он то оранжевый, то красный!
В прожилках розово-зеленых...»
И ты воскликнешь удивленно:
«Как это все-таки прекрасно!»
Всмотрись... Не ускользнет от взора
Рисунок зимнего узора
На стеклах твоего окошка...
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты!
- О чем я прочитала стихотворение? ( О временах года)
Какое время года вам нравится и почему? Можно ли выделить какое-то время года особо?
Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
- Скажите, о природе можно рассказать только словами?
Художники заменили слова красками. Композиторы написали музыку. И даже, если вы не художники и не писатели, вы можете сделать прекрасные фотографии.
- Фотографии, картины, музыка – все это может создать хорошее настроение?
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, круглолица
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
Какое сейчас время года? (зима)
-О какой царице говорится? Кого вы можете представить? ( Снежную королеву)
Снежная королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства литературы.
3. Задание по чистописанию проведем в поэтической страничке.
Дан классический текст, отрабатываем начертание и соединение букв.
А чтобы красиво получилось письмо, проведем пальчиковую гимнастику.
Мы наши пальчики сплели (дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше)
И вытянули ручки
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
4.Отработка четкости и ясности произношения звуков.
Белая скороговорка:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- с помощью « белых» слов мы создали зимнее настроение
5. Словарную работу проведем, разгадывая кроссворд
1.Куча снега, наметенная ветром (сугроб)
2.Зимнее явление природы (снегопад)
3.В белом бархате деревья-
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. ( иней)
4. Кто рисует на окне
Зимние узоры (мороз)
5. Гуляю в поле, летаю на воле
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю (метель)- синонимы вьюга, пурга, буран,
6.Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед)
-Какое главное слово, с чего начинается зима? ( Снег)
- Хотите узнать историю этого слова?
Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья на с. 133 Толкового словаря Е. Леоновича.)
Всего у слова снег 42 однокоренных слова.
В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. ( Снежинки, снег)
- Все вы наблюдали, как падают снежинки, а можно подобрать музыку снега? Какой музыкальный характер музыки можно подобрать? (танец, песня, марш) Танец- вальс.
Пальчиковая гимнастика (сжимаем кулачки, вытягиваем указательные и средние пальцы, затем режем « воображаемую бумагу»)
Правило работы с ножницами.
6.Творческая работа.
1. Вырежи квадраты
2. Каждый квадрат сложи по намеченным линиям так. Как показано на схеме.
3. Вырежи снежинки.
Послушайте» Вальс снежных хлопьев» из балета» Щелкунчик», который написал Петр Ильич Чайковский.
4. Наклейте на голубой фон вырезанные снежинки, и получится картина
« Танец снежинок»
- Снежинки. Они всегда такие разные и очень-очень красивые, но к сожалению, эта красота недолговечна. Но за тот короткий промежуток времени, пока снежинки опускаются на землю, с ними может произойти много интересного.
7.- А сейчас послушайте, какой увидел Константин Бальмонт снежинку, как он описал ее в своем стихотворении.
Чтение стихотворения К.Бальмонта « Снежинка»
Снежинка. К.Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится.
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно- белая.
Под ветром воющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена.
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
8. Беседа о прочитанном.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какая у автора снежинка по характеру? (очень смелая)
9. Обогащение словарного запаса, активной лексики учащихся.
- Ребята, а давайте подумаем и скажем
КАКАЯ? у нас будет снежинка.
Что делает? наша героиня в наших рассказах.
( Дети отвечают и вместе с ответами на доске появляется схема)
КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Белая порхает
Смелая кружится
Умелая летает
Пушистая танцует
Серебристая снежинка падает
Кристальная взмывает
Красивая катается
Нежная путешествует
Веселая тает
сверкающая проносится
10-.Ребята, а вы любите сказки? Многие из вас любят читать сказки, а вы не пробовали сочинить сказку.
Вот мы с вами и придумаем, какие необыкновенные приключения могут случиться с этими маленькими и нежными созданиями.
Знаем – повторим, не знаем - узнаем
Итак, что мы знаем о тексе?
Каждый текст создается на определенную тему. Тема текста = это о чем (или о ком говорится, часто отражается в его названии.
Основные типы речи – повествование, описание. Рассуждение. Их можно различать по вопросам. К повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?. К рассуждению – почему?
Слова, которые помогают нам восстановить в памяти текс, наз. опорными..
Текст – Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически
По смыслу:
1) определенная тема (о чем говорится) – слова на одну тему, синонимы, повтор слов, однокоренные слова;
2) заголовок;
3) основная мысль
Грамматически:
1) последовательность предложений, порядок слов в предложении;
2) интонация;
3) три части (зачин, развитие действия, концовка)
Признаки текста:
Предложения объединены темой, основной мыслью, заголовком; текст можно восстановить по опорным словам и разбить на абзацы.
- А теперь проверим, хорошо ли знаете типы речи?
Типы речи
Описание Повествование Рассуждение
(какой) (Что произошло?) ( Почему произошло?)
1)предмета;
2)места;
3) состояния
Человека среды
Повторить
- что такое текст – повествование? (это рассказ о каком-то событии)
- чем повествование отличается от описания? (в описании речь идет о каких-либо внешних признаках, а в повествовании рассказывается о том, что случилось, что произошло)
-какие три части обязательно есть в тексте- повествовании (начало, основная часть, (само событие), заключение)
- Подумайте, о какой снежинке вам бы хотелось рассказать, какие приключения или чудеса могли с ней произойти? (памятка)
Приключения снежинки.
Далеко-далеко, высоко-высоко в огромной туче жили-были снежинки – сестрички. Много их было, а одна ……______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
11.Итог урока
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
-Чему научились на уроке?
Мне хочется поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.
Ребята. Попробуйте сами оценить свою работу. Если вам сегодня было интересно, то улыбнитесь мне и похлопайте.
12. Домашнее задание: записать сочинение, украсить рисунками.
|