Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 1 класс » ПАСХАЛЬНОЕ УТРО. Урок музыки для младших школьников из серии "За страницами учебника" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
ПАСХАЛЬНОЕ УТРО. Урок музыки для младших школьников из серии "За страницами учебника" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок включает в себя:
• Ритуал приветствия, который позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, даёт положительный психологический настрой. • Слушание пьесы П.И.Чайковского «Утренняя молитва» в исполнении учителя музыки. • Слушание некоторых фрагментов народной музыки a capella в исполнении солистов фольклорного ансамбля, что создает особый эмоциональный настрой детей. • Сценку по мотивам Нижегородского фольклора «Пасхальный сюрприз», роль которой коррекция застенчивости, проявление творчества. • Пение «волочебных» песен, развивающее музыкальные способности ребёнка. • В качестве элемента коррекции эмоционального настроя, по окончании урока, ребята изготавливают праздничную открытку «Пасхальное яичко». • Все приёмы, использованные во время урока, помогают сформировать у детей навыки межличностного общения. Задачи: • Показать художественные особенности пьесы Чайковского «Утренняя молитва». • Закреплять у детей знания об особенностях инструментальной музыки. • Прививать детям желание слушать классическую музыку. • Развивать умения исполнять народные «волочебные» песни. • Воспитывать уважительное отношение к русским традициям, бережное отношение к искусству. • Воспитывать любовь к классической музыке через художественное слово и цвет. • Воспитывать интерес к народным традициям. Материалы и оборудование: • Иллюстрированная книга-сборник «Детский альбом». • Декорации для инсценировки «Пасхальный сюрприз». • Конверты с шаблонами «бабочка» и «яичко» для изготовления открытки. • Иллюстрации с изображением раннего утра. • Свеча (ее можно зажечь в начале урока). • Колокольчик. Предварительная работа: 1. Учитель музыки знакомит детей с жанром народной «волочебной» песни, с ее особенностями. Приложение №1 2. С группой детей учитель готовит театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз». 3. Разучивает с детьми «волочебную» песню «Далалынь, далалынь». Приложение №2. 4. Готовит конверты для работы с ними на этапе урока – «изготовление пасхальной открытки». Урок проводится в классе, оформленном веточками вербы, детскими рисунками на тему «Пасха». Дети приходят и рассаживаются на свои места. Звучит «Утренняя молитва», аудиозапись. Учитель приветствует ребят словами: "Христос воскресе" и "Воистину воскресе" - Слыхал я в детстве странные слова. И мне казалось, где-то в поднебесье Сияет в нимбе чья-то голова. А на земле - подкрашенные яйца И в каждом доме дразнят куличи. Их носят ночью в церковь освящаться Под тусклый свет лампады и свечи. Поток людей зовется Крестным ходом, Сверкают счастьем детские глаза. Сдаются свечи лучикам восхода, Ложатся спать хмельные голоса. Но хрупок сон, когда приходит Пасха - Церковный праздник в зареве цветов. Катают яйца дети без опаски, Крещеный люд отходит от постов. "Христос воскресе" и "Воистину воскресе" - Слыхал я в детстве странные слова. И мне казалось, где-то в поднебесье Сияет в нимбе чья-то голова. (Георгий Скрипкин) Учитель: Дети: • Готовят пасхальные блюда: кулич и крашеные яйца; • Звонят колокола; • Люди ходят в церковь на службу; • Дети ходят по домам с особыми песнями. Учитель: «…Почти повсеместно в первый день Пасхи дома в селении обходили дети («волочебный обход»), с пением под окнами «волочебных» песен. Деревенские ребятишки собирались по 10-20 человек, поздравляли хозяев: «Христос Воскрес!», те отвечали: «Воистину воскрес!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, сладостями. Не одарить ребятишек казалось зазорным, хозяева ждали «волочебников», как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства, но в дом приглашать их было не принято. Угощение выносили во двор или подавали через окно…» (по страницам «Русский праздник» «Искусство-СПБ 2001.) Ребята, хотите посмотреть как это было? Учитель предлагает ребятам посмотреть театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз». Песни знакомы всем учащимся, поэтому спеть их можно хором, таким образом не будет деления детей на зрителей и исполнителей, каждый из детей почувствует свою значимость. «Пасхальный сюрприз» Действующие тётка Матрёна. лица: дядька Григорий. рассказчик, мальчик в русском костюме. девочки и мальчики в русских традиционных костюмах. Атрибуты и декорации: в классе декорация деревенского двора (забор, на заборе курица с петухом, собака в будке). Во дворе «тётка Матрёна» и «дядька Григорий» (ростовые куклы). Ширма, за ширмой «рассказчик» и корзиночка с травкой, в которую спрятаны конверты с заданием для самостоятельной работы. Песни к спектаклю по выбору учителя. Звучит русская народная песня «Тимоня» (аудиозапись). Дети сидят на «корточках» около ростовых кукол. Рассказчик (неспеша) Тётка Матрёна И дядька Григорий Держали в деревне Большое подворье: Три поросёнка, Корова, лошадка. У курочки – Рябы Детки – цыплятки И петушок – Золотой гребешок, И рыжий щенок По кличке «Вершок»… Детей в семье было много, Дети (хором) Пост соблюдали строго! Рассказчик Жили - не тужили, Зиму пережили. Дождались дней весенних, Светлого Христова Воскресенья! Под пасхальный звон колоколов дети выстраиваются в полукруг и поют «Весна – красна» . Девочка (радостно) Стол пасхальный накрываем. Веткой вербы украшаем, Из печей несём куличики, А от курочки – яички. Мальчик: (берёт в руки курочку с декоративного забора) Нам дай, курочка, яичко простое, Девочка Мы его распишем, Будет золотое. Дети берут в руки заранее приготовленные открытки. Девочка (с любовью) Яйцо – символ солнца, Любви и надежды Мальчик (торжественно) Нарядим яйцо В пасхальные одежды! Мальчик (с озорством) Своему дружке Егорке Нарисую мотылька*( к легкой жизни) Без отцовской пусть, без порки Будет жизнь его легка. Делает вид, что рисует на яйце (открытке) щепочкой, все остальные ребята «любуются» росписью. Девочка (мечтательно) Ну, а я подружке Оле Разрисую всё фасолью.*( к замужеству) Будет ей жених богатый – Симпатичный, конопатый. Мальчик А соседским близнецам Нарисуем солнце!*( к счастью) Девочка Пусть заглядывает чащ Солнце к ним в оконце. Дети поют, обращаясь к солнышку, поднимая руки вверх «Солнышко, покажись». После песни мальчик выносит из-за ширмы корзинку с зелёной травкой, выращенной заранее, или искусственной (в корзинку спрятаны конверты для самостоятельной работы, смотри приложение №3) со словами: Мальчик Рисовать я не умею, Я ещё малявка. В зиму зёрнышко посеял, Получилась травка. Девочка (как бы по секрету, почти шёпотом) Травка очень даже кстати, Мы в неё яички спрячем! Все, кто держит в руках яички, «прячут» их в корзинку с травкой. Девочка (обращаясь к участникам миниатюры) Ну-те, братцы, Собирайтесь все в кучечку, Пойдём в село, Поздравим всех с праздником! Мальчик С Христовым днём, С Красным яйцом!!! Все исполняют песню «Далалынь, далалынь» (приложение №2), имитируя «поход к соседям». Девочка (обращаясь к зрителям) Ой, как много добрых лиц, От соседей Вам сюрприз! Мальчик Нам на радость, Вам на удивленье. С Пасхой Вас, С Христовым Воскресеньем! Под торжественную музыку корзинку с яичками (конвертами для самостоятельной работы) ребята преподносят одноклассникам. Урок заканчивается самостоятельной работой «Изготовление пасхальной открытки» Приложение №1 «…С древних времён существует потребность человеческой души пением выражать свои чувства. В сложенных народом песнопениях раскрывается вся красота и богатство духовного мира… Во многих сёлах и деревнях на Руси было принято ходить на Светло Христово Воскресенье по дворам с особыми «великоденскими» песнями… За исполнение «великоденских» («волочебных»*) песен «волочебники» получали крашеные яйца и другую пасхальную еду…» (Г. Науменко «От Рождества до Покрова») *«волочебные» - песни, в которых сплетаются религиозно-православные и «колядочные» мотивы традиционно исполнялись детьми в праздник Пасхи. Приложение №2 Русская народная песня.Исполняется под аккомпонемент колокольчика Далалынь, далалынь, Хозяинушка! Христос Воскрес! Сына божия! Кто не даст пирога, Мы корову за рога! Христос воскрес! Сына божия! Литературы и ресурсы: 1.«От Рождества до Покрова». Г. Науменко издательство «Кифара» 2002 г. 2. Православный журнал для детей «Саша и Шура». № 2, апрель 2006 г. Детский православный центр «Благовест» Нижегородской епархии. 3. «Русский праздник». Санкт – Петербург «Искусство – СПБ» 2001г. 4. «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». Академия постдипломного педагогического образования. Санкт – Петербург 2005 г. 5. «Весенние песни». Нижегородский дом фольклора, 1996 г. Авторские права: Лапина Светлана Пожалуйста, оцените конспект - ПАСХАЛЬНОЕ УТРО. Урок музыки для младших школьников из серии "За страницами учебника": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5599 |
Конспект прислал: лимон 22 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||