Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 1 класс » Логопедическое занятие Дифференциация Л-М |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Логопедическое занятие Дифференциация Л-М |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Орлова Ольга Ильинична,
учитель-логопед I квалификационной категории МОУ Краснокаменской СОШ №4 Приемы работы по устранению оптической дисграфии Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». 1, стр.48. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Я хочу рассказать об одном виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза 4, стр. 20. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы 1, стр. 50: а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса). 2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 3. Формирование пространственного восприятия и представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. 5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений. 6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах 3, стр.153 Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Работа по дифференциации букв начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Дети с ЗПР из-за особенностей развития интеллектуальной сферы, психических процессов, речи, личности затрудняются обучаться по традиционной программе, привычным способом, обычными методами и приемами. От учителя требуется использование специальных приемов стимулирования умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическую значимость, детей необходимо обучать через интересную для них деятельность (игровую, художественную). У таких детей слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, словесно-логическое мышление, ограничен объем словаря. Учащиеся не могут понять «абстрактных» законов развития речи, правила письма, чтения 2, стр. 59. Я хочу предложить Вам различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии 2, стр. 59: • Прием «Рисование буквы» используется педагогами коррекционных школ, логопедами, стал популярным в программе Занкова. Полагаю, что этот прием удачный для профилактики различного рода дисграфий как у детей с ЗПР, так и с нормой развития. При применении данного приема: - дети учатся осознавать свою речь, как предмет изучения, а не только как средство передачи информации; - активизируется мыслительная деятельность, воображение через игру и рисование; - дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления на уровне наглядно-образного мышления с переходом к словесно-логическому; - закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном, артикуляторном уровне. Знание букв автоматизируется во всех направлениях; - формируется интерес к занятиям, к речи как явлению. Сам прием заключается в подборе к букве образа, соответствующего по зрительным, акустическим, артикуляторным, двигательным показателям. Например: Буква «О» Особенность как графемы – овал. Как артикулемы – губы овалом. Как фонемы – гласный, выражение восторга. Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями обруча. Следовательно, образ буквы «О» - обруч, облако, озеро. Буква «А» Особенность как графемы – два элемента. Как артикулемы – губы шире. Как фонемы – гласный, выражение пренебрежения. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение при надевании шарфа. Следовательно, образ буквы «А» - шарф. Буква «Б» Особенность графемы – элемент вверх. Как артикулемы – в произношении участвуют губы. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение головы барана. Звуковое сопровождение – блеяние барана. Следовательно, образ буквы «б» - голова барана. Буква «Д» Особенность как графемы – элемент вниз. Как артикулемы – в произношении участвуют десны. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя. Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» - дождь. • Прием «Пальчиковая азбука» как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий: - построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом; - сравнение пальчиковой буквы с образцом; - предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; - предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца; - рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения); - отгадывание буквы, построенной другим ребенком. Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии: • складывание букв из составляющих их элементов; • «переделка» одной буквы в другую; • вылепливание смешиваемых букв из пластилина; • письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор); • вырезывание букв из бумаги или картона; • обводка контуров букв; • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.); • узнавание букв, наложенных друг на друга; • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные); • письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку (на заключительных этапах работы) 3, стр.153 Логопедическое занятие из раздела «Коррекционная работа по преодолению оптических и кинетических нарушений». 1 класс Тема занятия: Дифференциация букв л-м. Цели: Образовательные: • уточнить представления учащихся о звуках и буквах л, м; • учить соотносить звук с соответствующей буквой; • дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях; • давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия. Коррекционные: • развивать фонематическое и зрительное восприятие учащихся, зрительную произвольную память. Воспитательные: • воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность. Оборудование: Лепестки из бумаги, зеркала, буквы-символы, тетради, ручки, цветные карандаши, магнитофон, ароматизированные свечи, цветы-заготовки, компьютеры. Ход занятия № Этапы занятия Содержание 1. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы» - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Проверьте, все ли готово к занятию. Для самых активных, внимательных и старательных ребят я приготовила небольшие сюрпризы. 2. Подготовка к восприятию нового материала Игра «Угадай по контуру» (узнать предметы, изображенные по контуру и наложенные друг на друга). -Назовите предметы. Выделите первый звук в словах. Активные ребята получают лепестки. 3. Объявление темы и целей занятия - Кто сможет озвучить тему занятия -Что мы будем делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать, обозначать буквами) 4. Характеристика звуков Упражнение на артикуляцию. -Какими вы представляете звуки [м], [л], [м'], [л'] когда их слышите? На что похожи эти звуки? Каким бы цветом вам бы хотелось их нарисовать? Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними (зеркала): 1) Произносим твердо [м] – губы плотно сжаты, язык внизу; [л] – губы сжаты неплотно, язычок поднимается к верхним зубам, язык – «иголочкой». 2) Произнесите мягко эти звуки. 3) Что вы знаете про эти звуки? (дети дают характеристику: согласные (взяли ниточки в руки – проверили, тянется или рвется). А что вы услышали при произношении шум или голос? Правильно! Это самые голосистые из всех согласных. Их называют сонорные, т.е. самые звонкие. Вывод: чем похожи и чем отличаются эти звуки? Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести (ладонь показывает на положение языка): М, М, Л, Л, М. Ребята, которые давали правильные ответы, получают по лепестку. 5. Упражнения на развитие оптико-пространственных отношений Индивидуальная самостоятельная работа на ПК. ЦОР «NIKITA. KIDDY1» «Собери картинку» 6. Зарядка для глаз по тренажеру Выполнять движения взором по траекториям: зеленый – 3 раза, красный прямоугольник – 3 раза, по диагоналям, по вертикали и горизонтали. 7. Соотнесение звуков и букв Звуки [м], [м'] на письме обозначаются буквой «М», (дети берутся попарно за руки). Взялись за руки друзья: И сказали: «Ты да я – это мы!» А между тем получилась буква М. -На что еще походит буква «М», с чем ее можно сравнить? Алфавит продолжит наш буква «Л» - лесной шалаш. С чем бы вы еще, ребята, сравнили букву «Л»? Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета. Сколько элементов у буквы «Л»? Напишите букву «Л» в воздухе. Сколько элементов у буквы «М»? Напишите ее в воздухе. 8. Упражнения 1. Прослушайте слова, поднимите букву «Л» или «М», услышав соответствующий звук в слове: укол, дом, мука, стол, мороз, колючка, площадь, бумага, клубника, блюдце, мышь, скамейка. 2. Прочитать чистоговорки, дописать в них недостающий слог. Проверка: (раздаются лепестки). 9. Дыхательная гимнастика «Облако дыхания» -Как мы должны говорить? (четко, внятно, всем понятно). Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет «облачко дыхания». Выполнение упражнений: И.п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение «свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза. Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит лепестки. 10. Упражнения Вспомнить о количестве элементов у букв Л, М. Какой цифрой можно заменить букву Л (соотнести с количеством элементов), а букву М. 1. Расшифровать слоги, заменив цифры соответствующей буквой. Какие из них не являются словами? Составьте предложение с одним из слов. Запишем в тетрадь самое удачное предложение. 2. Вставить пропущенную букву в словосочетание, подчеркнуть букву Л двумя чертами, букву М – тремя. 11. Итог занятия. Домашнее задание - Повторим еще раз, что мы узнали про звуки нашего занятия. Что мы изобрели, чтобы не путать эти буквы? Мы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем и расслабимся. (музыкальная релаксация и ароматерапия). Звучит спокойная музыка, зажигается свеча. -Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахом вокруг вас: как приятно пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен, пахнет ромашкой и клевером. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этими ощущениями, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно с вами будет весь день. А теперь откройте глаза, сядьте ровненько и попробуйте нарисовать настроение, которое осталось у вас после нашего занятия. Покажите нам свои рисунки. А это наш сюрприз: каждый из вас получает цветы. Вам останется дома только приклеить лепестки, которые каждый из вас сегодня заработал. Занятие закончено. Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения: недостаток внимания, самоконтроля, общая познавательная пассивность, недоразвитие отдельных познавательных процессов – восприятия, памяти, негрубые недостатки речи, нарушение моторики, низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов в учебно-познавательной деятельности. Эти особенности учащихся были учтены мною при планировании занятия. Литература: 1. М.М. Аманатова. Дифференциация букв по оптическому сходству, ж-л «Школьный логопед», 11/2006 2. О.А. Вавринович. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей младшего школьного возраста грамоте, ж-л «Начальная школа» 3. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах, М. Владос, 1999 год 4. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М. Просвещение, 1997 год Авторские права: О.И. Орлова Пожалуйста, оцените конспект - Логопедическое занятие Дифференциация Л-М: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9651 |
Конспект прислал: Оли 13 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||