Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 1 класс » русское чудо- частушка.Музыкальное занятие из цикла «Беседы о русской песне» для младших школьников. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
русское чудо- частушка.Музыкальное занятие из цикла «Беседы о русской песне» для младших школьников. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Каких только нюансов, оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие- Россия. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Вместе с тем она ничуть не консервативна и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, (традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку, «под язык» или без музыкального сопровождения), привычная форма и неистощимый народный юмор.
В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Эмоциональный тон большинства частушек — мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре В. И. Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения кажется более убедительной. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них. Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Ни одно торжественное событие современной российской школы не обходится без частушки. Изучая музыкальный портрет современного школьника, я пришла к выводу о том, что большинство из них владеют самой минимальной информацией о русской частушке. Занятие «Маленькие да удаленькие» предлагаемое вниманию редакции в простой, доступной форме рассказывает детям о вечно кипучей и солнечной частушке. Его можно приурочить ко многим традиционным русским праздникам: Масленице, Пасхе, Троице, Кузьминкам… Цель: Приобщение детей к музыкальным традициям русского народа. Задачи: • воспитание позитивного отношения к народному творчеству, культуры слушания музыки. Возрождение обычая музицирования в кругу друзей, в семье, на миру. • развитие музыкальных способностей, вокальных навыков. • способствовать умению определять жанр русской частушки, ее характерные особенности. Предварительная работа: Учитель музыки • разучивает с детьми частушки • с родителями (мамой и папой) одного из детей разучивает «Страдания-признания» • украшает класс в традиционном русском стиле Дети • в качестве домашнего задания, разучивают частушку со слов своей бабушки или мамы. Ход урока Под русскую народную песню дети входят в класс. Учитель приветствует вошедших частушкой. Здесь и далее напев частушки в приложении №1 или по выбору учителя. Лучше, если напев будет подлинным и частушка прозвучит акапельно, это придаст занятию национальный колорит. Учитель(поет): Я пою для вас частушку, Слушайте внимательно Если вы мне подпоете, Буду вам признательна. Ребята, вы узнали, как называется песня, которую я вам спела? Дети: Да, это частушка. Учитель: Учитель: Это частушка - нескладушка, в ней поется о том, чего вообще не может быть. Вечерами на гулянье слышны частушки «разговоры», разговор двух подруг, веселый разговор товарищей. В праздничные дни повсюду пели частушки. Послушайте частушки приложение №2 в исполнении наших девочек и ответьте на вопрос, о каком всеми любимом развлечении в них поется? Дети: В частушках поется о качелях. Учитель (обращает внимание ребят на картину «На качелях»): «Хорошо в Пасху покачаться на качелях - грехи сдувает» - гласит народная мудрость. Во многих местах на Пасху устраивали качели - одно из любимых народных развлечений. Для детей их делали во дворах, а на деревенской площади, выгоне или другом открытом месте возводили большие общественные качели, на которых качались все, а в первую очередь - девушки с парнями. Сооружение качелей тоже было обязанностью молодежи. Строительство качелей поручалось парням, но девушки иногда помогали им (например, пряли на посиделках нити, из которых потом вили веревки для подвешивания или укрепления сидений). Возведенные на площади качели обычно становились центром народных гуляний; около них с самого утра и до поздней ночи толпилось множество народу: девки и бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками, едва ли не все население деревни. Здесь устраивали ярмарки, водили хороводы, пели и играли. Девицы приходили к качелям наряженные в лучшие одежды, так как тут происходили своеобразные "смотрины невест" и каждая девушка старалась продемонстрировать свою красоту и богатство. Когда-то качание на качелях имело ритуальный смысл - считалось, что оно (как и всякое действие, изображающее "подъем") стимулирует плодородные силы, благотворно влияет и на урожай, и на появление потомства у людей и животных. Именно поэтому на качелях чаще всего качались с Пасхи до Троицы, т.е. во время роста хлебов. Представление о том, что качели помогают быстрее вступить в брак, сохранилось в песнях и частушках, которые распевались во время качания (поет): • "На Святой неделюшке Повесили качелюшки, Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься", • "На горе стоят качели, Пойду покачаюся. Нынче лето отгуляю, Зимой повенчаюся" и т.д. Учитель Ребята, а какие музыкальные инструменты могут сопровождать пение частушек? Дети Гармонь, ложки, трещетки, балалайка. Учитель Все перечисленные вами музыкальные инструменты называют русскими народными. И не случайно вы выбрали именно их, ведь частушки тоже русские народные. Учитель О чем еще мы говорим «русские народные»? Дети Есть русские народные песни, русские народные сказки, загадки, пляски… Учитель Коля, Коля дрова колет. (поет) Коля в клеточку кладет. Коля Олю ожидает, Вместе с ней плясать пойдет. А ну-ка, парни приглашайте девочек танцевать. Ребята исполняют танец по выбору педагога в качестве физкультминутки. Учитель И все же главная тема частушечной шутки - любовь, влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». В исполнении старшеклассников - солистов школьного фольклорного ансамбля звучат «Страдания- признания» (частушки о любви), напев частушек по выбору педагога: Вместе: Как за Обью за рекою, Где черемуха цвела, Начались у нас с тобою, Друг, сердечные дела. О н а: По тропинке бесконечной Шли мы вдоль Оби- реки. О любви своей сердечной Говорил мне родненький. О н: Вот принес тебе в подарок Я платочек газовый. Только, милая, об этом Ни кому не сказывай. О н а: Постоим с тобою рядом Плечико о плечико, Чтоб не ныло, не болело По тебе сердечико. О н: Взял бы я тебя на ручки, Посадил тебя на печь- Таких девушек красивых Лучше дома приберечь. Вместе: Мы всегда, везде такие- Утром, вечером и днем, И страдания- признания Сердечные поем! Учитель Чем отличаются страдания от других, звучавших сегодня частушек? Дети Они медленные, плавные, певучие, про любовь, их пели взрослые, а мы слушали и пели частушки быстрые и смешные. Учитель Сколько лет живут частушки! Их поют наши родители, бабушки, да и мы их не забываем. Где можно услышать частушки? Дети Люди поют частушки на праздниках. Дома, когда собираются гости.В школе мы поем частушки. Частушки можно услышать по телевизору, когда выступают артисты. Учитель А сейчас, что узнали о частушках проверим. Проводится игра «Правда-неправда». Учитель задает детям вопросы, дети отвечают: «Правда» или «Неправда», обосновывая свой ответ. • Правда ли, что частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались грибные? нет, частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались лесные • Правда ли, что тараторка- это тоже частушка? да, в старину частушку называли по-разному: матаня, тараторка… • Правда ли, что в старину частушки пели только пожилые люди? нет, в старину частушки пели молодые парни и девушки • Правда ли, что не бывает частушек про любовь? нет, не правда, частушки про любовь называются страдания • Правда ли, что в частушках - «нескладушках» все «чистая» правда? нет, в «нескладушках» поется о том, чего не может быть • Правда ли, что частушка маленькая да удаленькая? да, о ней так говорят, потому что она короткая, веселая. Частушка – это целая история, рассказ, маленький, но интересный и поучительный Учитель Русская частушка удивительна. Слово частушка понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль- тоску, учит уму- разуму. Давайте сбережем ее в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает! Занятие заканчивается частушечной эстафетой «Катилось яблоко», для этого ребятам необходимо встать в круг, если позволяет учебное помещение. Учитель держит в руках яблоко и запевает частушку, затем передает яблоко стоящему рядом ребенку. Тот, у кого в руках оказалось яблоко поет свою частушку, выученную дома с бабушкой или мамой и передает яблоко рядом стоящему соседу, и т. д. Эстафета продолжается до тех пор, пока все частушки не прозвучат. Учитель «Поселяйся там, где поют: те, кто поют - худо не думают», - гласит народная мудрость. И в этом без сомнения убеждаешься, когда слушаешь как вы поете! Молодцы! (поет) До свиданья, до свиданья, До свиданья три раза. А еще раз до свиданья, Ваши карие глаза! Авторские права: Лапина Светлана Пожалуйста, оцените конспект - русское чудо- частушка.Музыкальное занятие из цикла «Беседы о русской песне» для младших школьников.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
20205 |
Конспект прислал: лимон 22 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||