Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Приёмы работы по фонетике и орфографии в начальной школе |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Приёмы работы по фонетике и орфографии в начальной школе |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Приёмы работы по фонетике и орфографии в начальной школе
Выполнила: учитель начальных классов Панфилова Наталья Александровна 2008год Формирование орфографически грамотного письма, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию доста¬точно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспри¬нимают орфографию как набор разрознен¬ных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Помочь школьникам усвоить внут¬реннюю закономерность, целесообразность правописания можно через осознание ком¬муникативной значимости письма. Так как письмо — это вид речи, и с по¬мощью письма человек выражает свои мысли, необходимо, чтобы при письме общение меж¬ду пишущим и читающим было наиболее точным. Если в устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, жесты, мимика и другие средства, то в письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. С помо¬щью орфографии формируется письмен-ная речь. До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причин здесь много: это и трудности русской фонетики и орфографии, и то, что всё меньше и меньше становится детей желающих читать. Куда проще – поставить диск и обо всём можно услышать или увидеть. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма – это второй этап и различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило – это третий этап. Чтобы решать орфографические задачи, уметь находить орфограммы, необходима «грамматическая база». Мало знать правило, нужно уметь его применить. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Еще в 1 классе ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно — буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звон¬кие и глухие согласные в корне слова. Это ключ для выработки орфографичес¬кой зоркости. Для закрепления правописания глас¬ных и согласных в корне слова, в сочетаниях букв использую различные виды работ: например, такие, как: орфографический диктант (ОР/Д), работа над предложением (Р/П), работа по заданию (Р/3), работа по карточкам (Р/К), фонетический разбор (Ф/Р) (звуки, буквы, слоги, ударение, ударный, мягкий, твердый, звонкий, глухой), зри¬тельный диктант (3/Д), вставка пропу¬щенной буквы (В/П/Б) и т. д. Для наглядности возьмем ОР/Д. Клю¬чом к грамотности правописания являет¬ся многоразовое использование одной диктовки, например: 1. Спишите слова. Подчеркните выде¬ленные буквы, сочетания букв, вспомни¬те правило. Чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, Казань, задача. 2.В/П/Б: (эти же слова). Ч.жой, руч.и, ра.мй, р.ды, голу.ь, скв.ре.мк, пру..на, .азан., зада... . дро.и весе.ий зажу.али дли.ый жу.ат чугу.ый осе.ий карма.ый ра.ий насте.ый 11. ОР/Д. Нога, тропа, скала, стонал, шалун. Плуг, друг, крюк, долг, стук, Олег, подвиг, лук (овощ), мак. Р/П, В/П/Б. В новой ст.не, в круглом .кне днём ст.ло разбито, за ночь вставлено. Напишите отгадку. 12. ОР/Д. Звезда, пчела, спина, гряда, плита, росинка. Бежит, сторожит, дру¬жит. Довёз, привёз, овёс, груз. Р/П. Токарь Борис Петрович выполнил срочный заказ. Объясните правописание выделенных букв. Ф/Р: токарь. Март 1. ОР/Д. Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, козлёнок Мушка, жеребёнок Орлик, лошадь Буянка. Р/П. Дв.рня.ка Лайка ст.рож.т огоро. . В/П/Б. 2. ОР/Д. Константин Чайкин, Алла Шишкина, Нина Чумакова. Рога, хвосты, угостил, сорняки, цена, скотина. (Р/УС/УЧ). Р/П. Иван Васильевич Петров взял ружьё и пошёл в лес. (Р/УС/УЧ). 3. ОР/Д. Крольчата, встреча, качают, ищут, молчат, щебечут, молчу, крину. Эмма Борисовна, Василий Чаплин, Илья Рожков. Р/П. Радостные р.бята к.тались (с) г.ры. В/П/Б и Г/Ч/П. 4. ОР/Д. Трещат, навещают, шипят, свищут. Курочка Рябушка, котёнок Пушок. Следы, стены, стада, леса, дожди, холсты, кроты, шаги, мячи. Р/П. На дворе и за двором белый снег лежит ковром. Объясните правописание выделенных букв. Вспомните правило. 5. ОР/Д. Щавель, лужица, блещут, граната, чаща. Ольга Петровна, грибы, хлеба, стена, листы, лещи. Р/П. Ласковое со.нце льёт (на) землю свет и т.пло. Г/Ч/П, Ф/Р: льёт. 6. ОР/Д. Зайчата, качаются, угоща¬ют, помчались, молчу. Муравьи, ульи, гостья, пью, вьюга. Река Белая, город Уфа, город Салават, село Михайловка, посёлок Чишмы, город Дюртюли, деревня Ермекеево, деревня Илькашево. Р/П. Толик Рожков и Пётр Рябчи¬ков — большие друзья. (Р/УС/УЧ). 7. ОР/Д. Широкий, душистый, шишки, журчат, ландыши, свежие. Волна, тропа, овца, нора, копна, носил. Р/П, Р/УС/УЧ. Спят ежи в тёплой норе. Спят кроты в земле. Пчела спит в улье. 8. ОР/Д. Вода, гроза, гора, сосна, скала, этаж, рожь, дождь, воз, навоз, шлюз, силос, грязь. Р/П. Составьте предложение. к, избушке, нас, привела, лесника, Тропинка (Р/УС/УЧ). 9. ОР/Д. Кольцо, скамья, строка, зима, река. Манеж:, стаж, Воронеж, залп, погреб, прорубь. В/П. В лесу все тр.пинки зан.сены сне. ком. В/П/Б. 10. ОР/Д. Печник, скворечник, речка, печка, прочно, срочно, необычный, пшенич¬ный. Р/П. Вставьте пропущенные буквы. В с.ле ж.вёт .динокая ст.рушка. Пришла Инна и подм.ла плы. Алла прин.сла старушке в.дички. (Р/УС/УЧ). Апрель 1. Р/3. Спишите однокоренные слова. Подчеркните слово, которое обозначает признак предмета. Ночь, ночевать, ночной; гриб, грибник, грибной; берёза, берёзовый, подберёзовик. Обозначьте в словах корень. Укажите знаком ударные гласные в проверочных словах. Р/П. Пройдём тропой гористою и чащею лесной. Объясните правописание выделенных букв. 2. Р/3. Спишите, изменяя слова по образцу. Образец: высокий (сугробы) - высо¬кий сугроб. глубокий (овраги) — ... белый (грузди) — ... вековой (дубы) — ... острый (ножи) — ... проворный (грачи) — ... смелый (ястребы) — ... Вспомните правило. ОР/Д. Мостовой, часовой, кормовой. Лебедь, голубь, кровь, галчата, зайчата, грачата. Р/П. Птичка не вьёт гнездо на чужбине. (Р/УС/УЧ). 3.Р/3. Спишите. Подберите прове¬рочное слово, поставьте ударение. Обо¬значьте корень. жаровня — жар холмистый — ... торговля — ... плодовый - … конюшня — ... ленивый — ... танкист — ... кормовой — ... Р/П. Гр.чи ищ.т (на) п.лях ч.рвей. В/П/Б. Поставьте ударение. 4. Р/П. У лисы в норе появились лисята. Объясните правописание выделенных букв. Поставьте ударение в словах предложения. Р/3. Спишите. Поставьте ударение, подберите проверочные слова. Обозначьте корень. тенистый — ... шерстяной — ... звериный — ... кормовой — ... ветвистый — ... простой — ... мясной — ... пчелиный — ... 5. ОР/Д. Плодовый, слепой, ручьи, половодье, бассейн, теннис, хоккей, рукав, взрыв, тариф. Р/П. На п.лях кр.ч.т крикливые гр.чи. В/П/Б. Найдите Г/Ч/П. Поставьте ударение. 6. Р/3. Спишите, изменяя слова по образцу: стадо (козы) — стадо коз, пара (сапоги) — ..., килограмм (яблоки) - - ..., несколько (розы) -- ..., пять (совы) -- ..., много (вазы) — ..., большой (грузы) — ... Р/П. Из гн.зда выгл.нули пт.нцы. В/П/Б. Спишите. Поставьте ударение. Найдите Г/Ч/П. 7. ОР/Д. Грудь, овраг, образ, клуб, сторож, программа, килограмм, суббота, субботник, территория, терраса. Р/3. Спишите. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень. Поставьте ударение. соль — солить шаг — ... свист — ... смотр — ... письмо — .. стон — .. пахота — ... писк — ... даль — ... скрип — ... 8. ОР/Д. Село Иваново, льют дожди, заячьи следы, на деревьях листья, сильная вьюга. Р/П. Дети пьют чай с малиновым вареньем. Объясните правописание выделенных букв. Ф/Р: тень. . 9. ОР/Д. Медведь, посев, прорыв, красив, тариф. Котёнок, росинка, большой, кормил. Ателье, бельё. Наталья, Софья, ночью, осенью, вьюн. Р/П. Мл.дая ш.лковистая оз.мь з.л.неет на п.лях. В/П/Б. Спишите. Поставьте ударение. Обозначьте корень по проверочному слову. 10. Р/П/В. В реке холодная вода. Спишите. Поставьте в словах ударе¬ние. Подберите проверочные слова к словам с выделенными буквами. ОР/Д. Утюг, сапог, друг, хирург, подвиг, крюк, стук, Олег, Игорь Чижиков, Костя Чумаков. 11. Р/3. Спишите. Поставьте ударе¬ние. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень. море — морской бег — ... корм — ... соль — ... город — ... хлеб — ... свет — ... смех — ... гость — ... боль — ... Р/П. На дер.ве пти.а св.ла гн.здо. В/П/Б. Спишите. Поставьте ударение. Устно подберите проверочные слова. 12. Р/К, В/П/Б. 1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант Четвертое лишнее Найди лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключени-ях Буратино. 1. Мальвина, Алиса, Шушара, Тортила. 2. Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузёппе. Будь другом! БУРАТИНО и БАЗИЛИО. Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно, не друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове Буратино ударный слог третий, а в слове Базилио — второй. 1. Сделай слово Базилио другом слова Буратино: поставь в нем ударение на третий слог. 2. Сделай слово Буратино другом слова Базилио: поставь в нем ударение на второй слог. Какие смешные имена у тебя получи¬лись? Игра «Плюс — минус» Если соглашаешься с ответом, ставь знак «+», если возражаешь, то — «—». 1. ЗОЛУШКА. 1) В имени Золушка три слога. 2) В имени Золушка ударный слог -второй. 3) В имени Золушка все согласные звуки твердые. 2. БАЛДА. 1) В имени поповского работника ударный слог — второй. 2) В имени Балда нет букв, которые обозначают мягкость согласных. 3) В имени Балда все согласные звуки глухие. «Кого хочешь — выбирай!» Выбери из двух данных ответов правильный. а) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки. 1. Это звуки. 2. Это звуки речи. Из них получаются слова. б) [м, ы, ш, к, а] 1. Это звуки. 2. Это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно сделать из этих звуков? в) В слоге всего один звук. Какой это звук? 1. Этот звук — согласный. 2. Этот звук — гласный. «Одень слово!» Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм. [к'ит] [шар’ик] 1. Катя 1. Шарик 2. кто 2. шкурка 3. кот 3. Шурик 4. кит [мышка] [р’эпка] 1. Машка 1. рыбка 2. мышка 2. репка 3. муха 3. репа 4. мушка 4. редька [дуп] [л’эс] 1. дубина 1. лось 2. дупло 2. осёл 3. дуб 3. лес 4. будка 4. соль Играя, наши школьники оттачивают знания о звуках и буквах, о слоге, ударении, приучатся пристально всматриваться в звуковой костюм слова, соотносить его с буквен¬ной одеждой. С первых учебных дней знакомлю де¬тей с написанием в словах большой бук¬вы. При письме слов учащиеся объясня¬ют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. В дальнейшем пе¬ред выполнением упражнений мы разби¬раем и объясняем трудные для написа-ния слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражне¬ний, как объяснительный и предупреди¬тельный диктанты, письмо текста по памя¬ти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и за¬пись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает уча¬щимся избежать возможных ошибок и со¬действует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды уп¬ражнений, выполняемых на разных этапах урока. Уделяю внимание работе над труд¬ными для написания словами. Конечно, правописание далеко не всех трудных слов, которые не изучаются в данном клас¬се, нужно объяснять детям. Этого требуют лишь те слова, которые часто встречаются в речевой практике детей, так как полез¬нее проанализировать написание слова, чем исправлять в нем ошибку и спокойно ждать, пока соответствующее правило бу¬дет изучаться. Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, по¬становке ударения. Вот почему чтение за¬нимает большое место в учебном процессе, и контроль за этим разделом обучения рус¬скому языку требует неослабного внима¬ния. В начале каждого урока 5 минут отвожу дополнительному глазному и жужжащему чтению, на уроках русского языка исполь¬зую методику орфографического проговаривания по системе П. С. Тоцкого. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги, заставляю пересказывать содержа¬ние прочитанного на уроках. Со II полуго¬дия первоклассники ведут читательские дневники. Приобретению детьми прочных навыков и умений чтения и письма уделяю особое внимание. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы без особых труд¬ностей овладеть программой, ученик с естественными умственными данными должен читать в 3-4 раза больше по сравне¬нию с обязательными программными све¬дениями... Ученикам же, которые встре¬чают непосильные трудности, необходимо читать в шесть-семь раз больше». В практике обучения мы, учителя, часто встречаемся с такими случаями, когда учащиеся повторяют прежние ошибки. Просто проверить тетради и раздать их де¬тям - значит, на мой взгляд, ничего не сделать для предупреждения ошибок в ра¬ботах детей. Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, применяю индивидуальные за¬дания. После нескольких работ накаплива¬ется определенное количество слов с ошибками. На полях против неправильно написанного слова, а иногда в конце рабо¬ты пишу задание из одного-двух пунктов. Получив тетрадь, ученик видит, что ему нужно сделать, чтобы в дальнейшем по возможности не повторять допущенных ошибок. В русском языке есть много слов, напи¬сание которых нужно запомнить. Для это¬го дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Вверху крупными бук¬вами я пишу: «Запомнить». Сюда учащиеся записывают слова, которые я выделяю для запоминания. Перед тем как выписать сло¬во на первую страницу, ученик должен со¬ставить с ним предложение и записать в тетрадь. Приступая к выполнению домашнего за¬дания, ученик должен повторить слова на первой странице тетради. Когда тетрадь кончается, я указываю, какие слова перенести на первую страни¬цу новой тетради. Некоторым более силь¬ным учащимся разрешаю самим выбрать, какие слова перенести в новую тетрадь. Постоянно повторяя эти слова, учащиеся твердо запоминают их написание. Кроме этого вида работы, давала и другие зада¬ния. Вот некоторые из них: I. 1. Напиши названия шести предметов, которые ты видишь вокруг. Поставь в словах знак ударения. 2. Разбери по составу слова: прогулка, посадка. II. 1. Повтори правило о правописании приставок. 2. Придумай и запиши в тетрадь слова с такими приставками: о-, у-, со-, за-. 3. Придумай и запиши в тетрадь слова с предлогами: о, у, в, за. III. 1. Запомни: солома, вагон. 2. Проверь написание: ост.новка, ок.залось. 3. Придумай слова, употребив пристав¬ки: с-, до-, по-. IV. 1. Проверь по словарю стар.к, стар.й (человек), остр.ть, остр.и, остр.е. 2. Запомни: счастье. 3. Объясни: безжалостный. Напиши че¬тыре слова на это правило. С любым из этих слов составь предложение. V.1. Напиши восемь слов с шипящей на конце, четыре слова с ъ, четыре без ь. Задания стараюсь разнообразить. Силь¬ным ученикам чаще предлагаю объяснить свои ошибки, слабым указываю, какое правило надо прочитать. При составлении задания для работы над ошибками учитываю объем и труд¬ность домашнего задания по русскому язы¬ку и другим предметам. Некоторым уча¬щимся иногда разрешаю не выполнять заданных на дом упражнений, а только сделать работу над ошибками. Самое важное в работе над ошибками - добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повы¬шении грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят серьезно отно¬ситься к своим ошибкам и возбудить жела¬ние избавиться от них, при проверке тет¬радей после нескольких просмотренных работ ставлю не только оценку. А после ра¬бот, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оцен¬ки. Дети знают, что нужно выполнять ра¬боту над ошибками по памятке, которая есть у каждого ученика в специальной тетради «Учись учиться». Иногда записываю задания: I. 1. Повтори правило правописания разде¬лительных знаков. 2. Выпиши из орфографического слова¬ря в один столбик три слова с разделитель¬ным ъ, в другой - три слова с раздели¬тельным ъ. 3. В словах с разделительным ъ подчерк¬ни приставки и буквы, с которых начина¬ется корень. II.1. Повтори правило правописания про¬веряемых безударных гласных в корне. 2. Из словаря выпиши в столбик сначала три слова с проверяемой безударной гласной в корне, затем три слова с непроверяе¬мой безударной гласной в корне. 3. Во всех словах поставь знак ударения и подчеркни корень. 4. Ко всем выписанным словам подбери по два однокоренных слова. Подобные задания я даю тем учащимся, ошибки которых носят устойчивый харак¬тер. Если же ученик допустил ошибку (или ошибки) не потому, что не знает правила, а по небрежности, то от такого ученика добиваюсь прежде всего серьезного и внима¬тельного отношения к выполнению любого задания. Все задания по работе над ошиб¬ками я строго контролирую и тщательно проверяю. После проведения контрольных работ выделяю специальный урок для раз¬бора ошибок. При этом стараюсь дифференцировать задания. С этой целью готов¬лю дидактический материал — карточки с упражнениями на те грамматические и ор¬фографические темы, которые слабо ус¬воены отдельными учащимися и на кото¬рые они допустили ошибки. Те же ученики, которые успешно справились с контрольной работой, получают задания, способствующие углублению и расшире¬нию знаний по теме. Осуществлять контроль за работой учащихся вообще и за работой над ошибками в частности помогают мне и родите¬ли. Их я знакомлю с требованиями к оформлению в тетради письменных работ, с правилами выполнения заданий и упраж¬нений. У каждого учащегося, как я уже го-ворила, есть тетрадь памяток «Учись учить¬ся», которая постепенно заполняется, помогая ему правильно выполнять задания. Родители, руководствуясь памятками, мо¬гут верно проконтролировать работу ре-бенка дома. И в III классе при проверке любой ра¬боты ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а в конце работы вместо оценки ставлю точку. Ученик, по¬лучив работу без оценки, сразу же при¬нимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Если он не может найти ошибку сам, то спраши¬вает у рядом сидящего, если они оба не находят слова с ошибочным написанием, то ищут правило в учебнике и исправля¬ют ошибку. Затем это слово ученик выписывает внизу под работой, подчеркивает оши-бочно написанную букву и приписывает проверочное слово. Например, если ошибка допущена в правописании па¬дежного окончания имени существитель¬ного, то, найдя ошибку, не только выпи¬сывает внизу слово, но и делает полный морфологический его разбор: на площади — сущ., ж.р., ед.ч., 3-е скл., П.п., окончание -и. Как правило, ученики не любят исправ¬лять свои ошибки, тем более вникать в причину, находить правило. Но я застав¬ляю их это делать: не выставляю оценку за работу до тех пор, пока не будет проведе¬на работа над ошибками. Зная мое требо¬вание, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся. Каждый раз, работая с «Памяткой», ученик видит перед собой список изучен¬ных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему за¬поминанию орфограмм. Со второго полугодия III класса веду ра¬боту над ошибками по схеме, пользуясь этой же «Памяткой»: Пишу правильно: был (где ? в чем ?) в деревне; с неба (какого?) голубого; вьюга Объясняю: сущ., 1-го скл., в предл. падеже (-е) прил.,сред.род. род.п.(-ого,-его); разд ь знак Закрепляю: был на реке, в поле; с неба ясного, чистого; соловьи, вьют Приемы, позволяющие не допускать ошибок 1. Над строчкой положить закладку (по¬лоску бумаги, линейку), лучше однотон¬ную, но не белую! 2. По строчке вести пальцем левой руки, од¬новременно проговаривая по слогам слово так, как оно написано. 3. Между словами выдерживать паузы, а знаки препинания проговаривать. От этого условия будет в значительной мере зависеть правильность письма. Дети, которые привыкли писать молча, делают много ошибок. Авторские права: Панфилова Н.А. Пожалуйста, оцените конспект - Приёмы работы по фонетике и орфографии в начальной школе: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6303 |
Конспект прислал: rykker3 1 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||