Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., русский язык, 3 класс » Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Русский язык
3 класс УМК «Гармония" Пояснительная записка ОСНОВА: программа «Русский язык» 1 – 4 класс (УМК «Гармония») Авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2005 Предлагаемая программа имеет практическую направленность. Она ориентирована на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых – формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи. Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся. В третьем классе в рамках повторения состава слова предусмотрено знакомство со сложными словами и введение понятия «основа». Кроме того, изучается несколько орфографических правил: правописание полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов (без обязательного использования терминов), суффиксов –ек-, -ик-, сочетаний цы-ци (ударных и безударных) в корне слова и в окончании (общее знакомство). Первое из правил (полногласные сочетания нельзя проверять неполногласными) вынесено на рассмотрение для предупреждения ложных проверок безударных гласных в корнях (загородить – ограда), а два других – из-за частотности слов, встречающихся с этими орфограммами (хвостик, кустик; цирк, цыплёнок, огурцы и т.п.). Центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляются имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди слов-помощников выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не). Изучение морфологии в данном курсе имеет следующие особенности. 1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой. При этом второй этап начинается с глагола. Такое методическое решение продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии, а во-вторых, стремлением повысить (за счет неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности. Единая логика представления основных частей речи позволяет не только сравнивать их, но и рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела. 2. Дети учатся опознанию каждой части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречии лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др. 3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категории числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой. 4. В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется –ть и –ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным закреплять в начальных классах одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос остается открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на –ть (-ти). Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости –ть и –ти просто подчеркиваются. -Ся и –сь в возвратных глаголах (термин не употребляется) рассматривается как суффикс, особенность которого состоит в том, что он может располагаться как после окончания, так и после –ть и –ти в неопределенной форме глагола. 5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей.». Такой словарь создан и помещен в учебник. В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное ее назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными (без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. При этом дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – по смыслу и по форме, начинают учиться задавать их. Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать). С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приема письма «с окошками». Требования к уровню образованности обучающегося (3 класс) (знания предыдущих этапов обучения не называются) Обучающиеся должны знать: - названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения; - названия главных членов предложения и способы их нахождения; - изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами. Умения, формируемые в процессе обучения Речевые. Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо высказывать свою оценку. ♦ Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для названия его частей. Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте. ♦ Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки). Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты. Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач. Языковые (грамматические). ♦ Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс. Там, где это возможно, объяснять значение, вносимое частями слов. ♦ Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор). В доступных случаях наблюдать за значением грамматических форм (числа, времени, лица), за их использованием. Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения». ♦ Находить главные и второстепенные члены предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Списывание текста. Написание под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. Изменение глаголов по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи. Образование некоторых глагольных форм с чередованием гласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2л. ед. ч. (общее знакомство). Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). ИК - познакомить с изменением глагола по временам; способами определения времени глаголов; - познакомить с правописанием ь в окончаниях глаголов 2л. ед. ч. (общее знакомство). - познакомить с понятием неопределенная форма глагола как его начальная форма, способами ее нахождения; написания в ней ь. - познакомить с особенностями текста инструкции - научить определять время глагола и изменять глагол по временам - научить писать слова с ь в окончаниях глаголов 2л. ед. ч. - научить находить неопределенную форму глаголов; писать в ней ь - научить составлять текст (инструкцию) 47. Повторяем 47. ПЗЗ Слов. работа (выбор слов на заданную букву) Игра «Словечки», коллективная работа по восстановлению текста 48. Повторяем 48.ПЗЗ Слов. работа (игра «Цепочка слов»), зрительный диктант, тренировочные упражнения 49. Когда глаголы особенно важны? 49.ОНЗ Слов. работа (написать слова с сочетаниями –оро-), Орфогр. мин., тренир. упр.: продолжи пословицу глаголом 50. Когда глаголы особенно важны? 50. ФСУН Слов. раб. (выписать слова с й), Выборочный диктант, игра «Ремонт», работа по вариантам 51. Как изменяются глаголы? 51. ОНЗ Слов. раб. (9 слов по памяти), Распределительный диктант, исправление текста, работа по вариантам 52. Как изменяются глаголы? 52 .ФСУН Слов. раб. (выборочный диктант), «Заморочки из бочки», работа с карточками – взаимопроверка, 53. Как изменяются глаголы? 53. ФСУНСлов. раб. («Зашифрованное слово»), Орфогр. мин., игра «Сортировщик» по рядам, 54. Глагол ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба? 54. ОНЗ Слов. раб. (заполни окошки), Орфогр. мин., работа с таблицей, самостоят. работа С.р. – выявить уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова различных частей речи 55. Глагол ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба? 55. ФСУН Слов. раб. (кроссворд), Игра «Режим дня», выборочный диктант 56. Поговорим о начальной форме глагола 56. ОНЗ Слов. раб. (дни недели), Работа по вариантам, загадки, игра «Почтальон», задание по выбору 57. Поговорим о начальной форме глагола 57. ФСУН Слов. раб. (составление слов из слогов), Орфогр. мин., работа в парах (с секретом), самост. раб. Самост. раб. – определить уровень сформированности умения образовывать неопределенную форму глагола 58. Поговорим о начальной форме глагола 58. ОСЗ Слов. раб. (готовят дети), Орфогр. мин., выборочный диктант 59. Поговорим о начальной форме глагола 59. ОСЗ Слов. раб. (найди пару), Слов. раб. (загадки), игра «Найди синоним», запись с изменением 60. Размышляем о прошедшем времени 60. ОНЗ Слов. раб. (ягоды), Офрогр. мин., редактирование текста 61. Размышляем о прошедшем времени 61. ФСУН Слов. раб. (слова на М), Орфогр. мин., выводы, тренировочные упр., работа в парах 62. Размышляем о прошедшем времени 62. ФСУН Слов. раб. (животные), Составление таблицы, тренир. упр., самооценка 63. Размышляем о прошедшем времени 63. ФСУН Слов. раб. (картинный диктант), Письмо по памяти, прогнозирование результата 64. Размышляем о прошедшем времени 64. ОСЗ Слов. раб. (6 слов с Ь), Грамматическая сказка, работа в парах, самост. раб. Самост. раб. – выявить уровень сформированности умения правильно подбирать глаголы 65. Из прошлого – в настоящее 65. ОНЗ Слов. раб. (тема «Зима»), Таблица, тренир. упр., игра «Предъяви пропуск» 66. Из прошлого – в настоящее 66. ФСУН Словар. раб. («Шифр»), запись с комментированием 67. Из прошлого – в настоящее 67. ФСУН Словар. раб. (лишнее слово), письмо по памяти, игра «Спрячь окончание» (по вариантам) 68. Из настоящего – в будущее 68. ФСУН Слов. раб. (кроссворд), Игра «Аккуратный почтальон», работа по выбору 69. Из настоящего – в будущее 69. ОСЗ Словар. раб. (шарады), «Эстафета правил», выполнение теста, запись с изменением глаголов, проверка, выбор лучших текстов Тест – нач. ф., прошедшее время, раздельное написание не с глаголами 70. Из настоящего – в будущее 70. ОСЗ Словар. раб. (загадка), работа по вариантам, игра «Узнай лицо» 71. Проверь свои умения 71. ПЗЗ Слов. раб. (9 слов с ударением на 2 слог), Офрогр. мин., игра «Найди пару», грамматическая сказка 72. Проверь свои умения 72. ПЗЗ Слов. раб. (деревья), Игра «Найди пару», комментированное письмо 73. Проверь свои умения 73. ПЗЗ Слов. раб. (вставить буквы), Тест, работа в группах, диктант «Проверь себя», самооценка Тест – все изученное о глаголах 74. Учимся рассказывать о действиях. 74. ОНЗ Слов. раб. (загадки), Подготовка к написанию текста (деление на части, план), запись текста 75. Учимся рассказывать о действиях. 75. ФСУН Слов. раб. (Выбор слов с картины), Работа над содержанием рассказа, запись изложения 76. Учимся рассказывать о действиях. Текст - инструкция 76. ОНЗ Слов. раб. (слова из 4 слогов), Работа в группах, устое составление текста – инструкции 77. Учимся рассказывать о действиях. Пишем письма 77. ОНЗ Словар. раб. (значения слов), написание письма 78. Контрольный диктант по теме «Глагол» 78. КП Проверить умения распознавать глаголы в тексте, выполнять грамматические разборы 79. Анализ. Работа над ошибками 79. 80. Речевой этикет. Составление приглашения, письма 80. ОНЗ Словар. раб. (вежливые слова), коллективная работа, работа в парах III четверть Что мы знаем о частях речи (22 ч.) Согласование имени прилагательного и существительного. Изменение глаголов по лицам и числам. Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Списывание текста. Написание под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика глаголов как частей речи. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значение форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть,обидЕть и т.п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени. Способы решения орфографической задачи: ться или тся? Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. ИК - познакомить с написанием: ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксов –а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицы не с глаголами. - продолжить знакомство с понятиями: тема текста, основная мысль, план, красная строка. - учить писать слова с орфограммами: ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы –а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частица не с глаголами. - научить определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. - научить использовать слова текста для названия его частей. - научить письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки). 81. Какие части речи тебе знакомы? 81. ОСЗ Слов. раб. (составляют дети), Игра «Составим цепочку», разгадывание кроссворда, самост. раб. Самост. раб. – определить уровень сформированности умения определять части речи 82. Какие части речи тебе знакомы? 82. ОСЗ Слов. раб. ( транспорт), Заполнение таблицы, коллективная работа, работа по вариантам, взаимопроверка, работа с текстом в парах 83. Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное? 83. ОНЗ Словарно – орфогр. раб., работа с таблицей, игра «Парный выход», 84. Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное? 84. ФСУН Слов. раб. («Пирамида»), Игра «Подбери словечко», работа в парах – карточки, самост. раб. Самост. раб. – выявить уровень сформированности умения определять падеж имени существительного 85. Чем похожи и чем различаются два имени: существительное и прилагательное? 85. ФСУН Словар. раб. (игра «Собери словечко»), игра «Сначала подумай, потом напиши», тест Тест – знания о частях речи 86. Как отличить глагол от других частей речи? 86. ОНЗ Словарно – орфогр. раб., игра «Кто как передвигается?», выборочный диктант 87. Как отличить глагол от других частей речи? 87.ФСУН Словар. раб. («Шифр»), игра «Угадай-ка», работа в парах, разгадывание кроссворда 88. Что известно о неопределенной форме глагола? 88. ОНЗ Словар. раб. (игра «Кто быстрее достигнет вершины?»), словообразовательная работа, игра «Соедини пословицу» 89. Что известно о неопределенной форме глагола? 89. ФСУН Слов. раб. (слова – действия), Загадки, игра «На лету сообрази» 90. Как определить время глагола? 90. ОНЗ Слов.раб. (диктуем сами), Игра «Разреши спор», самост. раб. Самост. раб – определить уровень сформированности умения определять время глагола 91. Как определить время глагола? 91. ФСУН Слов. раб. (письмо по памяти), Игра «Будь внимателен», работа в парах, коллективная работа, «Заморочки из бочки» 92. Как определить время глагола? 92. ФСУН Словар. раб. (глаголы), игра «Кто как кричит», «Найди свой причал» Предложение со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли. ИК - познакомить с особенностями предложений со значением оценки действительности - научить различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте. - научить создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). - учить пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач. 155. Оцениваем, описываем, повествуем 155. ФСУН Слов. раб. (вставить буквы), Игра «Мы – режиссеры», работа с загадками 156. Оцениваем, описываем, повествуем 156. ФСУН Изложение той части рассказа о Яшке, где дано описание обезьяны и оценка ее внешности 157. Оцениваем, описываем, повествуем 157. ФСУН Развитие умения описывать предметы 158. Оцениваем, описываем, повествуем 158. ФСУН Слов. раб. (слова с безуд. гл. И), Работа по карточкам, работа с пословицами 159. Словами рисуем действия 159. ФСУН Составление текста по серии картинок 160. Словами рисуем действия 160. ФСУН Анализ, работа над ошибками 161. Рисуем словесные этюды 161. ФСУН Ознакомление учащихся с понятием «этюд» 162. Рисуем словесные этюды 162. ФСУН Восстановление словесного этюда с последующей самостоятельной записью 163. Рисуем словесные этюды 163. ФСУН Составление собственного словесного этюда 164. Рисуем словесные этюды 164. ФСУН Написание словесных картин по собственным наблюдениям 165. Я умею писать 165. ФСУН Кроссворд, работа в парах, восстановление текста о весне 166. Я умею писать 166. ФСУН Работа по развитию речи - написание сочинения по воспоминаниям 167. Я умею писать 167. ФСУН Анализ. Работа над ошибками 168. Резерв 168. 169. Резерв 169. 170 Резерв 170. 170. Резерв 170. Авторские права: Шиляева Ольга Владимировна Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11838 |
Конспект прислал: OOO098 30 июня 2010 Комментарии (1) |
#1 написал: lady.seme2012 | ||
12 февраля 2011 14:23 ICQ:450731723 |
||
|
||
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||