Тема. «Буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие два звука».
Тематика уроков
№ 1. Буквы е ё, ю, я, обозначающие два звука.
№ 2. Два способа обозначения звука [й] на письме. .
№Закрепление знаний о букве е и буквах е, ё, ю, я, обозначающих два звука.
№ 4. Предупредительные знаки. Знак Ъ.
№ 5. Предупредительные знаки. Две функции мягкого знака.
№ 6. Закрепление умения различать две функции ь.
№ 7. Закрепление знаний о ъ и ь.
№ 8. Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука после разделительных ъ и ь.
Дидактические цели:
а) образовательная - отрабатывать умение детей дифференцировать функции букв е, ё, ю, я в разных позициях в слове;
б) развивающая - развивать память, внимание, логику мышления, устную речь па каждом этапе урока;
в) воспитательная - воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.
Ход урока
. Организационный момент
Учитель. Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твердого. А теперь - с согласного мягкого.
Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
II. Целеполагание и .мотивация
На доске:
*корь, *жики, п*сня. ч*до, алле*
У, Посмотрите на доску. Что здесь написано?
Дети. Слова.
У. Злая волшебница Резинка испортила их. Помогите восстановить слова!
Д. Якорь, ежики. песня, чудо, аллея.
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
Ученик 2. Январь, ягода, яблоки.
Ученик 3. Январь, ягода, яблоки, яма.
Игра идет по типу «снежного кома», способствует развитию памяти и внимания.
У. Молодцы! Хотите ли вы сегодня отправиться в путешествие?
Д. Да, хотим. А куда?
У. Сегодня нам надо добраться до Острова звуков и схем.
На доске:
(Рисунок острова, на котором растёт пальма.)
- Давайте выберем вид транспорта, название которого подходит к теме нашего урока.
На доске:
катер, самолет, яхта, поезд
- Поезд.
У. Почему мы не можем отправиться на остров на поезде?
Д. Остров окружен водой.
У. Что такое яхта?
Д. Яхта - это парусное судно.
У. Напечатайте в тетрадях слово яхта. Кто желает сделать его звукобуквенную схему?
Ученик у доски выполняет разбор.
- Хорошо. Самостоятельно разделите слово на слоги, поставьте ударение. Давайте проверим.
На доске: я х | т а
- Схема составлена верно. Значит, наша яхта исправна, и можно отчаливать. На доске:
Схема предложения, состоящего из 4 слов.
- На пути к острову преграда. Что это?
Д. Схема предложения.
У. Составьте предложение со словом
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
не могут отыскать схемы своих имен. Давайте им поможем!
Мальчики ищут на доске и перечерчивают в тетрадь схему слова Яши, а девочки - схему слона Рая.
Учащиеся работают самостоятельно.
-Давайте проверим.
На доске:
- Молодцы! Дети спасены. Можно бы и возвращаться обратно, но только путь с острова открыт тем, кто верно выполнит следующее задание.
Выполнять его каждый будет самостоятельно на своей карточке.
У каждого ряда разные задания, которые дифференцированы по уровню сложности.
1-й ряд. Допишите слова:
Шары и гирлянды висят на ё_ _.
Во дворе вырыли глубокую я___.
2-й ряд. Подчеркните слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: Ярко светит солнце. Летят перелетные птицы.
3-й ряд. Составьте схемы слов, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: Звенит капель. Я играю на рояле.
- Давайте проверим. От каждого ряда выходит к
доске по одному желающему.
Проверяются все задания.
- Умницы! Обратный путь свободен, и мы все благополучно возвращаемся в класс.
VI. Итог урока
У. Давайте подведем итог нашего путешествия. Где мы сегодня побывали?
Д. На Острове звуков и схем.
У. Вам понравилось путешествие?
Д. Да, понравилось!
У. Какие задания вам были особенно интересны? Какие задания вызвали затруднения?
Выслушиваются ответы детей.
- Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я.
Д. Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.
У. Приведите примеры.
Д. Лег, печка, мясо, люстра и т.д.
У. А когда эти буквы обозначают два звука?
Д. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.
У. Приведите примеры.
Д. Маяк, каюта, юла.
У. Молодцы! Всем спасибо за старание!
Наталья БУЗИКОВА,
г. Киров