Тема. "Виды треугольников".
Цели. Закрепить представления учащихся о разных виах треугольников; развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность: научить делать игрушку-оригами "Снегирь".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Игра "Внимание!"
Учитель. Итак, мы продолжаем наше путешествие по чудесной стране Геометрии. А все путешественники на протяжении всего пути должны быть очень внимательными. Сейчас мы потренируемся. А поможет нам в этом игра, которая называется "Внимание!".
Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур (5 штук), каждую по 2-3 с, затем убираю. А вы по команде "Внимание!" рисуете фигуры, которые запомнили. Через одну минуту делаем проверку (карточки уже должны быть на доске).
III. Построение треугольников
Дети с помощью палочек выкладывают равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, два треугольника из пяти палочек. После этого учитель задает вопросы.
• Какой треугольник мы называем равносторонним?
• Какой треугольник мы называем равнобедренным?
• Сколько нужно взять палочек, чтобы построить треугольник?
• Подумайте: можно ли про каждый равносторонний треугольник сказать, что он равнобедренный?
Игра "Сон Незнайки" ( по книге В.Житомирского "Путешествие по стране Геометрии", стр. 64).
У. Незнайке приснился сон. Ему снилось, что он знаменитый путешественник. И что он путешествует по стране Геометрии. Он взял ломаную линию из трех отрезков и сделал себе лодочку. Потом из
длинной-длинной ломаной линии, в которой было очень много отрезков, он сделал море и поплыл в своей лодочке по этому морю...
II вдруг он увидел остров. На этом острове гуляли треугольники. Все они гуляли, взявшись зa руки по три. Из них получались треугольники. Они даже песенку пели такую:
Ты на меня, ты на него.
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла.
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья.
Дружнее - не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
Незнайка пошел за треугольниками и оказался в городе треугольников. Кругом стояли треугольные дома, треугольные деревья и ходили треугольные человечки... Вдруг появился стражник и спросил Незнайку: "А знаешь ли ты, какие бывают треугольники?" Незнайка только хотел ответить, что знает, как на него стали надвигаться разные треугольники с разных сторон и спрашивать: "Как я называюсь? Какой я треугольник? А я какой?" Треугольники мелькали у него перед глазами. Незнайка не мог сообразить, кому из них отвечать. Он совсем растерялся, стоял и ничего не говорил. Тогда один из треугольников выступил вперед и громко проговорил:
Узнает очень просто
Меня любой школьник:
Я тупо- прямо- остро-
Угольньгй треугольник!
"Я уже знаю про треугольники "-хотел закричать Незнайке и... проснулся. Со сна он не может начертить треугольники, которые видел в волшебном городе. Поможем ему, ребята?
Дети в тетрадях с помощью линейки чертят следующие треугольники: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный. После этого учитель задаёт вопросы.
• Когда мы называем треугольник остроугольным?
• Когда мы называем треугольник тупоугольным?
• Когда мы называем треугольник прямоугольным?
Ответы детей.
IV Физкультминутка "Треугольники"
Раз, два, три - три стороны (повороты в сторону).
Раз, два, три - три угла (руки но пояс, приседаем).
Раз, два, три - три вершины (руки вверх, потягиваелся).
Раз, два, три - треугольники пришли (шагаем на месте).
V. Изготовление игрушки-оригами "Снегирь"
У. Ребята, а какое сейчас время года?
Д. Зима.
У. Природа отдыхает, спит лес, покрытый снегом. Есть замечательные строки у русского поэта Сергея Есенина.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна. –
Какие птицы зимуют у нас?
Д. Вороны, сороки, клесты, корольки, дятлы,
синицы.
У. Чем питаются эти тины?
Д. Семенами, плодами, ягодами, зерном, крошками.
У. Как мы должны заботиться о птицах?
Д. Делать им кормушки, насыпать крупы, крошек.
У. Как выглядит снегирь?
Д. У него красивая красная грудка.
V. Давайте сделаем птицу "Снегирь" из волшебного квадрата.
VI. Физкультминутка "Птицы летят"
Снегири летят, крыльями машут.
Проснулись над водой,
качают головой.
Прямо и гордо умеют
держаться,
Тихо, бесшумно на ветки
садятся.
VII. Игра "Угадай фигуру"
Учитель показывает квадрат, прямоугольник, круг, трапецию. Дети должны назвать фигуру.
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание
Анна ВАНДЮКОВА
|