");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Тема: « Пути активизации познавательной деятельности младших школьников »


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Тема: « Пути активизации познавательной деятельности младших школьников »


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Содержание

1.Психолого-педагогические особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников
2. Возможности активизации учебно-познавательной деятельности
Список использованной литературы

1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения. Усвоение принимает новую форму - форму учебной деятельности.
Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка период, относящийся к его младшему школьному возрасту. Но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения - задачей не менее важной, чем усвоение знаний и навыков.
Процесс формирования учебной деятельности очень длительный и происходит на всех учебных занятиях. Опираясь на ряд теоретических положений, разработанных ранее в детской психологии, лаборатория психологии детей младшего школьного возраста НИИ психологии АПН РСФСР в 1959/60 учебном году начала изучать учебную деятельность с целью выявления ее структуры, закономерностей формирования и связи с психическим развитием младших школьников.
Важным компонентом учебной деятельности выступает учебная задача.
Объектом учебных действий является то, как следует вносить подобные изменения в предметы. Объект учебного усвоения не предметы, с которыми действует субъект и не их конкретные свойства, а сами способы изменений этих предметов.
Одним из компонентов учебной деятельности являются учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Независимо от того, как им задается способ действия, учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.
Следующим составляющим учебной деятельности является контроль, который состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ. Прямое наложение на образец невозможно потому, что образец, данный учителем,- всегда лишь единичный случай усваиваемого способа действия. Поэтому образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основе сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществлено то искомое действие, ради которого применялся данный способ.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 466

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


- при решении любой познавательной задачи использование средств
коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства,
переводящих учащихся от подражания к творчеству;
- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной
стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.
Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию интереса учащихся:
- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;
- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;
- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;
- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;
- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей,
является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного
интереса.
И, наконец, необходимо рассмотреть вопрос о возможности контроля,
изучения наличия у детей познавательного интереса, степени развитости
его характеристик. Очевидно, что это определяется с помощью тех или иных
критериев. Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г.Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и
др. Анализ работ названных исследователей позволил выделить следующие
критерии оценки познавательного интереса:
- вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации (I уровень интереса), выяснения
причинно-следственных связей, раскрытия закономерностей (II более
высокий уровень интереса);
- поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и
самостоятельности;
- умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;
- повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из различных источников;
- эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, самым характерным в нем – самостоятельное добавление знаний.
Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем познавательного интереса и регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая
отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные
ходы достижения цели.
Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.
1. Фрагмент урока русского языка. Тема: «Повторение. Орфограммы «пробел», «точка» и «заглавная буква в начале предложения и в именах, названиях, заголовках ...».
Направленность фрагмента: при помощи занимательного материала пробудить интерес в учащихся. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Детям предлагается текст, написанный учителем на доске:
«юра вошел в автобус и сел на детское место с передней площадки вошла девочка она прижимала к себе туго свернутое одеяло из одеяла торчал кружевной чепчик юра вскочил и пригласил девочку сесть девочка кивнула головой, села, раскрыла одеяло и вытащила большую куклу пассажиры рассмеялись, а юра покраснел он думал, что это женщина с ребенком»
(В. Осеева)
Задание: Спишите текст, расставьте точки. Также найдите в тексте ошибки в написании имен и исправьте их.
Текст должен быть в следующем виде: «Юра вошел в автобус и сел на детское место. С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое одеяло. Из одеяла торчал кружевной чепчик. Юра вскочил и пригласил девочку сесть. Девочка кивнула головой, села, раскрыла одеяло и вытащила большую куклу. Пассажиры рассмеялись, а Юра покраснел. Он думал, что это женщина с ребенком».
После выполнения задания идет работа над нравственной стороной текста.
- О чем идет речь в рассказе?
- О мальчике Юре, который уступил место девочке в автобусе.
- Почему он уступил ей место?
- Потому что думал, что она с ребенком.
- Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Объясните свой ответ.
- Мальчик поступил правильно, потому что всегда надо уступать место человеку с ребенком на руках, т.к. ему трудно всю дорогу держать ребенка.
- А почему засмеялись пассажиры?
- Потому что мальчик ошибся.
- Как вы думаете, ему было приятно, что над ним смеялись?
- Нет, конечно. Он сделал хорошее дело, уступил место, а над ним засмеялись. В следующий раз он может и не уступить место.
- Скажите, а кому еще надо уступать места в транспорте?
- Пожилым людям, человеку, которому стало плохо. Мальчики должны уступать место девочкам, женщинам.
2. Фрагмент урока по русскому языку. Тема: «Развитие речи»
Направленность фрагмента: развивать интерес к обучению у учащихся через занимательный материал. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Сегодня к нам в гости пришли Утенок и Божья коровка. Они учатся вежливым словам и просят вас помочь им в одном нелегком деле. Им надо поздравить Колокольчик с днем рождения. Как это можно сделать? Предложите, пожалуйста, свои варианты.
- Милый Колокольчик! Поздравляем тебя с днем рождения! Желаем быть еще красивее, чем ты есть.
- Здравствуй, Колокольчик. Ты сегодня прекрасно выглядишь! Позволь поздравить тебя с днем рождения и подарить эту замечательную лейку!
- Уважаемый Колокольчик, мы рады тебя видеть. Поздравляем тебя с днем рождения! Мы всегда рады тебя видеть.
- Молодцы, я думаю, что не только Колокольчик будет рад таким поздравлениям, но и ваши друзья. А теперь послушайте, как поздравляют друг друга литературные герои.
1. «... Потом мы зажгли на елке разноцветные электрические лампочки, и тут вдруг часы начали бить двенадцать часов.
- Ура! - закричал Мишка. - С Новым годом!
- Ура! - подхватили ребята. - С Новым годом! Ур-а-а!
(Н. Носов. Бенгальские огни)
2. «... И Сова начала писать ... Вот что она написала:
«Про зря вля сдине мраш деня».
Пух с восхищением посмотрел на эту надпись.
- Я тут написала: «Поздравляю с днем рождения», - небрежно заметила Сова.
- Вот это надпись так надпись! - с уважением сказал Винни-Пух.
- Ну, если уж все тебе сказать, тут написано полностью так: «Поздравляю с днем рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух».
(А. Милн)
3. Фрагмент урока по русскому языку. Тема: «Предложение. Текст. Повторение пройденного в 1 классе».
Направленность фрагмента: при помощи разнообразных приемов по развитию творчества, активности и интереса учащихся способствовать развитию мотивации учащихся к обучению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Учитель, после того, как дети вместе с ним вспомнили признаки предложения и текста, предлагает следующее задание.
- Ребята, давайте вместе с вами попытаемся вместе придумать рассказ, т.е. составить текст. Для этого сначала необходимо определить, о чем будет текст.
После того, как были выслушаны все предложения по содержанию текста, класс пришел к выводу, что рассказ будет про весну, т.к. она уже находится на пути к нам. Для того, чтобы рассказ получился интересным и полным, учитель дал каждому из трех рядов свою тему. Первый ряд должен был рассказать об изменениях в природе; второй ряд - о поведении зверей и птиц; третий ряд - о подготовке людей к весне.
Порядок работы был следующий: детям давалось 15 мин. на то, чтобы придумать свои предложения по розданным темам, они могли записать то, что сочинили в тетрадях. Причем, дети за одной партой должны были сочинить одинаковые предложения. Затем, по прошествии 15 мин. класс выслушивал каждый из рядов, всех по порядку. Сначала отвечала одна парта, за ней другая и т.д. Потом остальные два ряда высказывали свои суждения о прослушанных предложениях и выделяли несколько общих и главных, которые и брали в сочиняемый текст. И так по порядку прослушивались все ряды.
На последнем этапе учитель просил кого-нибудь из ребят попробовать соединить все предложения в один рассказ и предложить его другим. Выслушивалось два-три ребенка, а затем учитель подвел итоги, объединил все рассказы в один.
Таким образом, работая вместе, начиная от работы в парах, заканчивая работой рядами, а затем и классом, ребята сочинили общий рассказ про весну.
Весна
Скоро придет весна. На деревьях распустятся почки и появятся листики. Снег растает, с крыш закапают сосульки. Солнышко стало светить теплее.
Люди готовятся к весне. Подготавливают семена для посадки, на поля свозят снег. В городах чистят улицы.
Звери и птицы тоже готовятся к перелету. Но многие оставались в городе, и потому просто радуются весне. В лесу скоро проснутся медведи, вылезут из нор звери, которые впадали в зимнюю спячку.
Мы все радуемся приходу весны.

4. Урок русского языка. Тема: «Имя прилагательное. Закрепление.»
Направленность фрагмента: при помощи занимательного материала пробудить интерес в учащихся. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
На уроке для закрепления темы, составляется схема по теме «Имя прилагательное». Школьники составляли ее вместе с учителем , отвечая на вопросы :
- Как вы считаете , что самое главное у дерева ?
- Корни.
- Там , где располагаются корни мы и поместим название нашей темы .
- Куда поступают питательные вещества , влага из корней ?
- В ствол.
- Что мы расположим вдоль ствола ?
- То , что обозначает имя прилагательное , на какие вопросы отвечает.
- Как вы думаете , что можно расположить на ветвях ?
- Как изменяется имя прилагательное.
- А на листочках ?
- Уточнения.
Далее шла работа с составленной схемой, учитель записывал примеры, которые предлагали дети, составляли вместе предложения, рассказы об имени прилагательном.
5. Фрагмент урока по русскому языку.
Направленность фрагмента: развивать интерес к обучению у учащихся через занимательный материал. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
В качестве разминки в начале урока предлагается задание.
Задание: в данных фразеологических оборотах имеются слова ворона и воробей. Вместо точек вставьте подходящее слово, определите смысл каждого оборота, соединив оборот с его значением стрелочкой (слова написаны на доске, также как и обороты)
Это задание дети выполняют вместе с учителем всем класом.
На доске:
1. Считать… 1. Очень мало, всего ничего
2. Куда… костей не 2. Очень опытный, много испытавший человек .
носил.
3. Белая… 3. Быть рассеянным, отвлекаться.
4. Ловить… 4. Очень далеко.
5. С… нос 5. Широко открывать рот.
6.Стреляный… 6. Человек, который сильно отличается от
других.
Совместно с учителем дети вставляют необходимые слова вместо точек. Работа проводится коллективно, дети помогают друг другу найти правильные ответы, не перебивают, не стараются обидеть друг друга.
Наоборот, в классе царит радостная атмосфера. По окончании работы дети готовы к дальнейшему восприятию информации, они настроены дружелюбно и активны при следующей работе.
Невозможно успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам без надлежащей подготовки по общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории помогает учителю намечать логику и последовательность своих педагогических действий, предвидеть их результаты, приводить их в систему.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.
Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижении целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступает содержание, методы и формы.
Система средств активизации школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет соответствовать следующим требованиям:
1) возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
2) стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
3) обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
4) стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
5) обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции;
6) в обучении надо активно работать над развитием всех учащихся.
Немаловажное место учитель должен уделять развитию речевой деятельности учащихся. Недостаточное развитие речи препятствует успешной учебно-познавательной деятельности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. / А.В. Брушлинский - М.: Знание, 1983.- 268 с.
2. Грушников, П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе. / П.А. Грушников - М.: Просвещение, 1993. - 252 с.
3. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты. / Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1992. - 467 с.

4. Львов, М.Р. Основы теории речи. / М.Р. Львов – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 435 с.
5. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. / Н.И. Политова – М.: Просвещение, 1984. – 156 с.
6. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / П.А. Грушкова [и др.] - М.: Просвещение, 1973. – 326 с.
7. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик [и др.] – М.: Линка-Пресс, 1994. – 542 с.
8. Швайко, Г.Г. Игры и упражнения для развития речи. \ Г.Г. Швайко – М.: Педагогика, 1995. - 243 с.





Пожалуйста, оцените конспект - Тема: « Пути активизации познавательной деятельности младших школьников »:
  • 68
 (голосов: 6)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Схема психолого-педагогического анализа урока
  • Творческое досье учителя начальных классов
  • Формирование рефлексии у младших школьников в процесс обучения русскому язы ...
  • русский язык
  • Требования к современному уроку
  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Статья "Современные подходы вобучении младших школьников"
  • Типы уроков и их структура.
  • структура и алгоритм уроков открытия нового знания
  • Статья "Самостоятельная работа как орудие педагогического руководства и уп ...


  • 15255
    Конспект прислал: Ekaterina250886 30 января 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата