3-й класс (1-4)
Тема. "Окончание".
Цель. Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова, связывать слова в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование. Учебник русского языка Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой. 3-й класс, часть 1.
Ход урока I. Организационный момент
I. Организационный момент
Учитель. Поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
Дети. Да!
У. А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.
II. Актуализация знаний
У. Тогда за работу. Давайте найдем слово, с которым мы будем работать. Записываем строчную и заглавную букву орфограмм.
Учитель диктует слова, дети в строчку записывают буквы орфограмм.
-Крюк.
Д. Парный согласный в корне слова - к. Пишем букву к.
Учитель записывает на доске, дети-у себя в тетрадях.
У. Ковер.
Д. Безударный гласный. Пишем букву о.
У. Ванна.
Д. Удвоенная буква согласного звука. Пишем букву н.
У. Птенец.
Д. Безударный гласный. Пишем букву е.
У. Куницы.
Д. Орфограмма цы. В конце слова пишем ы после и.
В результате работы на доске появляется такая запись.
Кк Оо Нн Ее Цц ы
Д.- Я заметил, если убрать букву ы, то получится слово конец.
У. Верно. Запишите его.
Дети выполняют задание.
-Давайте образуем от этого слова новые слова. Запишите два однокоренных слова.
Дети записывают.
-Какие слова вы записали?
Д. Конечный
У.Как образовано это слово?
Д. С помощью суффикса –и-
-А ещё здесь чередование согласного в корне. Было и, стало ч.
У. Хорошо. А еще какое слово записали?
Д. Наконечник. Я его образовал с помощью приставки на-.
У. И...
Д. Еще с помощью суффикса -ник-.
У. Молодцы. Я тоже приготовила слова.
Учитель открывает запись на доске.
конец
кончик
окончание
- Как образованы мои слова?
Д. Кончик - с помощью суффикса -ик-.
- Слово окончание образовано с помощью приставки и суффикса. Приставка о-.
У. Верно. А суффикс -аний.
- Я вам предлагаю записать мое слово -окончание.
Дети записывают.
III. Изучение нового материала
У. Как вы понимаете, что такое окончание?
Д. Это конец слова.
У. Интересное мнение. Запомните его.
Д. Нет. Это часть слова, которая стоит после корня.
У. Хорошо.
Д. Мне кажется, что окончание - это часть слова после основы.
У. Давайте выяснять, что же такое "окончание". Кто из вас прав?
Учитель записывает на доске слова.
На доске.
мячик
листок
- Если считать, что окончание - конец слова, то здесь окончания -ик и -ок.
Д. Нет, здесь нулевое окончание. Окончание - часть слова после корня.
- В некоторых словах, например, вода...
- Значит, была права Катя, окончание - это часть слова после основы.
-Я знаю, окончание - это изменяемая часть слова. Помните, мы изменяли те слова по вопросам.
У. Давайте мы изменим по вопросам слово мячик
Дети вместе с учителем изменяют слово по вопросам, учитель тем временем записывает на доску формы слова мячик.
На доске.
Мячик
Мячика
Мячику
Мячик
Мячиком
О мячике
У. Есть..
Д. Что? - мячик.
У.Нет...
Д. Чего? -мячика. .
У.Рад...
Д. Чему!- мячику.
У.Вижу...
Д. Что? - мячик.
У. Горжусь...
Д. Чем? - мячиком.
У. Говорю о...
Д. О чем? О мячике.
- Да, точно, окончание - изменяемая часть слова. Основа всегда -.мячик, а окончание меняется.
У. Для чего же нужно окончание?
Д. Окончание изменяет смысл слова.
- Я с тобой не согласна, окончание меняет форму слова: мячик, мячика, мячику - смысл тот же, только вопросы разные.
У. Какую же работу выполняет окончание?
Д. Окончание изменяет форму слова.
У. А что мы здесь сделали? .
Учитель показывает на слова кончик, окончание
Д. Образовали новые слова.
У. Что нам помогло образовать эти слова?
Д. Приставка и суффикс.
У. Значит, здесь мы занимались словообразованием, а здесь…
Учитель показывает на формы слова мячик.
Д. Формообразованием
У. Вспомнили. Теперь нам предстоит продолжить исследование- Какую еще работу выполняет окончание?
Ответы детей.
- Знаете ли вы у каких частей речи есть окончания?
Д У существительных: коты - окончание -ы, ученица - -а.
- У глаголов, например, бежали - окончание -и.
- Местоимение она - окончание -а. -Прилагательное-красивая - окончание - ая.
У. Замечательно. Продолжим исследование. Следующее задание.
На доске.
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.
- Я вам предлагаю записать себе это предложение в тетрадь. Прочитайте его. А так как тема нашего исследования "Окончание", то я вас прошу выделить в словах окончания.
Д. А еще в предложении можно выделить орфограммы.
- Указать части речи.
- Мы еще можем разобрать по членам предложения.
У. Точно. Мы с вами запишем это предложение, выделяя орфограммы. Укажите части речи и выделите окончания в словах. Итак, пишем.
Дети списывают предложение с доски. Когда часть детей уже заканчивает работу, учитель предлагает детям следующее.
- Я вам предлагаю проверить, правильно ли вы выделили окончания. Откройте учебник на странице 141, упражнение № 157.
Учитель вызывает к доске по одному ребенку, и дети указывают части речи и выделяют окончания.
Д. Ночевала - окончание -а - это глагол, тучка - окончание -а.
У. Это, значит, тоже глагол?
Д. Нет, это существительное.
У. Ну окончание такое же, как и у глагола.
Д. Этот глагол и существительное женского рода...
У. Имеют форму женского рода.
Д. Да. Посмотрите: что делала! - ночевала, что? - тучка - это разные части речи.
У. Слова разных частей речи. Убедили.
Следующий ребенок выходит к доске.
Д. Золотая - окончание -ая.
-На- это предлог, здесь нет окончания.
- Здесь окончание -а.
- Да нет же, здесь нулевое окончание.
У. Интересно. А что такое окончание?
Д. Часть слова после основы.
У. Какая это часть?
Д. Изменяемая часть слова.
У. Измените это слово.
Д. Оно не изменяется.
- Там нельзя выделить окончание.
-Груди -окончание-и, это существительное.
- Утеса- окончание -а, существительное.
У Женского рода?
Д. Нет. Мужского рода.
У. Подождите. Тучка - окончание -а, утеса - окончание -а. Раз это существительные, то они женского рода.
Д. Смотрите, тучка - она моя - женский род, утес - он мой - мужской род.
- Здесь есть что? - тучка, нет чего? -утеса. Окончания одинаковые, но род разный и вопросы мы задаем к словам разные
У. Замечательно. Какие вы наблюдательные. А кто-нибудь из вас знает, что такое утес?
Д. Скала, камень.
У. Верно. Скала, каменный обрыв.
Д. Я заметил, что здесь есть олицетворение: ночевала тучка - как будто она живая.
- И еще утес - великан, ведь у него тучка ночевала на груди.
У. Умнички. Осталось еще одно слово.
Д. Великана - существительное, окончание а.
У. Хорошо. Здесь окончание –а, потому что существительное?
Д. Нет, не поэтому. На груди у кого- великана. Мы смотрим по вопросу.
У. Понятно. Могу ли я утверждать, что если у слов одинаковые окончания, то они относятся к одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос?
Д. Нет, одинаковые окончания- это ещё не значит, что эти слова одного рода, и не значит, что эти слова одной части речи.
У. Нам надо запомнить, что одинаковые окончания - это вовсе не обязательно одна и та же форма у слов. Продолжаем исследовать окончания. Теперь такое задание. Прочитайте.
На доске.
Ночевала солнце
золотой лучи
вижу тучкой
Дети читают.
-Я увидела на ваших лицах улыбки. Что вас заставило рассмеяться?
Д. Так не говорят, смешно звучит.
У. Как же нам исправить? Что надо сделать, чтобы речь звучала правильно?
Д. Изменить окончания.
У. Запишите эти словосочетания правильно.
Дети записывают у себя в тетрадях. Затем
к доске учитель приглашает по очереди учеников - они вставляют карточки с нужными окончаниями.
Д. Солнце что делало? ночевало- здесь надо исправить окончание –а на -о
- Лучи какие? золотые- здесь надо вставить карточку –ые
Вижу что? тучку- должно быть окончание -у
У. Какую же работу выполняют здесь окончания?
Д. Они соединяют словосочетания.
- Служат для связи слов в словосочетаниях.
У. Точно. Возьмите, пожалуйста, учебники. На странице 442 найдите упражнение № 159. Прочитайте первую часть задания.
На доске.
Когда увяла трава и облетели (дерево), Ёжик и Медвежонок взяли по (удочка) и пошли к (река).
- Что произошло с предложение, когда на работу вышли окончания?
Д. Нет смысла, так не говорят.
-Слова в предложении не связаны по смыслу. У. То есть вы хотите сказать, что нарушается связь слов в предложении?
Д. Да.
У. Я вас прошу, запишите это предложение правильно.
Дети записывают.
- Как вы записали?
Д. Облетели что? деревья.
- Взяли по чему? по удочке.
- Пошли к чему? к реке.
У. Какую работу выполняют здесь окончание?
Д. Окончания связывают слова в предложении.
У.Дома вы доделаете это упражнение.
V. Подведение итогов
Что же мы исследовали сегодня на уроке?
Д.Какую работу выполняют окончания?
На доске.
1.? образовывают другие...
2.? связывают слова в...
Окончания образовывают другие формы слова.
У. И второе…
Д. Окончания связывают слова в предложениях, а ещё в словосочетаниях.
В результате на доске запись выглядит так.
На доске.
1.? образовывают другие формы слова.
2.? связывают слова в словосочетаниях и предложениях.
Верно. Завтра мы продолжим исследования на эту тему. Чтобы у нас было много интересного материала, я вас прошу помочь провести завтра урок.
Домашнее задание
Попробуйте дома придумать такие словосочетания или предложения, где слова не связаны по смыслу. Напишите на отдельных листочках, а на следующем уроке вы поменяетесь с соседом этими заданиями.
Светлана ЯКОВЛЕВА,
г. Москва
|