ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема. "Мир волшебных звуков: поэзия" (С.Есенин. "С добрым утром!"; М.Волошин. "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."; В.Маяковский. "Тучкины штучки").
Цели.
Воспитание любви к поэзии. Совершенствование воссоздающего воображения. Формирование умения видеть проявление авторского начала в произведении. Работа над выразительностью чтения. Развитие внимания к художественным средствам языка. Расширение литературного кругозора. Оборудование, Учебник "Любимые страницы" (авт. О.В. Кубасова), 4-й класс; часть 3. Книги стихов С.Есенина, М.Волошина и В.Маяковского.
Ход урока I. Организационный момент
П. Знакомство с произведением
Учитель. Прочитайте вслух задание учебника на с. 82 в рамочке вверху.
Дети. "Медленно молча прочитай стихотворение Есенина и постарайся представить картины, которые нарисовал поэт".
У. Задание понятно? Выполняйте.
Дети молча знакомятся со стихотворением С Есенина.
III. Работа с текстом
У. Прочитайте первое задание к стихотворению.
Д. "Что ты можешь сказать об этом поэтическом произведении?"
У. Перечитайте стихотворение и подготовьтесь к ответу на этот вопрос.
Учащиеся перечитывают текст и обдумывают свой ответ.
Д. Мне приятны картины природы, нарисованные поэтом. Особенно ярко я увидела дрожащие в воде, как живые, отражения золотых звезд.
- Мне больше всего запомнилась такая картина: сельский плетень, рядом заросли крапивы, которая покрыта блестящей росой, как перламутром, и качается от ветерка.
У. А что такое перламутр?
Д. Это что-то блестящее.
У. Да, перламутр действительно блестит и переливается разными цветами. Он находится внутри некоторых раковин. А кто знает, что такое плетень?
Д. Это плетенный из прутьев забор.
У. Правильно. Какие слова помогли вам увидеть картины природы в цвете?
Д. Золотые, румянит, зеленые, серебряные, перламутром.
У. Как много красок использовал поэт для рисования своих словесных картин! Какие слова использованы поэтом в переносном смысле?
Д. Звезды золотые, косы шелковые, росы серебряные
У. Как поэту удалось сделать природу более живой и близкой для нас?
Д. Поэт использует прием олицетворения - пишет, как о живых существах: о звездах (задремали), о березка: (улыбнулись сонные, растрепали косы), о крапиве (обрядилась, шепчет шаловливо).
У. Чем поражает выражение "зеркало затона"?
Д. Мне нравится это выражение, потому что оно помогает увидеть блестящую, все отражающую поверхность воды.
У. Да, выражение "зеркало затона" - это скрытое сравнение затона - речного залива - с зеркалом: затон, как зеркало.
Д. Почему это скрытое сравнение?
У. Здесь не сказано: "затон, как зеркало". Тогда бы это было обычное сравнение. А выражение "зеркало затона" -это тоже сравнение, но оно выражено не прямо. Так чем же похожи зеркало и затон?
Д. Затон похож на зеркало цветом, блеском, способностью отражать.
У. Брезжит свет - как сказать иначе?
Д. Свет едва виднеется.
У. Верно, брезжит - значит, чуть светится.
Теперь, разобравшись, молча перечитайте стихотворение, готовясь к его выразительному чтению. Старайтесь еще ярче, чем раньше, увидеть нарисованные поэтом картины утренней природы. Ведь известно, что чем ярче представляет образы чтец, тем лучше их воспринимают слушатели.
После подготовки двое-трое учащихся по очередь выразительно читают стихотворение целиком. Слушатели высказывают свои впечатления о том, в каком случае они увидели более яркие картины природы.
IV. Подготовка к восприятию произведения
V. Следующее стихотворение, которое вы услышите, написал поэт и художник Максимилиан Волошин. Он жил и работал примерно в те же годы, что и Сергей Есенин, - в начале XIX века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, "странником по мировым путям и перепутьям". Это нашло отражение в стихах и картинах, в том числе и в стихотворении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца.
V. Знакомство с произведением
Стихотворение Волошина неторопливо, значительно читает учитель. Дети внимательно слушают.
VI. Работа с текстом
У. Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения - "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."'
Д. Я представила звездное небо, на востоке начинает светать - брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым.
У. Что названо поэтом алмазною сетью?
Д. Звездное небо.
У. Что Волошин воспринимает как алмазы?
Д. Алмазами названы звезды.
У. А что сказано о небе в стихотворении Есенина?
Д. "Румянит сетку небосклона" - он тоже видел звездное небо, как сеть со звездами-дырочками.
У. Отличается ли у поэтов Есенина и Волошина рассвет по цвету?
Д. Да. У Есенина он румяный, у Волошина - зеленоватый, необычный.
У. Перечитайте стихотворение Волошина, найдите в нем подтверждение тому, что его писал художник.
Учащиеся молча читают стихотворение Волошина.
У. Кто нашел в стихотворении указание на то, что его автор - настоящий художник в прямом смысле этого слова?
Д. В трех первых строках нарисована фантастическая картина рассвета. Лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет - это то, чем пользуется живописец.
У. В каких строках Волошин проявил себя странником, путешественником?
Д. "Лучатся тысячи тропинок и дорог"; "О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!"; "Пройти по всей земле горящими ступнями".
У. А чем еще отличается рассвет у Есенина и рассвет у Волошина? Может быть, по настроению?.. В каком стихотворении рассвет милый, ласковый, приветливый, а в каком он - грандиозный, фантастический, будоражащий?
Д. В стихотворении Есенина рассвет приветливый, милый, а в стихотворении Волошина рассвет фантастический, таинственный.
У. Какой человек - такие у него и стихи. А на земле живут очень разные люди. Поэтому одному придется по душе стихотворение Сергея Александровича Есенина, а другому будет ближе стихотворение Максимилиана Волошина.
VII. Подготовка к восприятию произведения
У. Следующее стихотворение, которое мы прочитаем, написал поэт, живший примерно в те же времена. Это Владимир Владимирович Маяковский. Какие его произведения вы знаете?
Д. "Что такое хорошо и что такое плохо", "Кем быть?".
У. Маяковский писал в основном для взрослых, поэтому вы и не можете назвать много его стихов. Маяковский - поэт-новатор, он не боялся экспериментировать в своих стихах и в жизни. Будучи пламенным патриотом, Маяковский многие свои стихи посвятил Родине. Они не о природе, а о кипучей жизни страны, о строительстве новой счастливой жизни. "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал поэт. Стихотворение, с которым мы познакомимся, написано хотя и не о борьбе за светлое будущее человечества, однако определенным образом характеризует своего автора.
Дети читают стихотворение В.Маяковского "Тучкины штучки". Обсуждают его и высказывают свои мнения.
VIII. Знакомство с творчеством и жизнью поэта
Д. Жаль, что вы нам ничего не рассказали о Есенине. Он пишет такие хорошие стихи. Они нежные и красивые. Хочется узнать о том, какой он человек.
У. Ну что ж, я тоже люблю Есенина и рада рассказать вам о прекрасном поэте, прожившем лишь тридцать лет, но
до сих пор оставляющем глубокий и чистый след в сердцах читателей. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Первые пять лет Сережа прожил без родителей, которые зарабатывали на жизнь в городе. Воспитывал его дед - человек предприимчивый и зажиточный, знаток церковных книг. Дедушка пел песни и рассказывал сказки, а бабушка баловала, чем могла, и водила по церквям - учила молиться Богу.
Вот как Есенин вспоминал свои детские годы: "Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах".
В раннем детстве полюбил Сережа Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя ее частью. Потому как-то особенно! светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.
Став юношей, Сергей отправился искать счастья в Москву. Работал в магазине, в типографии и упорно предлагал журналам свои стихи. Вначале редакторы от них дружно отказывались, потом все же напечатали несколько стихотворений. Первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина была "Белая береза".
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...
Но дела шли туго, и поэт решил: "Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет..." Так оно и вышло. Да, к Блоку, стихи которого мы читали вчера, пришел юноша Есенин. И Блок, тогда уже знаменитый, помог начинающему поэту.
Стихи поэта стали появляться в журналах, а вскоре вышел первый сборник под названием "Радуница". Книга была доброжелательно принята читателями. Есенин стал популярным поэтом. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остается загадочной история его гибели.
IX. Домашнее задание
У. Дома перечитайте стихотворение Владимира Маяковского "Тучкины штучки", выполните задания к нему и подготовьтесь к выразительному чтению всех трех стихотворений, о которых мы говорили сегодня.
Ольга КУБАСОВА
|