Тема. «И.С. Никитин. "Утро"».
Цели. Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, прививать любовь к природе.
Оборудование. Учебник "Родная речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В, Голованова, В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.: Просвещение); проигрыватель, грамзапись "Утро" Э.Грига, фонохрестоматия по чтению-стихотворение И.С. Никитина "Утро".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель (читает загадку напевно, плавно).
Встану я рано, / бело да румяно:
/ Умоюсь росой, / распущу золотые косы.
Как взойду на горы в венце золотом /
Да гляну светлыми очами,
/ И человек, | и зверь возрадуются. //
Что это?
Дети. Солнце.
У. По каким признакам мы определили, что речь идет о солнце?
Д. Раньше всех солнышко встает, лучи свои посылает на горы, на землю. Все рады солнышку У. Так ласково на Руси относились к солнцу, почитали его. Почему?
Д. Без солнца не будет и жизни, не будет растений, урожая.
У. Много сложено песен о небесном светиле. Музыканты, поэты посвятили этому чуду природы музыкальные произведения, лирические стихотворения. Послушайте, как при помощи музыки композитор Григ передает восход солнца, утреннее пробуждение природы.
Дети слушают музыкальное произведение Грига "Утро".
- Какие картины вы себе представили?
Д. Я представил, как восходит солнце, как оживает природа, как приветствуют птицы солнышко.
У. Кто видел, как восходит солнце?
Д. Мы с ребятами в лагере ходили встречать восход солнца. Огненный шар выкатывался из-за горизонта. Это было удивительно красиво.
Ш. Первичное восприятие текста
У. Это природное явление описал поэтическим словом русский поэт Иван Саввич Никитин. Послушайте.
Дети слушают фонохрестоматию стихотворение И.С. Никитина "Утро".
-А теперь откройте учебник на странице 161. Рассмотрите портрет поэта. Прочитайте его имя, отчество и фамилию. Запомните их. Обратите внимание на даты жизни поэта.
Какие картины, созданные поэтом, вы представляли себе, слушая стихотворение?
Выслушиваются ответы детей.
- Где Иван Саввич встретил утро?
Д. Поэт встретил утро у реки или у озера - у воды.
IV. Словарная работа
V. Прочитайте стихотворение про себя медленно. При чтении незнакомые слова отметьте карандашом.
Дети выполняют задание.
- Объясним смысл непонятных слов.
Лозняк - ивовый куст.
Ракита - ивовое дерево растет по берегам рек.
Пахарь - человек, который пашет землю.
Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Меркнут—постепенно утрачивают яркость, блеск.
Поток - движущаяся масса чего-либо, в данном случае масса солнечного света.
Шест - длинная палка, жердь.
- Другие слова мы будем объяснять по ходу чтения.
V. Работа с текстом стихотворения
У. Прочитайте первые десять строчек. Будем читать стихотворение и представим себе картины, звуки раннего утра.
Дети читают первую часть стихотворения.
- Докажите словами автора, что наступило прекрасное летнее утро.
Д. "Звезды меркнут", "в огне облака" - от яркого света солнца, "белый пар" - туман, "алый свет на воде, кустах" (кудрям лозняка), "тишь", "роса на траве", "тропинка росистая".
У. Как видит поэт, что-уже скоро всё будет освещено светом? Докажите.
Д. Луч скользит по воде, по ветвям.
У. Замените слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами).
Д. "В огне" (облака) - очень яркие, розовые.
- "Зеркальная" (вода) - чистая, прозрачная.
- "Кудри" (лозняка) - густые, переплетенные ветви.
- "Дремлет" (камыш) - не качается.
У. Мы к каждому слову-метафоре можем подобрать слово в прямом значении.
Зачем же тогда поэт употребляет эти слова в переносном значении?
Д. Чтобы ярче открылась перед человеком картина природы.
У. Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце. Поэт использует прием олицетворения. Всё имеет душу, живет, дышит. Как говорит поэт о ветре? Прочитайте.
Д. "Потянул ветерок" - слабо подул, даже не нарушил тишины.
У. А кто нарушил тишину? Прочитайте.
Д. "Далеко-далеко колокольчик звенит".
У. Мы видим, как плавно нарастает сила утра. Какие звуки слышатся?
Д. Слышим звон колокольчика, пробудились рыбаки, идут к лодкам.
У. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе, и человек подвластен природе, неразрывно связан с ней.
Прочитайте, что делают люди утром?
Д. "Колокольчик звенит" - люди выехали из дома. Рыбаки начинают свою работу: "сняли сети с шестов", "весла к лодкам несут", "едет пахарь с сохой".
У. И вот солнце всходит выше. Утро становится иным, более ярким. Докажите.
Д. "А восток все горит" - разгорается. Уже освещен лес - он "улыбается", "птички песни поют", "солнце встало, появилось из-за горизонта и ночлег свой покинуло", "золотыми потоками хлынуло".
V. Прочитайте последние строчки стихотворения. В них вся энергия, весь задор, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Начатый трудовой день радует его. Докажите эту мысль своим чтением.
VI. Работа над выразительностью чтения
У. Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра.
Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?
Д. Читать с восхищением, любуясь природой, ее величием.
У. Быстро, медленно или торжественно?
Д. Сначала спокойно, а затем во второй части -с нарастающей силой, торжественно.
У. Как вы прочтете конец стихотворения? Почему?
Д. Надо постепенно усиливать голос, читать громче и громче.
У. Прочитайте вторую часть.
Дети выполняют задание.
- Где в стихотворении чувствуются наибольшие подъем, сила?
Д. "Встает", "хлынуло".
Далее работа ведется в парах, в четверках и выбирается лучший чтец. (Аналогично работе на предыдущем уроке.)
VII. Обобщающая беседа
У. Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами: что он видит?
Д. Поэт видит, как ночь сменяется рассветом, видит пробуждение природы.
У. Что он слышит?
Д. Слышит предутреннюю тишину, звуки колокольчика, движение птиц, людей, пение птиц и песню пахаря.
У. Что он ощущает?
Д. Поэт ощущает свежесть утра, радость трудового дня.
У. Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро.
Д. В средней полосе России, так как он видит лес, поле, озеро или ширь реки.
- Природа почти не тронута рукой человека. Нет зародов и фабрик, больших домов. Человек не мешает природе.
У. Есть ли в России сейчас такие уголки?
Д. Конечно, в России еще есть такие уголки природы.
У. Докажите, что поэт бесконечно любит свою -и нашу с вами - Родину.
Д. Ему всё нравится в России, он любуется ею, ее картинами, ее звуками, ее раздольем, ее красотою, ее людьми.
VIII. Домашнее задание
Выразительно прочитать стихотворение целиком. Выучишь запомнившийся отрывок и порисовать картину.
Н. Азрапкина,
г. Москва
|