Русский язык. 3 класс.
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. Второстепенный член предложения — определение.
Цели урока: Познакомить с новым понятием — определение. Разви¬вать речь, творческое мышление,
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы вновь совершим увлекательное путешествие в Королев¬ство Предложений. Нам дано право дать название еще одному вто¬ростепенному поселку. Но для этого нужно преодолеть несколько
препятствий. А самые активные получат звание Почетных Гостей
Королевства Предложений.
III. Чистописание
1. Отгадайте загадку:
Красная девица
По небу ходит. (Солнце)
На доске открывается карточка: СОЛНЦЕ
— Подберите однородные слова.
2 Индивидуальная работа.
Выполнить фонетический разбор слова «солнце».
3. Письмо букв.
— А мы с вами должны определить, какую букву будем писать на ми¬нутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» соглас¬ный глухой парный твердый звук. (Буква «с».)
~ Мы напишем ее с буквами, которые являются в алфавите ее соседя¬ми. Назовите буквы. («Р», «т».)
— Запишите, продолжив закономерность:
срт СС ртс Рр
IV. Диктант-цепочка
Путешественники стараются запомнить все, что они увидели и услы¬шали в дальних странах. Нужно проверить, хорошая ли у вас память. Для этого проведем игру-соревнование «Кто больше запомнит».
Учитель диктует по 3 слова, победил тот, кто напишет все 12 слов пра¬вильно. На доске открываются слова, и дети проверяют работы самостоя¬тельно. Слова написаны на карточках. В это время учитель проверяет фонетический разбор.
Береза, листва, солнце, пригревает, осветило, поляна, весна, лесная, местность, ветер, дождь, резкий.
— Обозначьте склонения существительных. Подчеркните волнистой
линией прилагательные.
Победители получают жетоны.
V. Работа над темой
1. Путешествие в Королевство Предложений.
— Нам нужно спешить в Королевство Предложений, а для этого сос¬тавьте предложение, соответствующее схеме:________ ======.
Одно из предложений составляется из карточек и записывается на дос¬ке и в тетрадях. (Солнце осветило.)
— Что можете сказать о данном предложении? (Повествовательное, не¬
распространенное, )
— Почему? (Состоит только из подлежащего и сказуемого.)
— Какой член предложения называется подлежащим? Сказуемым?
— Распространите предложение, выбрав подходящие по смыслу слова.
Предложение составляется из карточек и записывается на доске и в тетрадях.
На доске карточки со словами; «солнце», «осветило», «лесную», «поляну». На доске рисунок — карта Королевства Предложений.
— Каждому из слов данного предложения нужно найти местожительс¬тво в Королевстве Предложений.
— Где поселится подлежащее? (В городе Подлежащих.)
Карточка со словом «солнце» прикрепляется на соответствующее место Королевства Предложений.
— Сказуемое? (В городе Сказуемых.)
Карточка со словом «осветило» прикрепляется на соответствующее место.
— Где поселятся другие слова? (Во второстепенные поселки.)
— Как же можно туда попасть? (Нужно задать вопрос.)
Запись на доске и в тетрадях.
ВНИМАНИЕ! Чтобы увидеть остальной текст, отправьте SMS.
Стоимость смс всего 1$
После оплаты услуги Вы сможете видеть скрытое поле на данной странице до закрытия браузера! Внимание! После введения кода, после того, как страница перезагрузится, выделите адрес в адресной строке и нажмите Enter. После этого, страница опять перезагрузится, а скрытое поле откроется.
— Какая часть речи потеряла окончания? (Прилагательное.)
— Что можете сказать о данных прилагательных? (Прилагательные
употреблены во множественном числе.)
— Приведите примеры. Запишите цепочки.
— Когда так говорят?
Умелые руки не знают скуки.
— Запишите пословицу. Выделите окончание прилагательного. Разбе¬рите предложение по членам и по частям речи.
Один из учеников выполняет работу на доске.
III. Словарно-орфографическая работа
— Какие буквы пропущены?
Л...ШЬ, ПОС...ЕДИ
— Составьте предложение с этими словами. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
1. Составление предложений по картине,
Учитель демонстрирует картину или видеофрагмент с изображением весеннего пейзажа. На доске схемы предложений: Определение + подлежащее Н- сказуемое. Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение. Подлежащее + сказуемое + дополнение. Сказуемое + определение + подлежащее.
— Составьте предложения, соответствующие схемам.
Предложения составляются устно, наиболее удачные (по одному пред¬
ложению к схеме) записываются.
Далее можно предложить составить рассказ по картине.
2. Упр. 445, стр. 85.
Первое предложение выполняется коллективно. Далее дети работают по вариантам. Вариант 1:2—3 предложения; вариант П: 4—5 предложения.
V. Физкультминутка
VI. Повторение и закрепление изученного
Комментированное письмо. Упр. 446, стр. 85.
VII. Самостоятельная работа
1. Упр. 449, стр. 86.
2. Упр. 450, стр. 86.
Вариант 1:1 —2-е словосочетания; вариант II: 3—4-е словосочетания.
3. Упр. 452, стр. 87.
Вариант I: 1-й столбик; вариант II: 2-й столбик.
Домашнее задание
Упр. 447, стр. 86; упр. 451. стр. 86-87.
Итог урока
Урок 154
Тема урока: Повторение изученного по теме «Второстепенный член предложения — определение».
Цели урока: Развивать речь, творческое мышление, умение распозна¬вать определение среди других членов предложения.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Космонавт, синеть, лететь, ракета.
— Что общего в словах? (Все слова с безударной гласной в корне.)
— Какое слово лишнее? («Ракета». В слове непроверяемая безударная
гласная «а».)
— На минутке чистописания мы напишем цепочки из букв, которые
являются безударными гласными. Составьте такую цепочку.
аиго/
— Составьте закономерность и выполните работу до конца строчки.
— Запишите слова, вставив попущенные буквы.
инт...ресный вч,..ра б...6л...отека к...ртоф...лина
III. Наблюдение над второстепенными членами предложения
1. Определение или дополнение?
Лицо в веснушках, шапка сушами.
— Прочитайте внимательно и поставьте правильно вопрос.
Варианты ответов:
лицо (в чем?) в веснушках, шапка (с чем?) с ушами; лицо (какое?) в веснушках, шапка (какая?) с ушами.
— Кто прав? Каким членом в предложении будет существительное с
предлогом?
Выслушиваются все варианты ответов. Затем учитель обобщает ответы детей.
— Чтобы правильно поставить вопрос, нужно внимательно читать. Определение обозначает признак предмета, а значит в приведенных сочетаниях зависимые слова — это определения. Если «с ушами»
считать дополнением, то надо понимать так, что шапка живет сама
по себе, гуляет с ушами вместе. А лицо, умываясь, не расстается (или
расстается) с веснушками. (В. Бурмако)
Правильный вариант записывается в тетрадь.
— Спишите, поставив вопросы.
Костюм (...) артиста, книга (...) для детей, кофта (...) с пуговицами.
— Каким членом в предложении будет зависимое слово?
IV. Физкультминутка
V. Повторение и закрепление изученного
Упр. 454, стр. 88.
VI. Проверочный диктант
В горах
Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к весеннему солнцу и жадно пьют его луни. Выпрямились сухие травы.
Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал мохнатую туну. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботли¬вые пчелы.
VII. Грамматическое задание
1. Выпишите из диктанта 3 слова с безударными гласными е, о и подбе¬рите к ним проверочные слова.
2. Выпишите из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и
подберите к ним проверочные слова.
3. Разберите по частям речи и по членам предложения:
Ветер прогнал мохнатую тучу.
Домашнее задание
Упр. 453, стр. 88.
Итог урока.