Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе
За последнее десятилетие содержание школьного образования претерпело значительные изменения - произошел перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на развитие самостоятельности учебных действий. Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования. Если мы хотим, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно именно как ученика, то мы обязаны прежде всего позаботиться об общей его самооценке. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к серьезному учению. Когда ученик заявляет: «Я никогда не смогу этого сделать», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок, вероятнее всего, действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание. Вера ребенка в свои силы в значительной степени зависит от учительской доброты, чуткости и веры в детские возможности. Поэтому для повышения самооценки учащихся рекомендую использовать следующие приемы: 1. Никогда не говорите ученику о его плохих результатах. 2. Сообщите ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними. 3. Чтобы закрепить у ученика положительное впечатление о достигнутых результатах, предложите ему выполнить задания легкого для него уровня, но при этом не сообщайте ребенку, что он выполняет легкое задание. 4. Постарайтесь, чтобы к каждому ребенку одноклассники относились доброжелательно, особенно к тем ребятам, о которых первоначально сложилось отрицательное мнение. Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Этапы построения оценочной самостоятельности в 1-м классе: 1. Рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах). 2. Коллективная работа по выработке эталонов. 3. Самостоятельное сравнение результата деятельности с эталоном. Поначалу мы брали для оценивания какое-нибудь одно из умений, например наклон буквы или цифры, высоту написания букв, аккуратность и т.д. Постепенно самооценка учащихся дифференцировалась, ребята учились воспринимать свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Чтобы приучить школьников ответственно относиться к оценочным действиям, можно использовать такие задания, где им предлагается самим выбрать ту часть работы, которую они хотят сегодня предъявить учителю для оценки, и самим назначить критерии оценивания. Для оценивания своих достижений (на начальном этапе) учащиеся использовали «волшебную линеечку» — измерительный «прибор», предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейн. Например, на самом верху «линеечки» может поставить «крестик» тот ребенок, который все буквы или слова написал правильно, а в самом низу -тот, кто все буквы или слова написал неверно. Таким образом, ребенок, выполнив задание, ставит «крестик» на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик» на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после ее выполнения и показать свой результат учителю, мы перешли на формирование оценочной самостоятельности с помощью цветных сигналов: красный цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; зеленый цвет - допущены неточности; синий цвет - надо постараться, и успех придет. Ученики показывают цветные сигналы, которые отражают их самооценку, на полях тетради или поднятием цветной карточки. Цветные сигналы также удобно использовать и для рефлексии учебной деятельности на уроке: красный цвет - работа понравилась, хочу выполнить еще; зеленый цвет — работа понравилась; синий цвет - работа не понравилась, потому что... С помощью цветных сигналов дети могут рассказать: - комфортно они чувствовали себя на уроке или некомфортно; ~ удачно был подобран материал для урока или неудачно; - успели они выполнить работу или не успели; - устраивает их предложенная работа или не устраивает и т.д. Самооценка учащихся всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. При этом учитель всегда должен помнить, что ученик имеет право на ошибку, на оказание ему помощи. Для этого предназначена особая карточка-сигнал с восклицательным знаком, которая означает: «Мне нужна помощь!». При необходимости ребенок может поднять на уроке такую карточку, не привлекая внимания одноклассников. Право ребенка на сомнение или незнание может быть выражено не только устно, но и письменно, для этого мы ввели знак сомнения (вопросительный знак) на полях тетради. Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, т.е. с умением сравнивать свой результат с правильным. Для контролирования своих знаний мои ученики используют знаки сомнения и знаки уверенности. Этапы самостоятельного контролирования (оценивания) 1. Предоценка. Оценивание работы с использованием знаков сомнения и уверенности. 2. Коллективная или самостоятельная проверка задания при помощи самопроверки или взаимопроверки. 3. Сравнение своего результата с правильным результатом. 4. Повторное оценивание своей работы (подтвердилась предварительная оценка или нет). Инструменты оценивания: ! - знак уверенности, ? - знак сомнения. При повторном оценивании: !~ уверенность подтвердилась, !? - уверенность не подтвердилась. При повторном оценивании: ? - сомнение подтвердилось, ?! - сомнение не подтвердилось. Эти знаки мы широко используем при выполнении самостоятельных работ на уроках русского языка и математики, а также при проведении тестов на уроках окружающего мира и литературного чтения. Применение этих знаков помогает формировать у учащихся навык самоконтроля, развивает оценочную самостоятельность. Такая работа представляется очень важной, поскольку только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи (само)обучения, а не воспринимая их как повод для обиды критикующего или впадая в унынии отказываясь от каких бы то ни б усилий. ГЛ. Рубцова Пожалуйста, оцените конспект - Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4772 |
Конспект прислал: admin 15 января 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||