"); Конспект урока литературного чтения 3 класс:"Николай Богданов "Солдатская каша" » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения 3 класс:"Николай Богданов "Солдатская каша"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения 3 класс:"Николай Богданов "Солдатская каша"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспект урока
по литературному чтению
3 класс

Николай Богданов «Солдатская каша»

Цель урока:
 На основе знакомства с произведением Николая Богданова «Солдатская каша» учить учащихся анализу произведения – определять тему и идею произведения.
 Продолжать учить составлять портрет героя на основе выборочного чтения.
 Развивать навыки осознанного, выразительного, беглого, безошибочного чтения.
 Развивать устную речь.
 Воспитать патриотизм; культуру общения.

ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите в окно.
- Какая сегодня погода?
- Какой сегодня день? Какое небо?
- Да, наш класс залит солнцем. Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо.
- Как вы понимаете выражение «мирное небо»?
2. Подготовка к восприятию нового текста.
Цели: настроить детей на работу над новым произведением, создать эмоциональный настрой, расширять словарный запас детей. Беседа эмоционально-оценочного характера.

- Как вы, ребята, понимаете, что такое война?
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «ВОЙНА»?
- Продолжите предложение: ВОЙНА - ЭТО... (ОДНИМ СЛОВОМ)
( Составление кластера «ВОЙНА»)


Война – это ...
1. Каждый ученик составляет свои ассоциации.
2. Работа в парах.
3. Работа в группах.
4. Выступление спикеров.
5. Учитель записывает ассоциации на листе ватмана.
(Дети называют такие ассоциации: ужас, страх, смерть, разрушения, убийство, беда, жестокость, слёзы, горе, взрывы, бои, стрельба, жертвы)
- Да, действительно: «Война – страшнее нету слова,
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова...»
(Александр Твардовский)
УЧИТЕЛЬ: Так говорил о войне писатель Александр Твардовский. Все ваши ассоциации можно отнести в полной мере к Великой Отечественной войне.
- Сегодня наш урок будет посвящён страницам истории этой войны. О Великой Отечественной войне мы узнаём из книг, рассказов, стихотворений, песен, художественных фильмов. Но ещё живы те, кто знает об этой войне не понаслышке – это люди, которые пережили эту войну.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Вы получили домашнее задание – записать воспоминания ваших бабушек и дедушек о военных годах. Давайте послушаем ребят, кто смог выполнить задание.
Рассказ о дедушке (Яворская Лена).
Моего дедушку зовут Шкретов Николай Фёдорович.
Мой дедушка вместе со своими родителями перед самой войной был выслан с Алтая в село Степное, что находится в Сибири.
Когда началась Великая Отечественная война, ему было 9 лет. Дедушка был самым старшим среди троих детей.
Война до села не дошла. Из села на фронт забрали всех мужчин. В селе во время войны остались одни женщины, дети и старики. Они много работали: выращивали хлеб для фронта, собирали посылки для солдат. А зимой работали на лесоповале – валили большие деревья, обрубали сучья.
Во время войны в селе был голод: ели мороженую картошку, пекли хлеб из отрубей. Весной варили суп из крапивы и лебеды. Летом ходили в лес за грибами и орехами. Трудно было и с одеждой. Летом ходили босиком, а зимой на всю семью были одни валенки.
Во время войны в селе находился госпиталь. Дети села устраивали для раненых солдат концерт. Мой дедушка хорошо умел играть на балалайке и аккордеоне. Он играл, а другие ребята под музыку пели и танцевали. Ребята приносили в госпиталь дрова и воду.
Мой дедушка выжил во время войны. В 1954 году, когда дедушке было 22 года, он приехал в Казахстан. Сюда он приехал уже с моей бабушкой. Здесь у них родилось четверо детей. Мой дедушка работал плотником, построил много домов. Мой дедушка участвовал в строительстве театра имени Станиславского. Он был приглашён на первую премьеру. В своём доме дедушка сделал всю мебель своими руками. Сейчас моему дедушке 76 лет.
Рассказ о прадедушке. (Владимиров Антон)
Мой прадед Гридин Григорий Григорьевич был участником Великой Отечественной войны. Служил он командиром связи в 135 гвардейском артполку.
За личный подвиг был награждён медалью «За отвагу». За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками был награждён орденом Великой Отечественной войны ΙΙ степени, медалью «За взятие Будапешта» и другими наградами.
Самую высокую награду за мужество мой прадед получил в 1944 году в ноябре месяце за совершение подвига. Это было так. Для поддержания телефонной связи с передовой он два часа под обстрелом стоял в болоте, держа соединенные провода в руках, за что и получил медаль «За отвагу».
Награждён грамотой Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина.
Рассказ о дедушке и бабушке. (Мартыненко Тамара)
Когда началась Великая Отечественная война, моему дедушке было 7 лет. В семье было восемь детей. Семья моего дедушки проживала в Северо-Казахстанской области, в селе Николаевка. Отец дедушки в 1943 году ушёл на фронт и погиб. Два старших брата дедушки тоже были на фронте, но они вернулись после победы.
Жизнь во время войны была очень трудная. Мама дедушки во время войны одна воспитывала шестерых детей. Старшие дети помогали маме по хозяйству, ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, чтобы как-то прокормиться.
А бабушке моей было 3 годика, когда началась война. Семья бабушки проживала в это время в Курганской области, в селе Шестаковка. В семье было трое детей. Во время войны мама бабушки одна воспитывала детей, так как отца в 1942 году забрали на фронт. До войны папа бабушки был учителем, а на войне стал офицером. В 1943 году мой прадедушка погиб в боях за освобождение города Харькова. Под Харьковом в селе Пороховое есть памятник погибшим войнам. На этом памятнике высечено и имя моего прадедушки.
- Почему рассказов получилось только три? (С каждым годом остаётся всё меньше людей, которые пережили эту войну).
- Что вы ещё знаете о Великой Отечественной войне?
УЧИТЕЛЬ ОБОБЩАЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ВИДЕ РАССКАЗА С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ СЛАЙДОВ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- 65 лет тому назад – это было время старших ваших близких и родных – прабабушек и прадедушек. Тогда они были молоды, им хорошо жилось под мирным небом, они учились, работали, трудились, растили детей. Но.. 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда мирные люди спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила границы Советского Союза, ворвалась на его территорию, стала бомбить, разрушать города и сёла, убивать мирный народ.
- На всей нашей земле не было дома, семьи, откуда не ушли люди на фронт или не работали для фронта. Поэтому и назвали эту войну Великой.
- Воины Советской Армии шли на войну не для того, чтобы завоёвывать чужие земли. Они защищали свою страну, освобождали свою Родину, своё Отечество от вражеских чужеземцев. Поэтому эту войну назвали Отечественной.
- Чем грозила нам, нашей Родине эта война?
УЧИТЕЛЬ ОБОБЩАЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ВИДЕ РАССКАЗА С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ СЛАЙДОВ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- Наша Родина могла потерять независимость.
- Как вы думаете, кому тяжелее всех приходится на войне? (СТАРИКАМ, ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ – мирным жителям). Почему вы так думаете?
Фашисты замучили и уничтожили более 6 миллионов ни в чём не повинных мирных жителей: людей уничтожали в лагерях смерти, сжигали в печах, травили газом, казнили на виселицах, сжигали целые деревни, угоняли молодёжь на каторжные работы в Германию. Этот чудовищный перечень злодейств можно продолжить до бесконечности.
- Только ли в Советском Союзе было тяжело мирным жителям? А в фашисткой Германии как жилось мирным жителям?
- Война была долгой и тяжёлой для Советского Союза. Советский народ с честью выдержал суровое испытание, навязанное ему войной, и довёл её до победного конца. Советский народ совершил подвиг, не имеющий себе равных в истории. Фашисты, завоевав за короткое время такие страны Европы, как Польша, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Франция, надеялись, что им так же легко удастся завоевать и СССР. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
- Как долго длилась Великая Отечественная война? ( С 1941 года по 1945 год -1418 дней и ночей).
- Советская армия боролась за каждую полоску родной земли, гнала всё дальше и дальше фашистов, освобождая нашу страну, освобождала завоёванные страны Европы, гнала фашистов до столицы Германии – Берлина. В конце войны обречённые на гибель гитлеровцы мерзко пакостили теперь уже в своём собственном доме – в Берлине. Фашисты бессмысленно и с какой-то злобной жестокостью ломали и коверкали всё, что попадалось на их последнем пути, - разрушали мосты, выводили из строя канализацию, водопровод, взрывали электростанции. Свой же народ фашисты лишали воды и света, каких-либо возможностей нормальной жизни.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Николая Богданова «Солдатская каша». В нём рассказывается о последних днях войны.
3. Первичное чтение текста.
Цель: Создать целостное восприятие текста, дать образец выразительного чтения.
4. Анализ произведения.
Цель: Учить анализировать прозаическое произведение. Совершенствовать умение работать с текстом. Учить находить выразительные средства изображения.
- В какое время происходили описываемые события?
- Кто является главным героем этого произведения?
- В чём заключалась его служба? (Он был кашеваром)
- Как его работу называет автор, найдите в тексте. («МИРНАЯ РАБОТА»)
(Грохочут орудия, рушатся и горят огромные здания, а совсем рядом – мирная картина: солдат варит кашу.)
- Почему автор так называет его работу?
- Каким этот солдат предстал перед нами? Составьте портретную характеристику солдата-кашевара, используя слова и словосочетания из текста.

ПОВТОРНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТРЕТА ГЕРОЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ.
УЧАЩИЕСЯ СВОИ ОТВЕТЫ ПОДКРЕПЛЯЮТ ВЫБОРОЧНЫМ ЧТЕНИЕМ ОТРЫВКОВ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ВНЕШНОСТЬ
Бородатый, лохматые брови, внимательные хитроватые глаза, за спиной ружьё, взгляд исподлобья ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Добрый, способен к состраданию (не обвинил в преступлениях старших немецких детей, жалеет голодных детей и всячески старается подманить их к себе, чтобы накормить); ласковый (его разговор с детьми «зайчишка», горстка, ласково поддал шлепка, улыбался, когда говорил); Проявил самые лучшие человеческие и отцовские качества; привязанность к товарищам, искренне переживает сообщение об их гибели.
- Какие чувства у вас вызывает такая внешность солдата-кашевара?
- А немецкие ребята, какие чувства испытывали, когда увидели солдата?
- Только ли такая грозная внешность вызывала страх у немецких детей? (Нет, он страшен и опасен: ведь он первый русский солдат, которого они увидели, а значит враг)
- Как вы понимаете слова маршала Советской Армии Жукова:
«Берлин мы взяли штурмом, но за души немцев нам ещё придётся повоевать».

- Как солдат-кашевар «воевал за души» немецких детей? Найдите этому подтверждение в тексте.
(Солдат всячески старается подманить детей к себе, чтобы накормить:
 «Его внимательные хитроватые взгляды исподлобья: Вот я вас, постойте...»
 «Пробует кашу с довольной гримасой: Ах, как вкусна!»;
 «Облизывает ложку, подмигивает детворе...»;
 «Ласковый смысл его слов – зайчишка, подставляй горстку, раз чашки нет...»;
 Солдат улыбается, когда разговаривает с детьми;
 «Ласково поддавал шлепка малышу»;

- Удалось ли кашевару завоевать души детей? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.
 1. Да, удалось. Дети накормлены.
- С чем сравнивает автор первого смельчака, который отважился выйти из подвала? (застыл столбиком) Что значит такое сравнение?
- Объясните, как вы понимаете фразу «и тут подвал прорвало»?
(Когда ребята поняли, что солдат никакой опасности не представляет, то перестали сдерживать себя. Их радость, как мощный поток воды, хлынула и разрушила барьер недоверия и страха. Дети всегда остаются детьми – в любой стране и любой ситуации. Они быстро поняли, что русские солдаты не видят в них врагов и поэтому не являются врагами для них).
 2. «Дети долго вились вокруг походной кухни. Они освоились. И не испугались, когда к кухне стали подходить русские солдаты в окровавленных бинтах, в разорванных гимнастёрках. Закопченные, страшные, грязные. Но дети уже не боялись их».
- Почему уцелевшие после боя солдаты не хотели каши, а только пили? (Это говорит о величайшей усталости и напряжении).
- Догадались ли вы, какие непонятные слова отрывисто произносили эти солдаты? Прочитайте их.
- Какое чувство вызывали эти слова у кашевара? Найдите в тексте подтверждение своих ответов. Прочитайте вслух. Почему он плакал? (За каждой фамилией стоит конкретный человек, друг, соратник).
- А как немецкие дети как реагировали на то, что русский солдат плачет?
(Они удивлялись: разве солдаты плачут?)
- Как вы думаете, могут ли солдаты плакать?
- Найдите в тексте разговор солдата со старым немцем. Прочитаем его вслух.

- Почему старый немец всё никак не мог понять и объяснить поступка русского солдата- кашевара?

- А как ему объяснил свой поступок русский солдат? Найдите в тексте подтверждение своему ответу. («Сердце приказывает. У меня тоже остались мал мала меньше..»)
- О чём говорят эти слова солдата? (Кашевар – обыкновенный человек, отец, у которого болит душа за своих детей, оставленных дома. Жалость к родным детям солдат переносит на этих обездоленных детей.)
5. Определение идеи произведения.
-Определите идею произведения. Какими словами из текста произведения можно определить идею произведения? (Сердце приказывает. Настоящий человек, где бы он не находился, прежде всего, должен прислушиваться к голосу своего сердца, проявлять гуманность и сострадание. Эти дети не виноваты в преступлении своих отцов и старших братьев, они тоже, как миллионы других детей, их сверстников, испили до дна чашу страданий. Война на всю жизнь оставила свой горький отпечаток в их душах. Человеческая душа всегда открыта ласке и доброте.)
- А как зовут этого солдата-кашевара? Почему не названо имя солдата? (У него в рассказе не названо имя. Такой поступок мог совершить, и совершали многие солдаты Советской Армии.)
ПОКАЗ СЛАЙДОВ «СОВЕТСКИЕ СОЛДАТЫ КОРМЯТ НЕМЕЦКИХ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ».
(Учитель предлагает учащимся рассмотреть в компьютерной презентации фотографию памятника Воину-освободителю, скульптора Е.В.Вучетича.)
Учитель: В Германии воздвигнут памятник в Берлине, в Трептов - парке, на высоком холме: советский солдат как бы охраняет жизнь всех детей Земли. Его опущенный меч напоминает о грозной силе, сокрушившей фашистов в годы Великой Отечественной войны. Фигура воина – это гордый поворот головы, устремлённый вперед зоркий и открытый взгляд, бережно прижатая к груди немецкая девочка.
Это было в мае на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил,
Как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас в Берлине под обстрелом
Полз солдат и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской,
Люди, победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы
Охраняет мир на всей Земле.


Учитель: Победу над фашистскими захватчиками одержала наша Советская Армия и весь народ нашей тогда Родины. В войну погибло более 20 миллионов советских людей. Мы не хотим, чтобы война повторилась. Мы сейчас живём в мирном государстве.
- Что нужно делать, чтобы Казахстан жил в мире?
РЕФЛЕКСИЯ.
- Понравился ли вам наш урок. Поделитесь, какие чувства вы испытывали на уроке? Что для себя вы вынесли с сегодняшнего урока?

6. Выставление отметок за урок.
7. Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.


Авторские права: Чернова М.И. Казахстан


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения 3 класс:"Николай Богданов "Солдатская каша":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Тест по истории 4 кл ( 2 полугод.)
  • Литературно-музыкальная композиция "Прикоснись сердцем к подвигу"
  • Конспект ИЗО:"Рисование на тему воображения, посвященного ко дню Победы" ...
  • Классный час: "Великая отечественная война"
  • Внеклассное мероприятие в 3 классе:"Памяти героев Великой Отечественной во ...
  • Музыкально – поэтическая композиция к 65-летию Победы."Поклонимся великим ...
  • Классный час, посвященный Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»
  • День Победы Сценарий утренника для 1-4 классов
  • Внеклассное меропреятие "ВОВ- Сталинградская битва"
  • Конспект урока литературного чтения:С. Баруздин «Слава» объяснительное чте ...


  • 6914
    Конспект прислал: ubvyfpbz97 12 декабря 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата