");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока по окружающему миру на тему: «Страна городов. Древний Киев. Великий Новгород»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по окружающему миру на тему: «Страна городов. Древний Киев. Великий Новгород»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

МОУ СОШ с. Новоалександровка





Открытый урок по окружающему миру
на тему:
«Страна городов.
Древний Киев. Великий Новгород»

проведенного 12.01.2009 г.
в 4 классе


учитель начальных классов
Маслякова Светлана Алексеевна


Тема: «Страна городов: Древний Киев. Великий Новгород».

Цели:
• Сформировать у учащихся представление о городах XX- XXI века Киева и Новгорода;
• Развивать воображение и фантазии, устную речь;
• Воспитывать любовь к истории.

Оборудование:
• Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 4 кл, 2 ч. М. Просвещение, 2007 г.
• Рабочая тетрадь А. А, Плешакова «Мир вокруг нас» 4кл, 2 ч. М. Просвещение, 2007 г.
• Компьютер с мультимедийным проектором;
• Презентация к уроку;
• Тесты с заданием для контроля усвоения темы.















Ход урока
1. Орг. момент.

Солнечная полночь. Деревянный
Город спит спокойно, обнесен
Тишиною призрачно-стеклянной,
И, как в сказке, чуден этот сон.

2. Сообщение темы и цели урока.

(СЛАЙД 1) СТРАНА…

Тема нашего урока: Страна городов.
Сегодня на уроке речь пойдет о городах Древней Руси: Киеве и Новгороде.
3.Изучение нового материала.
3.1. Вступительное слово.
(СЛАЙД 2) ЦЕЛЬ…
Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города.
У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости
(СЛАЙД 3)
Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Река с 3-х сторон надежно защищала крепость.
(СЛАЙД 4)
Со стороны, незащищенной рекой, выкапывали ров (широкую, глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров.
(СЛАЙД 5)
На нем и строили славяне свои дома.
(СЛАЙД 6)
Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, (СЛАЙД 7)а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость (КРЕМЛЬ), которая находится в центре, было взять очень трудно. Попасть в крепость можно было только через мост надо рвом.
(СЛАЙД 8)
Такие поселки-крепости со временем стали называться городами – от слов «городить», «огораживать»

(СЛАЙД 9) КНЯЖЕСКИЙ ДВОРЕЦ
В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.


3.2. Работа со схемой Древнего Киева.

Много прекрасных городов стояло на Руси, но краше всех был Киев.

(СЛАЙД 10) СХЕМА…
Посмотрите на схему, что вы можете рассказать о городе по ней? Сравните город Х и ХI веков.

(Древний Киев в 10 веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами, попасть в город можно было только через Софийские ворота)
Значительно изменился город в 11 веке, занимаемая площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор,
(СЛАЙД 11)
построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Львовские ворота или Золотые ворота.
(СЛАЙД 12)
Получили название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах построили церковь, которая служила хорошим наблюдательным пунктом.

4. Физминутка.

5. Работа со схемой Древнего Новгорода.

5.1. Беседа по схеме.
Другим красивым городом Руси был Новгород.

Теперь рассмотрим схему Древнего Новгорода

(СЛАЙД 13)

Что вы можете рассказать об этом городе?

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов, со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень, город был, как бы разделен на две стороны: Софийская сторона и Торговая сторона. Две его части соединял между собой широкий деревянный мост. На Софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверен, Духов и кремль.
(СЛАЙД 14)
Кремль, как и во всех древних городах Древней Руси, был обнесен стенами и рвом с водой. Внутри Кремля располагали княжеский дворец и дома знатных людей, за пределами Кремля жили ремесленники, торговцы и др.

(СЛАЙД 15)

Издалека видны купола Софийского собора, названного, как и в Киеве, в честь Святой Софии.

На торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Народ новгородский был ко всякому делу привычен.

5.2.Работа с иллюстрацией

Обратите внимание на картину
(СЛАЙД 16)
Рассмотрите иллюстрацию и опишите ее.

Город был расположен на оживленном торговом пути.
(СЛАЙД 17)
Богатые торговые корабли теснились на берегах Волхва, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Разноязыкая речь звучала на улицах города.

Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. О других открытиях вы узнаете, прочитав учебник.

6.Работа с учебником (с.51-52)
6.1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы
(СЛАЙД 18)

6.2. Беседа с элементами использования слайдов, учебника.
Кто управлял городом?

(СЛАЙД 19)
(Городом управляли посадники - это избранные бояре, которые управляли городом, которых выбирали на вече - народное собрание славян)

6.3. Словарная работа.
Слово записываем в словарик


(СЛАЙД 20)

Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода?

(Они обнаружили «28» этажей сосновых мостовых, их настилали 500 лет).

(СЛАЙД 21)28 ЭТАЖЕЙ…

Какое открытие для археологов стало выдающимся?

(СЛАЙД 22)БЕРЕСТЯННЫЕ…

(Берестяные грамоты)

Что такое береста? (березовая кора)
Бумага и пергамент были очень дорогими, на них писали в особых случаях, поэтому древние новгородцы писали на бересте, при помощи ПИСАЛА (заостренная палочка, сделанная из кости, металла или дерева, которые хранили в кожаных чехлах).
Для чего ученые ищут берестяные грамоты?
(для того, чтобы можно было узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях)

6.4.Дополнительный материал (рассказ о мальчике Онфиме).

(СЛАЙД 23)

Много было найдено берестяных грамот: и про торговлю, и про хозяйство, но больше всего запомнилось ученым небольшая берёста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Звали его Онфим. Учился он писать и считать, любил рисовать. Скучно ему и он нарисовал всадника на лошади, который поражал копьем врага и подписал «Онфим».
Найдено несколько сотен берестяных грамот: это ценные документы, деловые и личные письма, приказания.
7.Закрепление. Контроль усвоения нового материала.
Кто ж нашел следы столетий?
Кто в историю влюблен?
Кто сложил в витрины эти
Драгоценности времен?
Это опытные руки
Археологов страны.
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны.

Благодаря источникам, найденными археологами мы с вами познакомились с городами Древней Руси. Назовите их.
(Киев, Новгород)
7.1. Работа с тестами.

Что же вы узнали о них?
(СЛАЙД 24)

Как называется центр древнего русского города?
1. Собор
2. Кремль
3. Площадь
(СЛАЙД 25)
В Древнем Новгороде городом управляли:
1. Посадники
2. Вече
3. Бояре
(СЛАЙД 26)
Береста – это материал для письма из
1. Кожи
2. Папируса
3. Березовой коры

(СЛАЙД 27)
В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота, Софийский собор:
1. Новгород
2. Москва
3. Киев
(СЛАЙД 28)
На берегах, какой реки расположился город Киев:
1. Волхов
2. Днепр
3. Тарасовец


(СЛАЙД 29) МОЛОДЦЫ!





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по окружающему миру на тему: «Страна городов. Древний Киев. Великий Новгород»:
  • 85
 (голосов: 4)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока "Тульский Кремль"
  • Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Программа "Школа России": ...
  • Классный час: "Знакомьтесь: Украина."
  • Конспект урока русского языка: "Предложение:его назначение и признаки", 2 ...
  • Викторина Фестиваль сказок
  • Конспект урока истории:"Царский дворец и его обитатели" 3 класс
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Столицы России." 2 класс
  • Конспект урока, кубановедение +олимпийский урок "Край мой родной"
  • Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа 2100". Тема урока ...
  • конспект урока окружающий мир, з класс "Золотое кольцо России"


  • 12503
    Конспект прислал: masl2010 21 февраля 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата