Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » «Тетрадь – Помощница» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
«Тетрадь – Помощница» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
«Тетрадь – ПОМОЩНИЦА»
Пояснительная записка: o тип словаря : учебный, терминологический. o предметная область словаря: русский язык, математика, литературное чтение o цель словаря : оказать помощь учащимся при переходе из класса в класс o словарь рассчитан для уч-ся 1-4 классов и продолжение в 5 классе o предполагаемые сокращения и пояснения; • Словарные статьи (текст + иллюстрации) «Тетрадь – ПОМОЩНИЦА» представляет общую тетрадь, состоящую из 6 блоков. Для каждого блока отводится по 10-15 страниц. Для лучшего ориентирования уголки страниц каждого блока закрашиваются определенным цветом: - русский язык, словарик - русский язык, орфография - математика данные обозначения на первой странице тетради - литературное чтение - окружающий мир - мои рекорды При данном обозначении очень легко и быстро находить нужный блок. Если необходимо повторить словарные слова или провести с ними работу на уроке, дети очень быстро открывают странички с желтыми уголками. Блок 1. Русский язык. Словарик. Дача Созрели на даче картофель, капуста, Фасоль, что весной посадили так густо, Арбуз полосатый, седой баклажан Пиши слова эти всегда с буквой «а» арбуз капуста фасоль картофель баклажан Платье пальто платок сапоги Пальто, платье и платок С буквой «а» пиши, дружок. Не забудь про сапоги! «а» да «о» им не враги Гараж Автобус, аллея Асфальт и трава В «опасные» снова Играем слова Аптека, базар Магазин и народ, Калитка, квартира Забор и завод Работа, рабочий Газета, багаж Приехали снова Мы с папой в гараж Машина, вагон, Пассажир и трамвай Пиши и буквой «а» их И не забывай! автобус аллея асфальт аптека базар магазин народ калитка квартира забор завод работа рабочий газета багаж гараж машина вагон пассажир трамвай Салат из слов (калории) - Я скажу вам по секрету, - Хвастает Виктория, - - Взрослым, стареньким и детям – Всем нужны калории. Масло, мясо и салат, Каши и ватрушки, Крахмал, сахар, мармелад, Маргарин и сушки. Макароны, барбарис, Чай душистый, сладкий. С буквой «а» пишите их, Будет все в порядке. сахар салат крахмал маргарин мармелад макароны ватрушки барбарис Огород. К нам пришли на огород Помидор, морковь, горох, Прибежали огурцы, Озорные молодцы. Овощи пустились в путь С «о» писать их не забудь! огород помидор морковь горох огурцы овощи озорной озорник Соловушка Воробей, ворона – птицы. Им на месте не сидится А сорока все стрекочет, Рассказать всем что-то хочет. Голосистый соловей Будит песней всех своей Он поет на все село: - в нас пиши две буквы «о» воробей ворона сорока соловей Птицы. В желтый цвет одета птица Да какая мастерица! Рано иволга встает И, как флейточка, поет. А как ласточка щебечет И в саду, и над крылечком, Как гнездо искусно лепит И под самой крышей крепит. Птичка вьется в синеве С хохолком на голове, Это жаворонок звонкий О родной поет сторонке. Любит бор сосновый птичка, Птичка – ростом невеличка. На голове огонек, А зовется королек. Птички меньше нет на свете Так нарядно разодетой. Дом е – лесные дебри. А зовут ее – колибри. Как домашние хохлатки Бродят в поле куропатки Собирают свои стаи, Но на юг не улетают. Сколько птиц на свете разных В ближних и далеких странах Этих знаем мы давно И напишем с буквой «о» иволга ласточка жаворонок королек колибри куропатка огонек хохолок хохлатка сколько рано собирать Давным – давно. дорога светофор коридор чисто много надо потом прохожий В дорогу. Мы от школьного порога Отправляемся в дорогу. Вот приходим на вокзал. (Путь наш на восток лежал) И садимся в поезд длинный Едем в город наш былинный А вокруг до горизонта Все в волшебных красках солнца. Сколько слов «опасных» здесь? Хорошо бы их учесть И Россия , и Ростов, Много очень важных слов. В них нельзя нам ошибиться Пишем с «о» - Москва, столица порог дорога вокзал восток город горизонт волшебник Москва Россия Ростов столица опасный сколько хорошо Карамелька. Есть селедку «иваси» Не хочет Емелька. Чего хочет он, спроси. Скажет : «Карамельку» Карамелька не простая, Буква «а» в ней не растает карамель карамелька Космос. Летом небо голубое Солнце в небе золотой Хочет маленький Олег Сверху посмотреть на всех. Он вокруг стола все ходит, В стульях свой мотор заводит. Хочет с рыженьким котом Он покинуть этот дом. Мама просит съесть конфету: - В космосе столовой нету. Космонавт без лишних слов Прыг в корабль и – был таков голубой золотой золото мотор космос корабль космонавт котлета Осень. Вновь осень сыплет листопадом. В саду прозрачно и светло. В словах октябрь и ноябрь Напишем мы, конечно «о» листопад октябрь ноябрь Повезло. Кондитер труду своему очень рад, Конфеты он сделал для нас, шоколад. С профессией в жизни ему повезло В конфетах же спряталась буковка «о» кондитер шоколад кондитер профессия Оборона. Мы Россию объехать еще не успели, В школе учили старательно русскую речь. А солдат на посту и в жару, и в метели, Потому что Отечество надо беречь. Мы хотим, чтобы всегда пели птицы над Доном, Чтобы солнце купалось в воде голубой. А в словах про Отчизну, ее оборону Мы запомним, что пишется гласная «О» Россия Отчизна Отечество оборона солдат солдатский голубой Огонь. Горит костер, горит звезда. Огнями светят поезда. Горит фонарь кругом светло, И всюду пишем букву «о» огонь огонек костер фонарь Еще. Желтый, черный и тяжелый, Шелк и щелк, пришел и пчелы Шепот, щеголь и еще Пишем дети с буквой «ё» жёлтый чёрный тяжёлый шёлк щёлк шёл шёпот щёголь Шофёр. «Москвич» промчался по дороге. Шофер путей изъездил много Хоть снег, хоть ветер, хоть гроза, Всегда исправны тормоза. В пути, все знают с давних пор, Надежным должен быть мотор. Тогда все будет хорошо. Шоссе напишем с буквой «о» «Москвич» шофер москвич мотор шоссе тормоз хорошо по дороге Лекари. У петрушки косы длинные Раздает всем витамины А болгарский перец сладкий Важно так сидит на грядке. Чесноку совсем нетрудно Излечить нас от простуды. Хоть и ростом невелика, Так полезна земляника. Лекари все важные Дружат только с буквой «е» петрушка перец чеснок земляника невелик невеличка Лето. Вот и берег, вот и речка, И кленовой рощи вид. Мы бежим, а ветер встречный, Наши кудри шевелит. Впереди бежит Сережа А за ним спешит Денис. Подбегаем мы к березе И сбегаем к речке вниз. Там вчера с друзьями вместе Мы играли на песке. И теперь здесь нету места Ни унынью, ни тоске. Это лето наступило В поле, в парке, во дворе. Очень весело ребятам А в словах здесь буква «е» берег береза ветер ребята песок теперь очень впереди вместе Телевизор. Плачет маленькая Лиза: Не включили телевизор. Лизе вовсе не до сна, Хочет мультики она. С телевизором нам, дети, Веселее жить на свете. В нем есть тоже буква «е» Не одна, а даже две. телевизор маленький тоже даже веселее вовсе Береза. Ясень с березой очень дружил, Днем он и ночью ее сторожил. Чтобы никто на тропинке лесной Кору ее не поранил весной. Чтоб не пришлось в эти ранние сроки Плакать березке березовым соком. Чтоб на ней платьице чистое было, Дождик березоньку вымыл без мыла. Чтоб березонька как в сказке жила, Рядом черемуха с ней расцвела. Тихо шептала березка стихами И осыпала ее лепестками. Дети, вы тоже березку любите, К ней как к подружке своей приходите. Столько тепла в ней, надежды и света, Хоть и неброско все лето одета. Осень ударит ей ветром по веткам, К платью пришьет золотые монетки. А среди них, как в загадочном сне, Спряталась хитрая буковка «е» береза березонька березка березовый ясень черемуха лепесток ветер неброско среди Язык. Месяц праздничный январь Открывает календарь Видит, красная рябина Под снежком согнула спину. А под нею, улыбаясь, Поскакал вприпрыжку заяц. И привел с собой внучат, Десять маленьких зайчат. Сказки зимние таит, Словно памятник стоит Хоть ты ростом невелик, Русский выучи язык. Ошибаться тут нельзя Здесь семь слов, все с буквой «я» месяц январь рябина памятник память заяц язык Пожалуйста Вновь повторяем мы снова и снова Слово «пожалуйста», доброе слово. Мы это слово не держим в секрете. С буквой «о» оно пишется дети. пожалуйста повторять Светлана Всегда во всех своих тетрадках Светлана пишет аккуратно. А слово это там и тут Порядок любит, честный труд. В нем мест опасных не одно: Есть буква «а», две «к» и «о» аккуратно аккуратный аккуратность Закат Запах, запад и закат Пишем дети с буквой «а» запад запах закат Дружба. Вместе, снизу, сверху, сзади Собрались потехи ради. Вдруг, налево, впереди. (Ты внимательно гляди) Справа, слева и вокруг Кто-то пробежался вдруг Хоть слова перепугались, в словаре они остались. До сих пор живут все дружно, А писать их слитно нужно. вместе снизу сверху сзади вокруг вдруг налево впереди справа слева Витамины. Мы пошли в библиотеку, По пути зашли в аптеку. Вместе с тетушкой Галиной Мы купили витамины. Слово, как ни говори, А напишем с буквой «и» витамины библиотека Женщины. Все женщины на белом свете Достойны уваженья, дети. Ведь все они. Поймите сами Есть чьи-то бабушки и мамы. Им поклонитесь до земли. А в слове пишем букву «и» женщина женщины Петя. Как темнеет рано Снова во дворе. Загадал желание Петя в декабре. Календарь кончается, Полон дом хлопот. Елки зажигаются, Скоро Новый год И мечтает Петя, Что ему в метель Дед Мороз подарит Новенький портфель. А потом прогонит Солнце злой февраль Зацветет подснежник, Засинеет даль. От тепла и света Все в полях согреет. Только бы сентябрь Наступил скорее. Вот тогда не прячась Ранец свой достанет, И, как все ребята, Он учиться станет. Не забудьте, дети, Свой словарь пополнить И в стихах про Петю Букву «е» запомнить. желать желание мечта мечтать ранец ребята скорее метель календарь декабрь февраль сентябрь новенький ему Быстрые стихи. Пишем с буквой «и» диван, Аист, радио, диктант, Жизнь, животное, жираф. Дисциплина – ссорам враг. Пишем родина, лисица Пример, пятница, синица Пишем лестница, бидон, И билет и стадион. Кино, улица, привет. И готов уже ответ: В эти быстрые стихи Пробралася буква «и» аист диван диктант животное жираф родина лисица кино привет пример пятница синица билет бидон улица радио Завтрак Каша в кастрюле варилась с утра Завтрак на стол подают повара Ставят тарелки, стаканы и чай, Доброй улыбкой ты им отвечай. Сахар, варенье, халва и желе. Чашки, салфетки давно на столе. Сделай зарядку, не хнычь и не плачь, К чаю тебе подается калач. Быстро умойся и кушать иди, Локти на стол никогда не клади. Главная мысль в стихах такова: С буквой «а» пишем эти слова. кастрюля завтрак завтра тарелка стакан сахар халва зарядка калач салфетки Парад По небу плыли быстро облака. Весенний ветер нежно их ласкал И каждый, кто весне и жизни рад Смотрел на этот сказочный парад. А облака то поднимались ввысь, То будто друг за дружкою гнались. Они неслись дорогой вечной, длинной, Дарили всем воздушные картины. Они неслись в причудливых картинах, С дождями посылали вниз приветы, В восторгах синих, потеряв приют, Бросали грома огненный салют. Они неслись, как по морю ракеты. Бродили без конца по белу свету, Спешили все неведомо куда И прятали от солнца букву «а» парад облака облако картина карета салют ракета Аппетит (рассказ) О вкусных растениях этот рассказ В саду поселился у нас ананас, Калина с малиной легли на забор, Хурма с апельсином вбежали во двор. Маслины повисли на гибких перилах, Бананы подставили солнышку спинки. Душистый на завтрак пришел абрикос. Как их написать? Это лишний вопрос! Полезные очень гранат и айва. Но очень «опасные» это слова. Съедим с аппетитом растения эти. В них буковка «а». не запутайтесь, дети! рассказ растение калина малина апельсин банан абрикос маслина гранат айва ананас завтрак аппетит забор Блок 2. Русский язык. Правописание. Буквы И, У, А после шипящих ЖИ и ШИ- такие слоги, что всегда к ребятам строги ЖИ и ШИ- ЖИ и ШИ – только с И всегда пиши Сочетания ЩА и ЧА В слове пища и свеча, Чаща, дача и печать Нужно только с А писать! Я в сочетаниях ЧУ и ЩУ Всегда вставляю букву У Но исключения есть тут – Жюри, брошюра, парашют Проверяемые безударные гласные в корне Безударный гласный, стоп! Писать опасно! Чтоб развеять все сомнения Ставьте звук под ударение. Терпеть, зависеть гнать обидеть И последний ненавидеть Морфологический разбор Имя существительное Имя прилагательное глагол местоимение Начальная форма Кто? Что? Какой? Что делать? Что сделать? Кто? Постоянные признаки одуше/неодуш собст/нарицат род склонение качес/относ/притяж вид спряжение лицо род (3л) Непостоянные признаки число падеж падеж число род (в ед.ч) время число число падеж В предложении _____________ _ _ _ _ _ _ _ _ _._._._._._._ _____________ _ _ _ _ _ _ _ _ Данные карты заполняются по мере изучения темы. (приводится итоговый вариант) Карта темы « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Карта темы « ГЛАГОЛ» Блок 3. Математика. Единицы измерения. ДЛИНА МАССА ДЕНЬГИ м дм дм = см см мм м дм дм = см ц = кг р = коп м= мм кг гр т = кг Компоненты арифметических действий Блок 4. Литературное чтение. Для моделирования обложек произведений, которые мы изучаем, используем следующие обозначения (программа «Начальная школа 21 века») жанр заместители тема заместители стихотворение о животных сказка о природе рассказ о детях басня о Родине былина загадка После анализа произведений учащиеся моделируют обложку. В этом блоке учащиеся не только моделируют обложки изученных произведений, но записывают интересные факты биографии писателей и поэтов, пишут отзывы о произведении, главных героях. Терминологический словарь. А Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Так, в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья. Б Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, люди, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит скрытый, иной смысл. Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. В зависимости от количества строк (стихов) в строфе различают двустишие, трехстишие, четверостишие. Г ерой – персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в художественном произведении (главные, второстепенные) Д иалог – разговор двух или нескольких лиц. Ж анр – вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и т.д. З агадка - короткое произведение, устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. Загадка, пословица, скороговорка, потешка, песенка, считалка – это малые формы фольклора. И рония – тонкая, скрытая насмешка. Л Летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случавшиеся за год. Литературные(авторские сказки) – сказки, которые созданы писателями. Логическое ударение – выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке. М етафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов. Мораль басни – нравоучение. Н ародные сказки – сказки, у которых автором является народ. О лицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ («вьюга злилась») П ословица – краткое мудрое изречение. Присказка – шутливое вступление или концовка сказки («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается») Р итм – чередование (повторение) в строках ударных и неударных слогов. С казание(легенда) – художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных или бытовых событиях и сочетается реальное и вымышленное. Сказка – рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическим. Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения его с другим. Явления природы, предметы сопоставляются с другими, чем-то похожими. Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов как, точно, словно, будто. Строфа – сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой (созвучием строк) или интонацией. Сюжет – событие или ряд событий, изображенных в произведении. Т ема – то, о чем говорится в произведении. тему, в котором реальное нередко сочетается с фантастическим. Ф ольклор – устное народное творчество. Э пизод – случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере. Эпитет – яркое, образное художественное определение. Ю мор – добродушно-насмешливое отношение к поступкам, поведению героев. Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки называется юмористическим. Пожалуйста, оцените конспект - «Тетрадь – Помощница»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4488 |
Конспект прислал: галина73 29 января 2009 Комментарии (2) |
#2 написал: alsu | ||
26 июля 2009 21:54 ICQ:-- |
||
|
||
#1 написал: галина73 | ||
31 января 2009 12:19 ICQ:-- |
||
|
||
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||