Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть 365 видео

Официальный сайт moscowout 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Классные часы на тему «Обрядовые песни русского народа»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Классные часы на тему «Обрядовые песни русского народа»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Классные часы на тему «Обрядовые песни русского народа»

Цель: познакомить учащихся с культурными нравами наших предков, привить учащимся любовь к своему отечеству, к своему родному краю.

Занятие 1.
Слово учителя: Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль, потому что сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.

Как же появлялись обрядовые песни?

Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесёт урожай, а охота будет удачной. Значит, для того, Чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.

Святки.
Святые вечера, страшные вечера.

В ночь с 24 на 25 декабря – рождественский сочельник, открывающий двухнедельные празднества – святки. В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Трапеза была скромной – на столе главным кушаньем считалась кутья- каша из пшена или ячменя. Тут же были фигурки из теста. Этими фигурками угощали родственников и друзей.
После серьёзной части за домашним столом начиналось святочное веселье. Пели песни, гадали, колядовали.
Коляда – коляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю.
Гулять на просторе!
Колядовщики сулили дому благополучия и счастья. По традиции за это они требовали платы, угощения:
…Нам же, славцам,
Не рубь – полтина, -
Единая гривна,
Пива братыня,
Яиц коробица,
Скляница вина,
Бочка квасу,
Морда рыбы,
Блюдо шанег,
Ставец оладий
И масла крыница!
Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:
На двор чертей;
На огород червей!

…А кто не даст
Ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепёшки-
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
Празднично одетая молодёжь собиралась после весёлого обхода домов в посиделочной избе, где устраивали общую пирушку – съедали всё, чем их угощали односельчане. Пели загадки: вопрос поёт одна сторона, а другая сторона – отвечает:
1 сторона спрашивает:
Ещё гриет,
Ещё гриет.
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да во всю святоруську?
2 сторона отвечает:
Солнце гриет,
Солнце гриет.
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да святоруську!
Нет посиделок без хороводов. Девушки образовывали круг – «царевна», по-за кругу ходит одна девушка – «царевень», «царевич».
Царевень – Ты пусти во город,
Ты пусти во красен.

Царевна – Те по ще во город,
Те по ще во красен?

Царевень – Мне девиц посмотреть,
Красавиц выбирать.

Царевна – Тебе кое люба,
Эта прихороша,
Эта лучше всех.
Хоровод водили до тех пор, пока все девушки не выйдут из круга.
Звучали весёлые, озорные песни про старого мужа, про свекровь и свёкра, с которыми (в песне!) молодая невестка не считается, не церемонится:
Нынче святки – все святые вечера!
Все мои подруги на игрища пошли,
Меня, молоду, свёкор не пустил.
Заставил меня свёкор
Овен сушить.
И я-то со зла овин сожгла,
Овин сожгла и туда ж пошла!
Песни, танцы, разговоры обычно прерывались приходом ряженых. Любимыми масками ряженых были «медведь, ломающийся, показывающий, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, как ребятишки воруют чужой горох»; и «журавль». Палкой, изображающий клюв журавля, парень бьёт девушек на вечеринке, а те, чтобы оступиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфеты, пряники, которые журавль подбирает.
Иной раз на посиделки врывается «нечисть». Гости начинают обороняться и выгонять нечистую силу. Игра носила больше магический смысл (выгнав из дома нечисть, были уверены, что обезопасили наступающий год).
Кикиморе – парню с горшком на голове вместо кокошника разбивали горшок - вместо кикиморы показывался молодец, а это означало, что нечистая сила выгнана вон.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 7015

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса



Дролечка, женись, женись,
Не бери девок ничьих.
Меня выкупи из горюшка,
Из бедных казачих.

Преполовение.
Середина срока между Пасхой и Троицей, т.е. 25 день после Пасхи.
Этот праздник не совсем понятен был для крестьянина. Православная церковь в этот день молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия». В крестьянской Руси совершался обряд освящения воды на реках, озёрах, колодцах – и эта вода считалась целительной.
Существовало по поводу этого праздника предание –«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у неё третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега».
Лагодаря этой легенде русские крестьяне называли праздник Преполовение «Преплавлением» (от слова «переплыть»).

Вознесение.
На сороковой день после Пасхи церковь праздновала «вознесение» Христа на небо.
Повсеместно в Ярославской губернии на Вознесение пекли из теста «лесенки». Лесенки с семью ступенями освящали в церкви и бросали вниз на землю. Так гадали о том, на какое небо должен был попасть гадающий. Если все ступени оставались целы, то гадающему был прямой путь на небо, если лесенка разбивалась на кусочки, то гадающий был грешник.
В калужской губернии молодёжь отправлялась в поле со съестными припасами. Там во ржи изготавливали себе яичницу, и, когда её ели, то бросали вверх ложки, приговаривая:
Как высоко ложка летает,
Так бы высоко рожь была.
Христос, полетишь на небеси,
Потяни нашу рожку за колоски.
К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Около Вознесения начинало колоситься жито и замолкала кукушка.
Кукушка подавилась житным колоском.
И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придёт Вознесение в день, прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся.
На Вознесения совершался обряд «крещения и похорон кукушки». Это был женский обряд. Кукушка делалась из веточек, тряпочек, одевалась она в сарафан, сажали её под берёзу и крестили. Потом девушки кумовались: целовались, менялись крестами, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупки вешали на деревья.
Кумление сопровождалось специальными песнями:
Кума с кумой,
Покумимся!
Чтобы нам весь гол не браниться.
Побранимся-
Грешны будем,
Кукушечке тошно станет!
(Калужская губерния)
Хоронили кукушку в тот же день, а то и через день.

Семик и Троица.
Седьмая неделя после Пасхи.
Неделя эта носит название «Семиковой», особо отмечены три её дня: Семик, приходящий на Симик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик считается большим праздником, он открывает сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зелёную землю с центральным персонажем – берёзкой.
Селения в этот день буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными берёзками, ветками, цветами.
Пол в храме устилался свежей травой. Утром сельчане посещали кладбище, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда.
Гуляния, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг берёзки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Во Владимирских деревнях накануне семика «девушки рубят берёзку, украшают её лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут берёзку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают её в рожь.»
Берёза моя, берёзонька!
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Трава шелковая.
На обширной русской территории троичный обряд справлялся неодинаково, каждая губерния имела свой набор и последовательность действий, при том, что основные элементы обрядов сохранялись: выбор и украшение дерева, совместная трапеза перед ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры, гадание на венках, бросание их в воду.
На поляне,на лугу
Гнулася берёзонька.
Завивали девушки,
Лентой курашали,
Берёзоньку прославляли:
«Белая берёзонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдём песни играть!»
(Владимирская губерния)

Ты не радуйся, осинка,
А ты радуйся, берёза:
К тебе девки идут
Со куличиками, со яичками!
(Владимирская губерния)

Завивайся ты, берёзка,
Завивайся, ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками.
Яички – те красные.
Куличики – те сдобные.
(Владимирская губерния)

Девушки кумятся, в лесу завиваются берёзы, на берёзы навешиваются из трав и цветов венки.
В Троицкую ходили на кладбище до обеда, а воскресенье вновь проводили в лесу, вокруг берёзки. «После обеда девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие берёзовые венки, переплетённые цветами и в таком уборе идут в лес развивать берёзку. Пришедши в лес, они становятся в кружок около завитой берёзки, и кто-нибудь из них срубает её и устанавливает её посреди кружка. Тут все девушки подходят к берёзе и начинают её украшать лентами и цветами. Далее начинается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несёт берёзку, и таким образом, обносят её кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улицу, они втыкают берёзку в землю и начинают водить вокруг неё хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют.» К вечеру снимают с деревца все ленты и отламывают по прутику, вырывают его из земли и тащат уже к речке как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучок ухватиться и, пришедши на берег, бросают её в воду с криком: «Тони, семик, топи сердитых мужей!», и несчастная берёзка … плывёт туда, куда понесёт её течение воды.»
(Владимирская губерния)
Уж ты радуйся,
Дубник – клённик,
Не радуйся,
Белая берёза!
Мы идём тебя развивати,-
Со куличиками,
Со сдобными,
Со яиченкой,
Со жареной.
(Владимирская губерния)
Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, берёза должна отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно – благополучию людей.

Духов день.
51 день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
С Духовым днём связывали поверья и обряды среди русалок, весь период с понедельника на Троицкой неделе до понедельника следующей недели называется «Русальной неделей», и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях заманивают прохожих, чтобы их пощекотать.
Русалки – это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
До Духова дня живут они в водах, на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки выходят из воды и могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!».
Остерегаются купаться на Духов и Троицын день.
За русалкиной неделей начинался Петровский пост, затем шли сами Петровки – сенокос с его работой и молодёжными гуляниями,и, наконец, Иван – Купала – большой праздник, завершающий весеннее-летние обряды, знаменующий день летнего солнцестояния и подготовку к самой важной страде – уборке урожая.





Пожалуйста, оцените конспект - Классные часы на тему «Обрядовые песни русского народа»:
  • 85
 (голосов: 2)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: toshik 12 мая 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн