Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Дополнительная образовательная программа "Азбука народных праздников" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Дополнительная образовательная программа "Азбука народных праздников" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Интерес к народным праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, так как многое было утрачено. Появилась необходимость возрождения старинных праздников и обрядов.
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, праздничных обрядах. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народных праздников», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, данная программа может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования, а её материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса. Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово. Задачи программы: • познакомить с народным календарем и составляющих его сезонных и православных праздников, обрядов русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами; • систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод», который имеет большую просветительскую и практическую направленность; • формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции; • воспитывать на традициях празднования народных праздников творческую личность, обладающую художественным вкусом. Отличительной особенностей программы «Азбука народных праздников» является активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод» (выходит 2 раза в год). Возраст детей: 9 лет (3 класс), 4 класс (10 лет). Срок реализации дополнительной программы: 2 года. Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Формы проведения занятий: • игры, викторины; • составление сборника рецептов, гаданий; • коллективно- творческая работа; • лекция; • проектная деятельность; • исследовательская деятельность; • презентация работ; • выпуск газеты. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю) № п/п Тема Количество теоретических часов Количество практических часов Всего часов 1. Введение. 3 3 2. Осень - перемен восемь. 3 3 3. Выпуск газеты «Праздничный хоровод». 1 3 4 4. Пришла зима – не отвертишься. 5 5 10 5. Встреча весны. 4 6 10 6. Солнышко на дворе, встречай лето. 3 3 7. Обобщение. 1 1 Итого: 19 15 34 Примерное учебно-тематическое планирование № Название темы Количество часов Примечание Введение. 3 ч. 1. Вводное занятие. Что такое народный праздник. 1 2. Календарные народные праздники. 1 3. Православные народные праздники. 1 Осень – перемен восемь. 3 ч. 4. Семёнов день. 1 5. Рождество Богородицы. 1 Разработка проекта «Новый год по-…» Письмо Деду Морозу или Санта Клаусу. Выпуск №1 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Нового года. Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод». V раздел «Встреча весны» (10 ч.) Знакомство с такими праздниками, как «Масленица», «Благовещение», Вербное воскресенье», «Пасха», «Егорьев день». Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу. Практические занятия (6 ч.): Готовим блины. Раскраска пасхальных яиц. Народные игры на Пасху (разучивание). Выпуск №2 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Масленицы и Пасхи. Презентация выпуска газеты № 2. VI раздел «Солнышко на дворе, встречай лето» (3 ч.) Знакомство с такими праздниками, как «Вознесение», «Семик», «Троица». Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу. VII раздел «Обобщение» (1 ч.) Практическое занятие: Подводятся итоги за год, организуется выставка работ учащихся (по выбору учителя). II год обучения 1 раздел «Введение»(2 ч.) Закрепление знаний об известных праздниках по временам года (обзор-викторина«Всякая душа празднику рада). Проведение викторины по следующим праздникам: «Новый год», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Кузьминки». Получение новых знаний об их праздновании. Подведение итогов. II раздел «Выпуск газеты «Праздничный хоровод» (2 ч.) Распределение обязанностей среди учащихся (выборы новых кандидатов). Отчет о проделанной работе предыдущего состава. III раздел «Осень велика, зима долга» (7 ч.) Знакомство с русским народным праздником «Воздвижение». Знакомство с народными обрядами на Покров день, приметами и пословицами. Подведение итогов этого раздела. Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы. Практические занятия (4 ч.): Разработка проекта «Придет Покров…». Выпуск №3 периодической газеты «Праздничный хоровод» «Покров Пресвятой Богородицы». Презентация выпуска газеты № 3. IV раздел «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» (10 ч.) Знакомство с традициями празднования русского народа с такими праздниками, как «Наум-грамотник», «Сочельник», «Рождество Христово», «Зимние святки», «Васильев вечер» (Коляда), «Сретенье», «Прощеное воскресенье». Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и игрой, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами Практические занятия(3 ч.): Коллективно-творческая работа «Рождественская ёлка». Знакомство с гаданиями. Разучивание колядок. V раздел «Матушка весна всем красна» (4 ч.) Знакомство с Великим постом. Питание в Великий пост. Знакомство с праздниками: «Красная горка» и «Радуница». Подведение итогов по разделу. На этот цикл приходились главные христианские праздники; православные праздники предписывали крестьянам строгий пост (воздержание в пище и отказ от веселья); характерно начало весенних полевых работ и проведение обрядов, с ними связанных; начало весенних молодежных хороводов и гуляний Практические занятия (1 ч.) Страстная неделя. Составление сборника рецептов «Питаемся в пост». VI раздел «Весна красная, а лето отрадное» (8 ч.) Знакомство с праздниками: «Иван Купала», «Петров День», «Ильин день». Подведение итогов по разделу. Практические занятия(4 ч.): Разработка проекта «Иван Купала». Выпуск №4 периодической газеты «Сколько праздников в году», посвященный празднику «Иван – Купала»». Презентация выпуска газеты № 4. VII раздел «Обобщение» (1 ч.) Практическое занятие: подведение итогов за весь курс обучения. Выставка работ учащихся, оценивание проделанной работы, самооценка. Награждение учащихся за активное участие. Авторские права: Макаренко Наталья Александровна Пожалуйста, оцените конспект - Дополнительная образовательная программа "Азбука народных праздников": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2933 |
Конспект прислал: 532587 28 ноября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||