Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Рабочая программа по логопедии. Аграмматическая дисграфия. Пояснительная записка. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по логопедии. Аграмматическая дисграфия. Пояснительная записка. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Логопедическая программа
для детей с ОНР ( VI уровня) .2 класс. Аграмматическая дисграфия Пояснительная записка Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислекся) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего нарушения речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдаются в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене части слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также трудности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении. Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формированию морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменение) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза. Особенности письма и чтения При аграмматической форме дисграфии Несформированность грамматических обобщений у учащихся 2 классов с ОНР проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. В письменных работах детей чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантике слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов. Также распространены следующие типы ошибок на письме: • Неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах); • Замены формы единственного числа имен существительных формой множественного числа и наоборот; • Ошибки согласования имен существительных с именами прилагательными в роде, падеже и числе; • Ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях; • Пропуски и замены предлогов. Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования. Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных синтаксических конструкций. Типичной ошибкой является замена запятой на точку в сложноподчиненном предложении (точкой дети отделяют придаточное предложение от главного). На первый взгляд, это нарушение касается только оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда ребенок при составлении или записи сложноподчиненного предложения, не обращая внимания на смысл, теряет главное предложение целиком, и записывает его частично. При чтении у детей наблюдается аграмматизм. Это объясняется ограниченностью словарного запаса детей, недостаточным пониманием семантике слов. Дети читают отрывисто, делая большую паузу между словами, что еще больше затрудняет понимание прочитанного. Наиболее ярко аграмматическая дислексия у детей проявляется при чтении и анализе текста, так как возникает необходимость следить не только за смыслом, но и за связью предложений в тексте. Понимание читаемого текста затрудняют местоимения, предлоги, союзы. Особенно трудны для восприятия метафоры и сравнения. Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок. Картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии, составляет только их совокупность. • Образовывать существительные с суффиксом –ниц-; • Образовывать существительные с суффиксом – инк-, -енк-, с суффиксом –ин-; • Образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида; • Образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами – н-, -нин-, -ов, -ев и др.; • Образовывать относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -енн-. 3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат: • Понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах; • Закреплять навык использования в речи имен существительных в форме множественного числа без предлогов; • Использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-его лица настоящего и прошедшего времени; • Согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде; • Согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе. III этап 1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат: • Самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов. 2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат: • Образовывать названия животных; • Образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами; • Образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами; 3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат: • Использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах; • Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа; • Согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными. Аграмматическая дисграфия и дислексия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся. Для этого необходимо: • Сформировать у ребенка понимания особенностей взаимосвязи различных частей речи; • Научит правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции. Овладение грамматическим строем языка реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся упражнений, причем каждое задание включает образец его выполнения, а речевой материал, предлагаемый детям, подобен с учетом принципа доступности дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать определенные грамматические обобщения. В процессе формирования навыков словообразования у школьников с аграмматической формой дисграфии основное внимание уделяется формированию у детей навыков словообразования. Детей учат образовывать новые слова от заданных, разбирать слова по составу, определять, какой частью речи они являются. Также проводится работа пополнению словарного запаса детей различными частями речи. Педагог уделяет особое внимание правильному пониманию детьми семантике слов. Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся: • Формируются навыки словообразования и словотворчества; • Появляется навык работы с различными частями речи; • Расширяется словарный запас; • Развивается так называемое языковое чутье; • Появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов. К концу обучения дети должны знать: 1. Признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части – корня). 2. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. 3. Как согласуется существительное с прилагательным, глагол с числительным. 4. Главные и второстепенные члены предложения. 5. Сложное предложение и его состав. К концу обучения дети должны уметь: 1. Распознавать части речи и их основные признаки. 2. Изменять слова по числам, родам и падежам. 3. Определять род, число и падеж существительных и прилагательных. 4. Производить разбор слова по составу. 5. Различать понятия словоизменение и словообразование. 6. Выделять из текста слова, словосочетание и предложение. 7. Составлять и анализировать сложное предложение. Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по логопедии. Аграмматическая дисграфия. Пояснительная записка.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8865 |
Конспект прислал: galisabauer 24 февраля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||