Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Этическая беседа "Ваши обязанности и права". |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Этическая беседа "Ваши обязанности и права". |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Ваши обязанности и права. Задача. Формировать у детей представления о том, что рядом существуют права человека и его обязанности. Подготовительная работа. Я делаю подборку иллюстраций из книги «"Конвенция ООН о правах ребенка" в стихах и картинках». Примерные этапы занятия: o Первый этап. Я рассказываю детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали пра¬вила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права (право на жизнь, на отдых, на свое мнение и т.п.). Но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно: хо¬рошо учиться, помогать родителям, быть вежливым и бе¬режно относиться к вещам, к природе и т.п. - Для вас, детей, - говорю я, - в Рес¬публике Беларусь взрослые придумали закон "О правах ребенка". В нем много прав (на образование, на отдых, на свободу и др.), которые говорят о том, что государство за¬ботится о детях. o Второй этап. Я предлагаю поиграть в "лес¬ную школу". Сова, роль которой играет старший ученик, спрашивает: Согласны ли вы быть учениками "лесной школы"? (Дети, как правило, соглашаются.) Тогда послушайте, что я вам расскажу: 1. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу как брат и сестра. Каж¬дый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи. ¬ 2. Каждый ребенок имеет право на образование. Вы ходите в школу, бесплатно учитесь. 3. Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях. 4. Никто не имеет права обижать друг друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивая кулаками. 5. Каждый ребенок может иметь свое мнение и гово¬рить то, что думает. Никто не имеет права за это наказы¬вать. 6. Каждый ребенок имеет право владеть своим иму¬ществом (вещами, предметами и т.п.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи. 7. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чу¬жие письма и т.п. 8. Каждый имеет право на отдых. Детям в школе да¬ются каникулы, а взрослым на работе - отпуск. У детей и взрослых есть выходные дни. Я спрашиваю у детей, понравился ли им рас¬сказ Совы. Ученик: - Да, очень понравился. - Если понравился, то почему? - Потому, что мы из него узнали много нового и интересного, познакомились с новыми правами. Все благодарят Сову за мудрую и интересную беседу. Советы: 1. Рассказ не делите на части, а дайте целиком в течение¬ 10-15 мин. 2. Сделайте этот рассказ "стартом" в изучении учащихся их прав. 3. Не стремитесь, чтобы дети усвоили все сказанное вами¬ об их правах, пусть слушают и запоминают то, что мо¬гут запомнить, что "западает" им в душу. 4. Постарайтесь тему "Мои права - моя свобода", стар¬том которой является рассказ «Ваши обязанности и пра¬ва», изучить с детьми модульно, т.е. целиком, в течение двух - трех недель, не прерывая другими делами, воспи¬тательными занятиями и т. п. 5. Не забывайте наряду с изучением прав напоминать детям и об их обязанностях. Нет ничего дороже жизни. 3адача. Познакомить детей с правом на жизнь, учить пользоваться своими правами и цивилизованно их защи¬щать. Подготовительная работа. 3а день - два до беседы дети читают сказку "Волк и семеро козлят", по возможности рассматривают иллюстрации к этой и дру¬гим сказкам, выясняют суть понятия "право на жизнь". Примерные ход беседы "Умей постоять за себя". Детям дается задание послушать отрывок из сказки "Волк и семеро козлят" и ответить на вопросы: "Почему волк поступил плохо?", "3а что вы осуждаете волка?" «…Только коза ушла - волк прибежал к избе, постучал и начал причитать тоненьким голоском: - Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молочка принесла. Бежит молочко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка - во сыру землю! Козлята не узнали голос волка и отперли дверь. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и проглатил козлят...» Если дети или взрослые нарушают право другого на свободу, надо им вежливо об этом сказать. Выясняется, как это сделать. Советы организаторам: 1. Учите детей цивилизованному отстаиванию своего права на свободу. 2. Проведите с родителями по этому вопросу специальную работу. Они, как правило, часто нарушают это право ребенка: диктуют свои условия, приказывают, наказывают и т.п. 3. Статья 9 Закона Республики Беларусь "О правах ре¬бенка" гласит, что государство охраняет неприкосновен¬ность личности ребенка от физического и психического насилия, жестокого, грубого или неуважительного об¬хождения и т.п. Что человек думает, что говорит? Задача. Познакомить детей с правом человека на свое мнение, учить ребенка пользоваться своими правами. Подготовительная работа. За несколько дней до бесе¬ды я читаю детям сказку А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино", вспоминаем (пов¬торно читаем) сказку К.Чуковского "Федорино горе". Примерные этапы беседы: o Первый этап. Рассказ "Твое мнение". Я гово¬рю детям о том, что каждый человек должен иметь соб¬ственное мнение и говорить то, что думает. Никто не име¬ет права осуждать, наказывать его за это. Право на свое мнение - еще одно право, о котором дети должны знать и уметь им пользоваться. Мнение - это то, что вы думаете о том или ином чело¬веке, о себе, о каких-либо вещах, событиях и т.д. Ваши поступки зависят от ваших мыслей, от вашего мнения. Как думаете, как считаете нужным¬, так и поступайте. Другой человек не должен вами ко¬мандовать, он может лишь тактично посоветовать что-либо. Принять его советы или не принять - это ваше право. Конечно, если человек поступает плохо и его за это осуждают, он должен обязательно прислушаться к мнению других. Я предлагаю детям вспомнить сказку А. Тол¬стого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Буратино продал свою азбуку и на эти деньги купил билет в кукольный театр. Там он встретился с другими куклами (Пьеро, Мальвиной) и стал с ними выступать. Но хозяин театра Карабас Барабас жестоко относился к своим куклам и не разрешал им го¬ворить то, что они хотели, т.е. высказывать свое мнение. Когда Буратино сделал это, то в наказание Карабас повесил его на гвоз¬дик и собирался бросить в огонь. Буратино высказал свое мне¬ние. Он имел на это право, но Карабас попытался нарушить пра¬во Буратино на свое мнение. Я задаю вопросы: - Понравился или не nонравил¬ся вам Карабас? Ученики: - Нет, он нам не понравился. - Почему? Ученики: - Потому что он нарушал права кукол. - Как вы оцениваете поступок Буратино? Ученики: - Буратино поступил правильно. - Чем он вам понравился? Ученики: - Потому что он не испугался Карабаса и смог отстоять не только свои права, но и права других кукол. - Правильно ли Бура¬тино высказал свое желание? Ученики: - Да, правильно, т. к. нельзя ущемлять свои права и права других. - Как отстаиваете свое мне¬ние вы? Расскажите. Ученики: - Если кто-то не прав, то я доказываю правоту своих действий. - Подумайте, не нарушали ли вы ког¬да-нибудь право других детей на свое желание? Расскажите. Ученики: - Нет, не нарушали. Ученики: - Да, иногда нарушали. Я однажды отобрал игрушку у сестренки. o Второй этап. "Незваные гости". Я обращаю внимание детей на то, что кто-то стучится в дверь. Сюр¬призом для ребят становится появление в классе "таре¬лок", "блюдец", "чайника", "ложек" и др. (Эти роли могут исполнить сами дети или старшие ребята; атрибуты кос¬тюмов несложные.) Я спрашиваю: - Откуда вы, милые гости, посуда? Дети отвечают: - Из сказки "Федорино горе". Я (ведущий) вместе с гостями читаю отрывки из сказки по ролям: 1. Но ответило корыто: "На Федору я сердито!" И сказала кочерга: "Я Федоре не слуга!" А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: "Никогда мы, никогда Не воротимся сюда." 2. Но тарелки вьются-вьются, а Федоре не даются: "Лучше в поле пропадем, а к Федоре не пойдем." 3. И ответила посуда: "Было нам у бабы худо, Не любила нас она Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!" 4. "Оттого-то мы от бабы убежали, как от жабы, И гуляем по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе-замарахе Не воротимся!" Я обращаю внимание детей на то, что посуда имеет право на свое мнение, и она высказала его, поступи¬ла так, как сочла нужным. - Что не понравилось посуде? Дети: - То, что Федора плохо относилась к ним. - Изменилась ли Федора после того, как посуда выс¬казала ей свое мнение и ушла от нее? Дети: - Да, отношение изменилось. - Послушайте, как подобрела Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить, и уважать!" - Как видите, - отмечаю я,- иногда нужно и полезно высказать свое мнение тем, кто поступает непра¬вильно. o Третий этап. "Отгадайте: что лучше всего?". Я предлагаю детям послушать отрывок из рассказа М. Пляцковского "Что лучше всего?" « - Лучше всего... Гав... Гавстроном!- сказал щенок Тявка.¬ - Там столько вкусного! - Нет, лучше всего танец! - возразил утенок Крячик. - Мне нравится танцевать. - Танцы - ерунда! - запротестовал поросенок Кнопка. - Са¬мое прекрасное на свете - это... Хрюсталь! Если дотронуться ко¬пытом. Он звенит! - А мне нравится песенный фьюстиваль и... еще... веселый фьюмор! - пискнул в сарае цыпленок Фью. Наверно, этот спор продолжался бы еще очень долго. Но спорщиков услыхала корова Буренка. - А почему - му-му м-меня не спрашивают, - вмешалась она. - Лучше всего на свете - сено! - А по-моему, сметана! - облизнулся на заборе кот Чернобур¬чик. В это время сверкнула молния и по небу прокатился гром. Спорщики испугались - и разбежались в разные стороны. А под крыльцом облегченно вздохнула наседка Соня, которой не давали спать. "Лучше всего... все-таки... гром!"- подумала она и заснула.» - Как вы ответите на вопрос "Что лучше всего?". Ученики: - Каждый думает по-своему. - Почему неправильно поступают дети, которые ру¬гаются, если кто-либо высказывает свое мнение. Ученики: – Потому что они ущемляют права других людей. - Как нужно относиться к тому, чье мнение не совпа¬дает с вашим? Ученики: - Уважительно. Делается вывод: каждый человек имеет право выска¬зывать свое мнение, каждый человек обязан уважать мне¬ние другого. Советы организаторам: 1. Главная задача - сформировать у детей представле¬ние о том, что означает термин "мнение" (свое, другого че¬ловека, группы людей и т.п.) и как к нему надо относиться. Поскольку выработка навыков культуры общения - про¬цесс длительный, не ждите, что все дети сразу после беседы начнут уважительно относиться к мнению друг друга. Сис¬тематически нацеливайте их на положительные действия ¬правильно высказываться и поступать самому, уметь выс¬лушать другого и действовать по своему усмотрению. 2. Рассредоточьте беседу на несколько дней соответ¬ственно этапам. 3. Привлеките к работе родителей. Особое внимание об¬ратите на то, чтобы они считались с мнением ребенка. Они обязаны знать, что в статье 10 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" записано: "Каждый ребенок имеет пра¬во на свободу вероисповедания, свободное высказывание собственного мнения, если это не наносит вреда государ¬ству, гордости и уважению других членов государства". Авторские права: http://www.shkolnymir.info/content/view/721/98/ Пожалуйста, оцените конспект - Этическая беседа "Ваши обязанности и права".: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
20460 |
Конспект прислал: Ljuljak 27 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||