Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания».
Цель: разъяснить основные цели и задачи освоения курса «Информатика с методикой», его построение, а также охарактеризовать требования к подготовке по данной дисциплине. Учебные задачи: а) знать и понимать основные цели и этапы процесса подготовки к преподаванию пропедевтического курса информатики. б) интерпретировать и соотносить цели освоения дисциплины «Информатика» с задачами подготовки к преподаванию данного предмета. Оборудование: Презентация PowerPoint, набор цветных маркеров и листов бумаги формата А4 для составления модели. План. Ориентировочно-мотивационный этап урока. 1.1. Дискуссия на тему «Легко ли учить детей информатике». Операционно-исполнительный этап урока. 2.1. Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания» 2.2. Информатика как наука и предмет для изучения. III. Рефлексивный этап урока. Ход урока. I. Ориентировочно-мотивационный этап урока. 1.1. Дискуссия на тему «Легко ли учить детей информатике». - Изучая каждый новый курс, мы часто задаемся вопросом: «Зачем?», «Что даст его изучение для нашего становления как компетентного специалиста?» - Из названия курса «Информатика с методикой преподавания» ясно, что он представляет из себя, своего рода частную методику и включает изучение информатики как предмета. - Для того, чтобы определить для себя необходимость изучения попробуем разобраться, ответив на вопросы. На слайде вопросы для обсуждения. 1. Почему курс «Информатика» введен в программу начальной школы? 2. С какими дисциплинами связан данный курс на этапе начального обучения и общего образования. 3. Какими качествами, умениями и навыками должен обладать учитель, чтобы учить детей информатике? В результате дискуссии необходимости сформулировать следующие выводы: - введение курса информатики в начальной школе обусловлено необходимостью подготовки младших школьников к взаимодействию в информационном обществе, изменением социальных условий в связи с увеличивающейся ролью информационных технологий в образовании и общественной жизни; - пропедевтический курс информатики связан со многими предметами в начальной школе. Математика — Например, выполнение действия по порядку 78-(12+12)-5*2+34 имеет прямое отношение к изучению раздела «Алгоритм», свойства алгоритма. Учащиеся при обучении в начальных классах сталкиваются с заданиями на классификацию (м.р. или ж.р., прямоугольники — квадраты и т.д.), выполняют действия по аналогии, определяют признаки предмета. - учитель должен обладать как умением организовать деятельность учащихся по формированию понятий, так и учить работать с развивающими и обучающими программами. После обсуждения может быть построена модель качеств учителя, преподающего пропедевтический курс информатики. II. Операционно-исполнительный этап урока. 2.1. Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания» Информатизация современного общества поставила перед средними педагогическими учреждениями задачу подготовки студентов к преподаванию информатики в начальной школе. Курс «Информатика с методикой преподавания» вошел в учебные планы педагогических колледжей в 2003 году одновременно с введением в начальную школу предмета «Информатика» Содержание курса составляют две традиционные для методических дисциплин части — общей и конкретной (или частной) методики преподавания. Первая часть имеет вводный теоретический характер и содержит сведения, составляющие содержание так называемой общей методики преподавания информатики. Вторая часть - конкретная методика обучения информатике В основу построения методической системы изучения курса положен действующий ныне стандарт с фиксированным перечнем содержательных линий: роль и место информатики в начальных классах; общее представление о программно-методических комплексах по информатике для начальных классов; особенности урока информатики в начальной школе; формирование базовых представлений и понятий информатики; развитие алгоритмического мышления младших школьников методика проведения занятий в компьютерном классе; виды обучающих программ для начальной школы; компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников; применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе. В течение курса студентам предлагается разработать тематический план изучения информатики в начальных классах на основе анализа уже имеющихся программно-методических комплексов. По данному курсу предусматриваются практические (семинарские) занятия, которые направлены на получение знаний и выработку умений использования различных программно-методических комплексов обучения информатике в начальной школе, использование различных обучающих программ и развивающих сред для обучения младших школьников, тематического и поурочного планирования обучения информатике младших школьников. Самостоятельная работа студентов направлена на выработку умений работать с научно-популярной и учебной литературой и предусматривает подбор материалов для составления конспектов уроков информатики в начальной школе, самостоятельное освоение учебной и методической литературы по вопросам обучения младших школьников информатике. 2.2. Информатика как наука и предмет для изучения. Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека. Термин "информатика" возник в середине 60-х гг. как гибрид двух слов: "информация" и "автоматика" – для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, - кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. Пришло осознание того, что информатика – это не прикладная наука об "околокомпьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. "Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе", – отмечает академик Н.Н. Моисеев. Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Вклад информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием при ее изучении представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Значительное расширение информатикой среды научного познания, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании. Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В процессе изучения информатики учащиеся овладевают такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер. III. Рефлексивный этап урока. 3.1. Составление модели подготовки по курсу «Информатика с методикой преподавания» - Предлагаю составить модель подготовки учителя к преподаванию информатики в начальной школе. Студенты делятся на 3 группы, каждая из них должна рассмотреть компонент подготовки: содержательный (знания, умения, навыки), личностный (способности, мотивация, коммуникационные навыки и т.д.), методический (качества, отражающие способность работать над усвоением понятий, строить педагогический процесс). Итогом станет построение общей модели. Контрольные вопросы - Проанализируйте утверждение о том, что изучение курса «Информатика с методикой» способствует формированию профессиональной компетентности будущего педагога. - Какие процессы в обществе и образовании инициировали введение курса «Информатика» в план подготовки в начальной школе? Литература. 1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Авторские права: Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Пожалуйста, оцените конспект - Общая характеристика курса «Информатика с методикой преподавания».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11052 |
Конспект прислал: Djamila 7 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||