Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть узбекский видео

Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Использование оригами в логопедии


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Использование оригами в логопедии


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Курс: « Диагностика, коррекция и предупреждение устной и письменной речи у младших школьников».



Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОРИГАМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ».





Выполнила: Домбровская
Елена Викторовна-
учитель- логопед ГОУ №304

Москва
2010г.


Введение.
«Движение руки тесно связаны с речью и её развитием»
В.М. Бехтерев
Отклонение в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
В то же время преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоничному раскрытию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации её общественной направленности, приобретения знаний.
Так как одной из основных черт детей с общим недоразвитием речи является неустойчивость внимания, неорганизованность, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой, я в своей работе для повышения активизации интереса к логопедическим занятиям , эффективности логопедического воздействия использую включение элементы кинезитерапии- в частности, включение элементов оригами («ори « - бумага, «ками» - складывать) в структуру занятия.
Оригами- это продуктивный вид деятельности в логопедической работе. Тренировка ума и рук, средство установления контакта ребёнком, прекрасное психотерапевтическое средство переключающее детей не новый вид деятельности.
Изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи.








Теория

«Запоздалое развитие речи в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
В.А. Гиляровский

Одной из основных задач логопеда общеобразовательной школы является предупреждение ошибок чтения и письма у младших школьников и , связанной с этим неуспеваемостью в классе.
Дисграфия ( нарушение процесса письма и дислексия ( нарушение процесса чтения) чаще всего возникают у детей в результате общего недоразвития всех компонентов: языко-фонетико-фонематического и лексико- грамматического. Следовательно, работа логопеда должна вестись по нескольким направлениям:
- формирование фонематических процессов;
- работа по уточнению и активизации словарного запаса;
-работа по нормализации лексико-грамматических средств языка;
-подготовка детей к усвоению морфологического состава слова.
В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с тем, что у детей низкая познавательная активность, выполнения даже лёгких речевых заданий затруднено, нет полноценных представлений о звуковом составе слова, самоконтроль и самооценка находятся на низком уровне.
Преодолевать эти трудности делать занятия интересными и эмоционально насыщенными помогает использование в работе элементов оригами. Это способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию учащихся и проходит не формально, а занимательно.
Так как учёба, особенно в детском возрасте, часто строится на принуждении, то использование на логопедическом занятии элементов оригами воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному процессу, повышает интерес к нему.
В процессе конструирования различных фигур развиваются и совершенствуются внимание и память, способность к переключению, умение осуществлять контроль и самоконтроль.
Подчинённые учебным целям вкрапления оригами в занятия облегчают усвоение нового материала и служат хорошим средством воспроизведения и закрепления изученного.

Значение оригами для развития ребёнка.
- развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
-Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
-Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться.
- Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
- Развивает пространственное воображение.
- Активизирует воображение детей и фантазию.
- Развивает художественный вкус и творческие способности.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Цель обучения детей оригами.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей и повышение эффективности обучения.
Задачи.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Художественный вкус и творческие способности.
- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Процесс конструирования различных фигур из бумаги (оригами) способствует повышению активности как левого, так и правого полушария мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что , в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Занимаясь оригами, ребёнок концентрируется на этом процессе. Действовать автоматически, без контроля сознания, при складывании фигур из бумаги, невозможно. Поэтому такая работа является своеобразной психотерапией: она отвлекает от повседневных забот и тревог; повышает точность мелких движений пальцев рук; Развивает интеллектуальные способности; активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость; развивает пространственное воображение; улучшает глазомер; снижает тревожность; стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Включение элементов оригами в логопедические занятия характеризуется наличием двух целей. С одной стороны ребёнок выполняет реальные действия. связанные с решением вполне конкретных задач; с другой стороны ряд моментов носят условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и дать волю фантазии.
В складывании из бумаги различных фигур дети незаметно для себя вырабатывают навыки учения . необходимые для развития речевых процессов.
Использование элементов оригами на занятиях помогает в той или иной степени снять ряд трудностей: вести изучение и закрепление материала на уровне жизненного осознания, что в дальнейшем способствует появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку к учебному предмету. Использование оригами дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки
Ребёнок увлечённый складыванием фигурки, не замечает того, что он учится, хотя при этом он тои дело сталкивается с затруднениями. которые требуют перестройки его познавательной деятельности и представлений. Та ситуация . что ребёнок может сделать сам какую- либо фигурку и в дальнейшем использовать её в игре или подарить родителям, увлекает его, снимает напряжение, усталость чувство скованности, которое он испытывает на уроке.
Хочется подчеркнуть, что я не заменяю логопедические занятие кружком «Оригами», а только использую элементы оригами для повышения познавательного интереса у детей, развития мыслительной и речевой деятельности.
Использовать элементы оригами можно, как на занятиях с детьми ФН ( выработка воздушной струи, автоматизация звуков, составление рассказов), так и с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).
В продуктивной деятельности значительно быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности.
Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмысливать процесс конструирования.
«Вкрапление « оригами на занятиях занимают незначительное время(5-7 минут). Для этого логопед заранее должен подобрать несложные фигурки и подготовить рабочий материал( нужного размера бумагу). На начальном этапе проговариваем каждое действие. Складывание фигурки можно начать с демонстрации образца. Затем проводится совместное складывание с проговариванием действий и с разъяснениями относительной ориентации на листе бумаги: верх. Низ, середина, угол и т.д.Так как детей на логопедических занятиях немного, то логопед успевает проконтролировать действия каждого ребёнка и, если надо, помочь ему.
На следующих занятиях желательно, чтобы дети воспроизвели фигурку по памяти.
В зависимости от цели занятия, можно образец как демонстрировать, так и складывать без предварительного показа.
При этом предложить детям высказывать предположения о том, что это будет или на что это похоже.
В конце четверти , на одном из логопедических занятий для оригами можно выделить минут 15. Это эффективно перед новым годом, 8 марта. Полученные знания по складыванию из бумаги можно закрепить в упражнении «объясни, как складывать», где ребёнку необходимо обозначить словами ход сборки фигурки, что будет повышать не только понятливость, но и умение рассуждать , объяснять.














Практическая работа
с детьми занимающимися в группе ФН.

1. Игра « Обгони».
Делаем мордашки « кота» и « собаки, затем по очереди дуем на них- выработка воздушной струи ( Приложение № 1).
2. «Надуй игрушку».
В 1 классе логопед заранее делает фигурки « рыбки» и « зайца»
Во 2-м. 3 –м классах дети выполняют эту работу самостоятельно.
Цель- развитие сильного ,плавного выдоха, активизация мышц губ. ( Приложение № 2)
Для автоматизации и дифференциации звуков можно использовать любую несложную фигуру( домики. Короны, птицы и т.Д.) с дальнейшими вариациями по составлению словосочетаний, предложений и рассказов

Игровые приёмы, предупреждающие ошибки чтения и письма на уровне звука.

1. «Звуки и буквы»
Подбор слова с использованием начальных букв слова.
Камень, озеро ,торт – КОТ (сделали мордочку кота) (Приложение №1).
Составить слова по конечному звуку: кенгурУ, ананаС, часЫ-УСЫ. ( нарисовали усы коту)
Составить слова по второму звуку: уСы, лОдка, сМородина –СОМ (сложили сома и нарисовали усы)




2. «Кто ,где живёт».
Дети делают два домика: один с трубой, другой с верандой. (Приложение №3).
Необходимо выделить первый, второй или любой указанный звук, количество звуков в слове и поместить картинку в определённый дом.
Например.
В слове СЛОН -4 звука, он живёт в доме с верандой.
В слове СОМ -3 звука, он живёт в доме с трубой.


Использование оригами при работе над слоговым анализом и синтезом.
В этом виде работы хорошо применять модульное оригами, т.е. , те фигуры, которые состоят из нескольких простых деталей( короны, звёзды, орнаменты).
Например.
1.»Корону» можно использовать при определении 3-4 слогов в слове. Для этого за 3-4 минуты делаются заготовки. Ребёнок быстро соединяет их между собой при определении количества слогов в слове. Тоже и с орнаментом и звездой. .(Приложение№4)
2. «Цветок» 1 вариант.
Дети складывают по лепестку от цветка. Логопед сам или дети(зависит от возраста) пишут слог( например : НА,- СА,-КА и т.д.). Составляют цветок с произношением слова на данный слог, можно с заданным количеством слогов.
2 вариант.
«Цветок» уже сложен логопедом, дети « отрывают по лепестку,
Разворачивают его читают свой слог, подбирая конец слова на заранее приготовленных логопедом карточках.
Например. Ма- шина, по –года и т.д. Затем составляют словосочетания и предложения с этими словами.
Учащиеся должны озвучивать свои действия( развернём , согнём, сложим пополам
Элементы оригами в игровых приёмах на синтаксическом и лексических уровнях.
1.Для разнообразия занятия и эмоциональной увлечённости во время отработки приёмов на синтаксическом и лексических уровнях к доске вызывается один ученик и получает задание:
- перечислить названия овощей;
-назвать предметы сделанные из дерева;
- перечислить признаки зимы;
-назвать неживые предметы и т. д.
Задача ученика выполнить задание пока остальные складывают фигурку оригами , например « Лебедь». (Приложение № 5).
Затем дети составляют предложение со словом лебедь. Делают схему и находят ему место в предложении по схеме.
2.Несложные фигуры можно использовать при работе над темами: предметы, признаки, действия.
Предметы
Например: складываем «гриб» и продолжаем цепочку неживых предметов.
Признаки.
Любая фигурка, подбираем признаки.
Действие.
При складывании фигуры акцентируем внимание на то ,что делаем( складываем, загибаем, разворачиваем), затем конкретной фигурке подбираем слова действия.
3. Игра «Передвижение».
В игре отрабатываются правила употребления глаголов движения и падежных форм существительных с предлогами, составление предложений и рассказов.

Ученикам предлагается сделать « Ворону» (Приложение № 6) и придумать куда летит его ворона. Предлагаются вымышленные маршруты (лес ,пляж, магазин, детская площадка и т.д).
Логопед указывает место ,куда должна долететь ворона, а каждый ученик составляет и проговаривает маршрут.
Например. « Ворона летела через лес и села на пенёк». «Ворона прилетела на пляж и окунула клюв в воду». «Ворона прилетела на детскую площадку и громко закаркала».
Игра «Угадай – ка!»
В этом задании хорошо вернуться к «Мордашкам». Они делаются легко. Быстро и, как правило, дети умеют без помощи сделать их самостоятельно.
Предлагается.
1. Каждому ребёнку сделать мордочку(лисы, кота, бычка, собаки)
2. Составить устно предложение.
3.Выложить из карточек или начертить на доске схему предложения, где предмет «мордашка».
4. Предложить остальным учащимся составить своё предложение по предложенной схеме
Кот поймал мышку. Мышку поймал кот.
В первом классе эффективно использовать складывание фигурок в начале занятия с установкой, что « сегодня . например, к нам прилетела бабочка, которая поможет определить , кто из вас самый внимательный» или « которая хочет послушать ,как вы произносите» тот или иной звук.
На протяжении 3-х лет я использую на логопедических занятиях элементы оригами. Это действительно повышает интерес у детей и подтверждает эффективность работы.


Заключение.
Преодоление общего недоразвития речи у детей является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано её практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно - педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.
На логопедических занятиях дети учатся слушать, думать, действовать, говорить. Содержание речевого материала позволяет использовать на занятиях разнообразные задания: оригами, подбор и систематизацию картинок, схематические зарисовки, конструирование, работу со схемой, выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки.
При использовании на занятиях оригами повышается мотивация детей к различным мыслительным операциям: анализу. синтезу, сравнению и обобщению. Развитие словесно – логического мышления позволяет обогатить кругозор и активный словарь ребёнка.
Одним из необходимых условий формирования полноценной речевой деятельности детей является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о сделанной работе-фигурке оригами. Особенно если надо придумать рассказ, пофантазировать. Для этого необходимо создать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами в основе высказываний ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив.






Список литературы
1. Т.Б. Филичева « Основы логопедии» -Москва.
2. В.И. Селивёрстов «Игры в логопедической работе»- Москва 1989г.
3.И.И. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» -Москва -1997г.
4.В.В. Волина « Занимательное азбуковедение» - Москва, « Просвещение» , 1995г.
5.Журнал «Школьный логопед» № 4 2009г.
6. Юи Е.Шумаковы « Оригами – чудеса из бумаги» Ростов на Дону ,2005г.
7.С.иЕ. Афонькины «Уроки оригами в школе и дома» Москва, 1999г.


Авторские права: Домбровская Е.В.


Пожалуйста, оцените конспект - Использование оригами в логопедии:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Dombrovskaya63 2 июня 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн