Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Темат. планирование, математика, 1 класс » Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Гармония" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Гармония" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Математика
1 класс УМК «Гармония» 4 часа в неделю Пояснительная записка ОСНОВА: программа «Математика» 1 – 4 классы (УМК «Гармония»), автор – доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2005. В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Практическая реализация данной концепции находит выражение: 1. В логике построения курса. 2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. 3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия. 4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи. 5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности. 6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями. 7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий. 8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. В соответствии с концепцией курса целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов умственной деятельности начинается с первых уроков математики при изучении темы «Признаки предметов». Учитывая опыт ребенка и опираясь на имеющиеся у него представления, учитель предлагает задания на выделе¬ние различных свойств предметов, в том числе и таких, как форма, цвет, размер. В результате дети осознают, что любой объект (предмет) можно рассматривать с различ¬ных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Для этой цели ис-пользуются задания на установление соответствия меж¬ду предметами по одному свойству; на наблюдение изме¬нений, происходящих с конкретными объектами (предметами) по одному, двум, трем свойствам; на выяв¬ление определенных закономерностей в изменении свойств предметов. Включение подобных заданий в про¬цесс обучения способствует созданию комфортных усло¬вий для активной работы на уроке математики каждого ре¬бенка в соответствии с его способностями, опытом и уровнем развития речи. Это помогает детям быстрее адаптироваться к школьной обстановке, научиться об¬щаться друг с другом и с учителем. Ориентируясь в целом на тематический (содержатель¬ный) принцип построения курса, нельзя не учитывать, что именно в начальных классах ребенок должен научиться красиво писать цифры, пользоваться линейкой, циркулем, овладеть математической терминологией и символикой. Так как формирование этих умений и навыков процесс дли¬тельный, то он распределяется во времени и включается в различные темы курса. Навыки написания цифр, напри¬мер, формируются у детей параллельно с изучением тем: «Точка. Прямая и кривая линии. Луч», «Длина предметов», «Отрезок». В предлагаемом курсе дети сначала усваивают (или уточняют, если они пришли в школу подготовленными в этом плане) последовательность слов-числительных, ко¬торыми можно пользоваться для счета предметов. Затем овладевают операцией счета, то есть устанавливают вза¬имно-однозначное соответствие между предметом и сло¬вом-числительным. Заменяя слова-числительные знаками (в произволь¬ном порядке), учащиеся знакомятся с цифрами и учатся красиво писать их. Можно, например, начать с цифры 1, затем научиться писать цифру 4, затем 7, 6 и т. д. В теме «Однозначные числа» учащиеся знакомятся с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 9. Пересчитывая предметы данной совокупности и заменяя слова-чис¬лительные соответствующими знаками (цифрами), они получают ряд чисел, которым можно пользоваться для сче¬та предметов. Принцип построения этого ряда осознает¬ся детьми в процессе выполнения различных заданий, которые связаны с операцией счета, присчитывания и отсчитывания. Знакомство учащихся с лучом, отрезком и способом измерения длины с помощью различных мерок позволя¬ет ввести понятие «числовой луч» и использовать его как наглядное средство для сравнения чисел, а затем для их сложения и вычитания. В качестве математической основы разъяснения смыс¬ла сложения выступает теоретико-множественная трак¬товка суммы. Она легко переводится на язык предметных действий, что позволяет при формировании представле¬ний о смысле сложения опираться на опыт детей, активно используя счет и операции присчитывания и отсчитывания. Для разъяснения смысла сложения используется идея соответствия предметного действия его словесному опи¬санию и математической записи, которые интерпретиру¬ются на числовом луче. Для чтения математических запи¬сей вводится терминология: неравенство, выражение, равенство, слагаемое, значение суммы, употребление которой позволяет исключить такой термин, как «приме¬ры». Интерпретация сложения на числовом луче помога¬ет ребенку абстрагироваться от предметных действий. При изучении состава однозначных чисел также ис¬пользуется идея соответствия предметной ситуации и математической записи. Аналогично формируется пред¬ставление о смысле действия вычитания. Введение в программу темы «Целое и части» помога¬ет детям осознать взаимосвязь между сложением и вы¬читанием, между компонентами и результатами этих дей¬ствий. Процесс усвоения состава однозначных чисел (и соответствующих случаев вычитания) распределяется во времени и тесно связан с изучением таких понятий, как «увеличить на», «уменьшить на», «целое и части», «число и цифра нуль», разностное сравнение (На сколько больше? На сколько меньше?). Для усвоения состава однозначных чисел учащимся предлагаются разнообразные задания: на классифика¬цию; на соотношение рисунков и математических запи¬сей; на выбор рисунков, соответствующих данному чис¬ловому выражению, и на выбор числовых выражений, соответствующих данному рисунку. Параллельно с изучением смысла действий сложения и вычитания и формированием табличных навыков в пределах 10 уточняются представления учащихся о вели¬чинах и устанавливается взаимосвязь между числом и ве¬личиной. Работа по формированию представления о ве¬личинах осуществляется поэтапно: на первом этапе выясняются и уточняются имеющиеся у детей представ¬ления о данной величине, которые они выражают в речи с помощью различных житейских понятий; на втором этапе величины сравниваются различными способами (наложе¬нием, приложением, визуально, с помощью различных мерок); на третьем этапе учащиеся знакомятся с едини¬цами величин, с соотношениями между ними и с измери-тельным прибором. На последующих этапах учащиеся выполняют действия с величинами: сложение, вычитание, умножение и деление величины на число. По отношению к величине «длина» первые три этапа нашли отражение в темах первого класса: «Длина предметов», «Измерение длины», «Единицы длины». При изучении нумерации двузначных чисел деятель¬ность учащихся направляется на осознание позиционно¬го принципа десятичной системы счисления и на соотно¬шение разрядных единиц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор. Усвоение таблиц сложения и соответствующих случа¬ев вычитания в пределах 10, разрядного состава двузнач¬ных чисел является основой для формирования умения складывать и вычитать круглые десятки, двузначные и од¬нозначные числа без перехода в другой разряд. В процес¬се формирования этих вычислительных умений совер¬шенствуются табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, поэтому рассмотрение этих случаев предше¬ствует изучению таблицы сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующих случаев вычитания. Для усвоения вычислительных приемов ис¬пользуются соотнесение предметной и знаковой моде¬ли, смысл действий сложения и вычитания, анализ и срав¬нение выражений (установление их сходства и различия), а также задания на выявление различных закономернос¬тей и зависимостей, которые тесно связаны с вычислени¬ем результата. Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уро¬вень характеризуется теми знаниями и умениями, воз¬можность формирования которых обеспечивается разви¬вающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школь¬ников невозможным в силу их индивидуальных особенно¬стей. В связи с этим выделяется второй уровень требова¬ний. Он характеризуется минимумом знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение тре¬бований второго уровня позволяет перевести ребенка в следующий класс. Требования к математической подготовке Первый уровень знать уметь Состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответ¬ствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами Термины: неравенство, выра¬жение, равенство. Их смысл. Названия компонентов и ре¬зультатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь меж¬ду ними Читать, записывать и сравни¬вать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать «круглые» десятки. Прибавлять к двузначному числу однознач¬ное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки Соотносить предметные дей¬ствия с математическими вы¬ражениями. Составлять из ра¬венств на сложение равенства на вычитание (и наоборот) Переместительное и сочета¬тельное свойства сложения Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений - чертить отрезки заданной длины; 39 Измерение длины. Циркуль ОНЗ Устный счет (геометрический материал), проблемная ситуация, практическая работа (измерение длины) 40 Измерение длины. Мерка ОНЗ Устный счет (числовой ряд игра «Возрастающая и убывающая лесенка»), работа в парах 41 Измерение длины ФСУН Устный счет (лишний предмет), практическая работа (начертить отрезок заданной длины, сравнить длины отрезков) Числовой луч. Знаки >, , , < ОНЗ Устный счет (логические таблицы, числовой луч), сказка про знаки, письмо знаков в тетради 45 Неравенства ОНЗ Устный счет (возрастание – убывание), комментирование у доски, работа в тетради - взаимопроверка Смысл сложения. Выражение. Равенство (3 часа) Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «равно», запись с помощью знака =. Смысл действий сложения. Выражение. Равенство. ИК Познакомить: - смысл действия сложения; - выражение; - равенство; - название терминов при сложении; Учить: - прибавлять по числовому лучу; - записывать выражения, равенства; 46 Смысл сложения. Выражение. Равенство ОНЗ Устный счет (сравнение), фронтальная работа, работа в тетрадях с комментированием 47 Название компонентов и результата действия сложения ОНЗ Устный счет (числовой луч, сравнение чисел), фронтальная работа, работа с учебником, в тетрадях 48 Смысл сложения. Выражение. Равенство ОНЗ Устный счет (сравнение, логические ряды), фронтальная работа, работа в тетрадях, с учебником Переместительное свойство сложения (2 часа) Перестановка слагаемых в сумме. Переместительное свойство сложения. ИК Познакомить: - переместительное свойство сложения; Учить: - использовать переместительное свойство сложения; 49 50 Переместительное свойство сложения ОНЗ Устный счет (геометрический материал), проблемная ситуация, фронтальная работа, работа с учебником Состав однозначных чисел (8 часов) Сложение чисел. Состав чисел (от 2 до 9). ИК Познакомить: - понятие «состав чисел»; Учить: - записывать числа от 2 до 9 в виде суммы двух слагаемых; 51 Состав числа 2 ОНЗ Устный счет (сравнение чисел, сложение по лучу), практическая работа, работа с учебником, в тетради 52 Состав числа 3 ОНЗ Устный счет (числовой луч), практическая работа, работа с учебником, в тетради 53 Состав числа 4 ОНЗ Устный счет (состав чисел 2, 3), практическая работа, работа с учебником, в тетради 54 Состав числа 5 ОНЗ Устный счет (числовой луч), практическая работа, работа с учебником, в тетради 55 Состав числа 6 ОНЗ Устный счет (состав чисел 2 -5), практическая работа, работа с учебником, в тетради 56 Состав числа 7 ОНЗ Устный счет (игра «Поезд») практическая работа, работа с учебником, в тетради 57 Состав числа 8 ОНЗ Устный счет (геометрический материал, состав чисел 2-7), практическая работа, работа с учебником, в тетради 58 Состав числа 9 ОНЗ Устный счет (состав чисел, сравнение), практическая работа, работа с учебником, в тетради Вычитание (2 часа) Вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Смысл действий вычитания. ИК Познакомить: - смысл действия вычитания; - название терминов при вычитании; Учить: - записывать выражения с действием вычитания; - вычитать по числовому лучу; 59 Смысл действия вычитание ОНЗ Устный счет (числовой луч, состав чисел), фронтальная работа, работа в парах по учебнику 60 Название компонентов и результата действия вычитания ОНЗ Устный счет (состав чисел), работа с памяткой, работа в тетрадях - взаимопроверка Резервные часы (4 часа) 61 62 63 64 3 четверть (40 часов) Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. (8 часов) Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Понятие це¬лого и части. Взаимо¬связь компонентов и результатов действий сложения и вы-читания. ИК Познакомить: - понятие целого и части; Учить: - выполнять действия самостоятельно, осуществлять проверку; 65 66 Целое и части ОНЗ Устный счет (счет, нумерация), практическая работа, работа по учебникам, в тетрадях 67 68 69 Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. ФСУН Устный счет (работа в парах по карточке, название чисел, целое – части), фронтальная работа, комментирование у доски, работа с учебником, в тетради 70 71 Взаимосвязь действий сложение и вычитание ФСУН Устный счет (игра «Найди ошибки», состав чисел, название чисел при сложении и вычитании), комментирование с места 72 Закрепление изученного материала ПЗЗ Устный счет (работа в парах по карточкам, состав чисел, название чисел при сложении и вычитании), самостоятельная работа в тетрадях - взаимопроверка Увеличить на… Уменьшить на… (4 часа) Отношения «больше на…», «меньше на…» «Увеличить на», «уменьшить на». ИК Познакомить: - понятия «увеличить на», «уменьшить на»; Учить: - обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение и уменьшение; 73 Увеличить на несколько единиц ОНЗ Устный счет (игра «Путешественники, сложение и вычитание на доске), фронтальная работа, комментирование с места 74 Уменьшить на несколько единиц ОНЗ Устный счет (счет, работа в парах по карточкам), работа с учебником, в тетради 75 76 Увеличить, уменьшить на несколько единиц ФСУН Устный счет (игра «Молчанка», счет), работа в тетрадях с комментированием Число и цифра 0 (4 часа) Название чисел Число и цифра нуль. ИК Познакомить: - число и цифра нуль Учить: - выполнять вычисления с нулем; 77 Число и цифра 0 ОНЗ Устный счет (сравнение, лишний предмет), фронтальная работа, работа с учебником, в тетради 78 79 Сложение и вычитание с нулем ОНЗ Устный счет (игра «Молчанка», «Найди ошибки»), комментирование у доски, с места 80 Выделение части из целого ФСУН Устный счет (нумерация, целое – части), 1 столбик с разбором у доски, остальные – самостоятельно в тетради, самопроверка Сложение и вычитание отрезков (4 часа) Сложение и вычитание отрезков (с помощью циркуля). ИК Познакомить: - приемы сложения и вычитания отрезков; Учить: - выполнять сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки; 81 Сложение отрезков ОНЗ Устный счет (логические ряды, геометрический материал), практические упражнения 82 Вычитание отрезков ОНЗ Устный счет (игра «Молчанка», геометрический материал), практические упражнения 83 84 Сложение и вычитание отрезков ФСУН Устный счет (сложение и вычитание, геометрический материал), самостоятельные практические упражнения (взаимопроверка и самопроверка) На сколько меньше? На сколько больше? (8 часов) Отношения «больше на…», «меньше на…» Разностное сравнение. ИК Познакомить: - разностное сравнение; Учить: - доказывать, чего больше (меньше), почему, на сколько; - сравнивать количество, выражения, отрезки; 85 На сколько меньше? ОНЗ Устный счет (сравнение количеств), фронтальная работа, 86 На сколько больше? ОНЗ Устный счет (работа в парах по карточкам), фронтальная работа 87 На сколько меньше? На сколько больше? ФСУН Устный счет (игра «Что общего», сравнение), комментирование у доски, с места 88 89 90 91 Разностное сравнение ФСУН Устный счет (игра «Молчанка», «Найди ошибки»), комментирование с места, самостоятельное сравнение выражений - самопроверка 92 Закрепление изученного материала ПЗЗ Устный счет (счет с хлопками, «Найди ошибки»), работа по учебнику с объяснением, самостоятельная работа Ломаная (2 часа) Ломаная (замкнутая и незамкнутая). ИК Познакомить: - понятия «ломаная», «звено ломаной»; Учить: - строить ломаную линию; 93 Ломаная линия ОНЗ Устный счет (геометрический материал), практическая работа 94 Ломаная (замкнутая и незамкнутая) ФСУН Устный счет (геометрический материал, сравнение), практическая работа 1 десяток. Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых (6 часов) Название, последовательность и запись чисел Число 10, его состав. Познакомить: - структура двузначного числа; - состав числа 10; Учить: - записывать числа в виде суммы двух слагаемых; 95 96 Десяток ОНЗ Устный счет (числовой луч, счет), фронтальная работа 97 98 Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых ФСУН Устный счет (найди «лишний» предмет), практическая работа, работа в тетрадях 99 100 Закрепление изученного материала ПЗЗ Устный счет (игра «Узелки»), комментирование с места, самостоятельное выполнение заданий – самопроверка, взаимопроверка Резервные часы (4 часа) 101 102 103 104 4 четверть (28 часов) Двузначные числа. Счет десятками. Разрядный состав двузначных чисел. Чтение и запись двузначных чисел. Сложение и вычитание «круглых» десятков (8 часов) Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Двузначные числа, их разрядный состав. Сложение и вычитание разрядных десятков. Познакомить: - понятие «разряды» (единицы, десятки); Учить: - читать, записывать двузначные числа; - называть разрядный состав; - складывать и вычитать «круглые» десятки; 105 Двузначные числа. ОНЗ Устный счет (счет десятками), запись чисел в абак, ответы на вопросы 106 107 Запись и чтение двузначных чисел ОНЗ Устный счет (состав чисел, игра «Найди ошибки»), знакомство с моделями, фронтальная работа, работа в тетради с комментированием 108 Сложение «круглых» чисел ОНЗ Устный счет (игра «Исправь ошибки», нумерация), запись чисел под диктовку, фронтальная работа 109 Вычитание «круглых» чисел ОНЗ Устный счет (работа в парах, вычитание по карточкам), фронтальная работа 110 111 112 Сложение и вычитание «круглых» чисел ФСУН Устный счет (состав чисел, геометрический материал), комментирование с места, самостоятельное выполнение заданий после объяснения – самопроверка, взаимопроверка Единицы длины (4 часа) Единицы длины (сантиметр, дециметр) Единицы дли¬ны (см, дм), их соотношение. ИК Познакомить: - единицы дли¬ны (см, дм), их соотношение. Учить: - использовать единицы длины при сравнении и упорядочении объектов; 113 Единицы дли¬ны. Сантиметр ОНЗ Устный счет (вычислительный навык, геометрический материал), практическая работа 114 Единицы дли¬ны. дециметр ОНЗ Устный счет (вычислительный навык, состав чисел), практическая работа 115 116 Единицы дли¬ны (см, дм), их соотношение. ФСУН Устный счет (нумерация, сравнение), работа с обсуждением, работа по рядам Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел (без перехода в другой разряд). Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков (8 часов) Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Сложение и вычитание разрядных десятков. Прибав-ление (вычитание) к двузначному числу единиц, десятков (без перехода в другой разряд). ИК Знать: - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; - разрядный состав двузначных чисел; Учить: - находить значение выражений (изученных видов) 117 118 119 Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел (без перехода в другой разряд). ОНЗ Устный счет (таблица сложения, единицы измерения длины), объяснение, работа с моделями, комментирование у доски, с места, работа с учебником, в тетрадях, самостоятельное выполнение задания после обсуждения, взаимопроверка 120 121 122 Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков ОНЗ Устный счет (разрядный состав, сложение), работа с моделями, комментирование у доски, с места, работа с учебником, в тетрадях, самостоятельное выполнение задания после обсуждения, взаимопроверка 123 124 Закрепление изученного материала ПЗЗ Устный счет (состав числа 10, нумерация), игра «Придумай-ка», подробное объяснение у доски, самостоятельная работа в тетрадях Масса (единица массы – килограмм (2 часа) Единица массы — килограмм Единица массы — килограмм ИК Познакомить: - единица массы — килограмм Учить: - определять массу по рисунку, сравнивать массу предметов; 125 126 Единица массы — килограмм ОНЗ Устный счет (нумерация, числовые таблицы), практическая работа, работа с объяснением и самостоятельно Симметричные фигуры (2 часа) Симметричные фигуры. ИК Познакомить: - понятия «симметрия», «ось симметрии», «несимметричные фигуры» Учить: - находить ось симметрии способом сгибания; - определять симметричность фигур; 127 128 Симметричные фигуры. ОНЗ Устный счет (геометрический материал), проблемная ситуация, практическая работа, (проверить утверждения на уроках технологии и изобразительного искусства) Резервные часы (4 часа) Авторские права: Шиляева Ольга Владимировна Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Гармония": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13067 |
Конспект прислал: OOO098 17 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||