Тема. "Закрепление знаний об изученных частях речи".
Цели. Совершенствовать умение и навыки правильного письма, умение правильно определять части речи; закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи; работать с устаревшими словами; воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование. Карта, портрет Пушкина, пластинка с фрагментом поэмы "Руслан и Людмила", плакат с предложениями; картинки: ученый кот, золотая рыбка; конверт с письмом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель включает запись с фрагментом поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".
Учитель.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
Ребята, кто написал эти строки?
Дети. Пушкин.
У. Верно, Александр Сергеевич Пушкин. С его произведениями мы начинали знакомиться с самого раннего детства и продолжаем встречаться всю жизнь. Этот поэт писал как для детей, так и для взрослых.
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Пушкина. Путешествовать будем по карте вместе с ученым котом. Учитель прикрепляет на доску карту. - Конечная цель нашего пути - дойти до золотой рыбки и прочитать письмо, которое она нам прислала.
Итак, отправная точка нашего путешествия - гора Чистописание.
III. Чистописание
На доске:
Элементы букв х, ч; Соединение хо, чн
И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Учитель обращает внимание на написание отдельных элементов и соединений.
Дети выполняют задание.
У. Укажите части речи в предложении.
Дети выполняют задание.
- Двигаемся дальше.
IV. Словарная работа
V. Перед вами озеро Словарное. Вам предлагается вспомнить написание словарных слов.
На доске:
Вариант I Вариант II
П...сок х…зяйситво
пр...ветливыи ст...лица
вежл...выи ч...тверг
ж..лтый ябл...ко
серебр...ный в...лшебник
- Работу вы будете выполнять по вариантам. Спишите, вставив пропущенные буквы.
На индивидуальных досках работают 2 человека, вставляют пропущенные буквы, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.
- Проверим, что у вас получилось? Проверяются работы детей, отвечавших у доски.
— После озера Словарного мы попадаем в огромную страну Части Речи. И первый город, который встречается нам на пути, - город Существительное.
V. Повторение материала об имени существительном.
На плакате записаны предложения.
1. И в светлицу* входит царь, стороны той государь.
2. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце* с грустной думой на лице.
3. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице*.
У. Из какой сказки эти строки?
Д. Из "Сказки о царе Салтане..." и "Сказки о мертвой царевне".
У. К какой части речи относятся выделенные слова?
Д. Это имена существительные.
У. Какие это слова?
Д. Устаревшие - архаизмы.
У. Объясните смысл этих слов.
Дети объясняют смысл существительных.
- Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. План города поможет вам ничего на забыть.
Д; Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?, может быть мужского, женского, среднего рода, относиться к первому, второму, третьему склонениям, изменяться по числам, по падежам.
У. А Теперь работаем по рядам. Первый ряд списывает первое предложение, второй - второе, третий - третье и делает морфологический разбор обозначенных значком (*) имен существительных самостоятельно.
После выполнения задание проверяется устно.
- Вспомните, чем может быть существительное в предложении?
Д. Подлежащим, дополнением, обстоятельством.
V. Двигаемся дальше.
VI. Физкультминутка
У. Перед нами бор Спортивный, в котором вам предстоит подвигаться. Встаньте около парт, повторяйте движения за мной.
Дети выполняют предложенные движения.
VII. Повторение материала об имени прилагательном
У. Запишите под диктовку предложения. Дети записывают текст в тетрадях. У доски работает один ученик.
м.р. ед.ч. Д.п.
Вот идет он к син [ему] морю,
ж.р. ед.ч. И.п.
Видит, на море черн [ая ] буря:
мн.ч. И.п.
Так и вздулись сердит [ ые ] волны.
- Укажите род, число и падеж прилагательных.
Ученик, работающий у доски, объясняет написание безударных окончаний прилагательных.
- Из какой сказки взяты эти строки?
Д. Из "Сказки о рыбаке и рыбке".
У. Что вы знаете об именах прилагательных?
Д. Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, изменяются по родам, числам, падежам, в предложении связаны с именем существительным. Во множественном числе род у имен прилагательных не определяется. В предложении бывают определениями.
У. Следующая остановка в поселке Местоимений.
VIII. Повторение материала о местоимениях
На доске:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп..."
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...
У. Прочитайте текст, спишите его, подчеркните местоимения. Укажите у них лицо, число, падеж.
Дети выполняют задание. Проверка осуществляется устно.
- Из какой сказки эти строки?
Д. Из "Сказки о рыбаке и рыбке".
У. Что вы знаете о местоимении?
Д. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они употребляются вместо имен существительных. Они бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, изменяются по числам, в 3-м лице — по родам. С предлогами пишутся отдельно.
У. Продолжаем путешествие. Перед нами станция Глагол.
IX. Повторение материала о глаголе
На доске записано деформированное предложение. На доске:
Петушок, спицы, с высокой, стережет, его границы.
У. Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор и выпишите словосочетания с вопросами.
Один ученик выполняет разбор у доски для дальнейшей проверки. • На доске:
сущ. пр. прил. сущ.
Петушок с высокой спицы
мест.
сущ. мест. сущ.
стережет его границы,
(повествовательное, невосклицательное, распространенное)
стережет (с чего?) со спицы
спицы (какой?) высокой
стережет (что?) границы
границы (кого?) его
- Чем является глагол в предложении?
Д. Сказуемым.
У. Из какой сказки взято это предложение?
Д. Из "Сказки о золотом петушке".
У. Мы с вами еще не все знаем о глаголе. Многое у вас впереди. Расскажите о глаголе стережет все, что вы можете на сегодняшний день.
Д. Стережет - глагол, начальная форма стеречь, отвечает на вопрос что делает?, настоящего времени, единственного числа. В предложении является сказуемым.
X. Итог урока
У. Молодцы, ребята! Мы дошли до синего моря и теперь можем прочитать письмо, которое вам прислала Золотая рыбка.
Учитель достает из конверта письмо. Хорошо читающий ребенок зачитывает текст.
Ребята!
Надо дружить с грамматикой, учить правила, и если не лениться, можно всему, всему научиться.
- Дружим ли мы с грамматикой?
Д.Да.
У. Хорошо: Какие части речи мы повторим?
Д. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение. О глаголе мы знаем еще не все.
У. Это предстоит вам узнать на следующих уроках.
XI. Домашнее задание
С.Зерфина
г. Саратов
|