Тема. "Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (роман-сказка)".
Цели. Продолжить знакомство с произведениями Николая Носова; учить находить в тексте нужный отрывок, выразительно читать по ролям, разгадывать кроссворд-логогриф по прочитанному произведению, давать точные ответы на поставленные вопросы; способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока Подготовленный ученик читает стихотворение.
Я книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережен со мной.
Мой чистый вид всегда приятен: ,
Оберегай меня от пятен!
Мне корешок не поломай!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня - туда верни!
Не загибай мои листы!
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
М. Малыши называли малышек воображулями.
Д. Придумают же такое слово! А многие малышки называли малышей забияками.
У. Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей и малышек не бывает. Но в сказочном городе все бывает. Да, это сказка, но в чем-то эти дети очень похожи на вас.
Чтобы понять, насколько хорошо вы познакомились с произведением Носова, я предлагаю заполнить кроссворд-логогриф. . /
Другим шрифтом выделены дополнительные вопросы, на которые отвечают дети, пока записывается слово в кроссворд.
1
2
3
Т"
^5~
6
7
8
9
10
И
12
1• • • • • • • •
2• • • • • • •
3• • • • • • • • • •
4• • • • • •
5• • • • • • •
6• • • • • • • • • •
7• • • • • • • •
8• • • • • • • • •
9 • • • •
10• • • •
11• • • • • •
12• • • • • •
( Учитель предлагает задания для кроссворда вразнобой, чтобы дети не отгадали ключевое слово раньше времени.)
9*. Пятнышко, которое бежало за воздушным шаром. (Тень)
У. О чем Незнайка спорил со Знайкой на воздушном шаре?
Д. Незнайка говорил, что облако жидкое, как кисель, а Знайка убеждал его, что облако сделано из тумана.
7. Растение, из стеблей которого был сделан водопровод в Зеленом городе. (Тростник)
У. Почему водопровод был сделан из стеблей тростника?
Д. Стебли тростника внутри пустые, и по ним может течь вода, как по трубам. Поэтому в Зеленом городе сделали водопровод из стеблей тростника.
11. Малышка, которая придумала сажать арбузы. (Соломка)
У. Как Соломка вывела сорт сладких арбузов?
Д. Соломка нашла дикие арбузы, собрала семена и посадила их. Арбузы выросли большие, но кислые. Соломка попробовала все арбузы и выбрала тот, в котором был не очень кислый сок. Так она делала несколько лет подряд и добилась, что арбузы стали сладкие, как мед.
2. Малыш, который считал себя очень виноватым перед малышками, и его мучила совесть. (Гвоздик)
У. Как Гвоздик провинился перед малышками?
Д. Он сказал, что будет вести себя хорошо, а сам ночью в одном доме подпер дверь снаружи
поленом, а в другом подвесил над дверью чурбан, чтобы он ударил по голове каждого, кто выходит, в третьем доме протянул перед дверью веревку, чтобы все спотыкались и падали, в четвертом доме разобрал на крыше трубу, в пятом разбил стекла...
У. Почему поссорились малышки и малыши?
Д. Зимой малыши пригласили малышек на новогоднюю елку, сказали, что у них будет музыка и танцы, а когда малышки пришли, малыши забросали их снежками.
10. Писатель из города Змеевка. (Смешило)
У. Сколько произведений написал писатель Смекайло?
Д. Смекайло не написал ни одного произведения, так как он еще не обзавелся всем необходимым для писателя.
У. Зачем Винтик и Шпунтик приехали к Смекайло?
Д. Они приехали за паяльником.
3. Малышка, которую Тюбик нарисовал вне очереди. (Самоцветик)
У. Кем была Самоцветик? Какие стихи она писала? Какими словами заканчивались ее стихи?
Д. Самоцветик была поэтессой. У нее были стихи о стрекозе, о мушке и другие, и заканчивались они словами "надо книжку почитать", "надо платье зашивать", "надо руки умывать", "надо полик подметать".
Дети хором читают стихотворение "Про комара" (гл. 20).
4. Водитель из города Змеевка. (Бублик)
У. Как Бублик познакомился с Винтиком и Шпунтиком?
Д. Винтик и Шпунтик шли в Змеевку, а Бублик на дороге ремонтировал свой автомобиль. Винтик нашел причину остановки мотора, и малыши познакомились и подружились.
1. Главный врач в Зеленом городе. (Медуница)
У. Чем лечила больных Медуница?
Д. От всех болезней Медуница лечила медом.
12. Последний больной Медуницы, который совсем избаловался. (Пулька)
У. Почему Пулька избаловался?
Д. Так как Пулька остался в больнице совсем один, он избаловался и требовал, чтобы ему готовили особенные блюда, чтобы с утра до вечера ему рассказывали сказки и докладывали по три раза на день, что делают остальные малыши, и чтобы искали по городу его собаку Бульку. Все нянечки сбились с ног, исполняя его капризы.
5. Одежда, которую принесла Пушинка для Пи-люлькина. (Сарафан)
У. Почему Пилюлькин оказался без одежды?
Д. Пилюлькин был без одежды, потому что он сбежал из больницы.
8. Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи. (Одуванчик)
У. Где еще в этой книге говорится об одуванчике, что говорится?
Д. На воздушном шаре парашюты были сделаны из одуванчиков.
6. Девочка, которая попросила Незнайку, чтобы он написал ей письмо. (Синеглазка)
У. На какую орфограмму больше всего слов в этом кроссворде?
Д. Большая буква в именах собственных.
У. Какое слово было спрятано?
Д. "Изобретатель".
У. Кто такой изобретатель?
Д. Изобретатель - тот, кто изобрел что-либо.
У. Как зовут изобретателя из Змеевки?
Д. Шурупчик.
Дети читают по ролям отрывок от слова "Водитель... " до слов "...на необходимую высоту".
У. Кто главный герой произведения?
Д. Незнайка.
У. Прочитайте, как Носов описывает Незнайку.
Д. Незнайка носил ярко-голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял всякие небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек.
У. Сколько человек жило в одном доме с Незнайкой?
Д. Шестнадцать человек.
У. Сколько дней и ночей думал Знайка, как сделать воздушный шар?
Д. Знайка думал три дня и три ночи.
Учитель прикрепляет на доску рисунок арфы.
У. Какое отношение этот инструмент имеет к роману-сказке "Приключения Незнайки и его друзей"?
Д. Все малышки из Зеленого города играли на арфах.
У. Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте?
Д. "В траве сидел кузнечик"..
У. Давайте и мы споем ее.
Дети исполняют песню "В траве сидел кузнечик".
- Что произошло после исполнения песни?
Д. Все загрустили, захотели домой.
IV. Итог урока
V. Чему учит это произведение?
Д. Нехорошо говорить неправду, все равно ложь когда-нибудь откроется.
- Все любят смеяться над кем-то, но не любят, когда смеются над ними.
- Учит тому, что в дружбе жить лучше.
- Любви к дому, к друзьям.
V. Домашнее задание
Татьяна Молчанова,
Г. Старый Оскол,
Белгородская область