Тема урока «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима».
Цель урока: повторить творчество В. Бианки и познакомить детей с творчеством Э. Шима; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей с помощью книг; прививать любовь к книгам о природе и животных.
Оборудование: выставка книг писателей, карточки с текстами для работы в парах сменного состава, карточки с текстами для чтения по ролям, картинки с изображением леса во все времена года, грамзапись с голосами птиц.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное.
А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (звучит запись с пением птиц, учитель читает стихи).
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
Итак, куда мы отправляемся? (В лес.)
В любую пору года лес манит своей сотой, богатством красок. Весной, набравшись силы после зимнего сна, он сияет зеленью ветвей. Летом, пышный и нарядный благоухает ароматом цветов. Осенью восхищает багряным нарядом. Зимой, укрытый шапками искристого снега, стоит задумчивый и притихший.
Так в какой же лес мы сегодня отправимся? И ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание.
Задание (работа в парах сменного состава).
-У каждого из вас есть карточка с текстом. Вы должны прочитать свою карточку соседу и задать вопрос по тексту. Такое же задание выполняет ваш сосед. Затем пара распадается.
Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? (В весенний.)
Почему вы решили, что в весенний? Докажите.
Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава?
Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть?
Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать?
И как много теряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир леса.
А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого?
А ведь это надо уметь делать каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающей весны не стоит того, чтобы ее почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать настороженными ушами!
Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры?
Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики?
Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!
2. Новая тема.
Вспомните писателей, которые писали о природе. (Виталий Бианки, Михаил Пришвин.)
А по жанру, какие это произведения? Рассказы, повести, сказки и т.д.)
Назовите, пожалуйста, произведения,
написанные Виталием Бианки. («Мышонок Пик».)
Кроме хорошо нам известных писателей, есть еще один, который тоже писал о природе и животных, рассказывал сказки и несказки. Это Эдуард Шим.
Справка: Эдуард Юрьевич Шим — один из продолжателей дела, последователь и ученик Виталия Бианки. И тот и другой писали короткие занимательные рассказы и сказки, где показывали необычное в обычном.
И тема сегодняшнего урока называется «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима».
Природоведческие сказки-несказки — излюбленный жанр Эдуарда Шима. Здесь те же удивительно занимательные вопросы и необыкновенные дела.
(Выставка книг Э. Шима. Показать книги этого писателя.)
— Источником занимательных вопросов могут служить забавные миниатюрные лесные разговоры. И если в лесу сидеть тихо-тихо, то очень много разговоров можно услышать, сидя на полянке под деревом. О чем же говорят звери и птицы?
3. Инсценирование:
1. «Две вороны».
2. «Белка и енот».
3. «Лягушонок и ящерка».
4. Чтение текстов по группам.
— Но если мы пойдем на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем услышать следующее:
• чтение рассказа «Черёмуха»;
• чтение рассказа «Осина»;
• чтение рассказа «Берёза»;
• чтение рассказа «Сосна».
После чтения каждого рассказа спросить: о чем рассказывали деревья?
5. Работа в группах над составлением рассказов.
— Но Эдуард Шим не только слышал природу, он умел ее еще и видеть. А вот о том, что он увидел, он написал в своих сказках.
К сожалению, когда я готовилась к уроку, то случайно перепутала отрывки и потеряла названия этих произведений. Поэтому, чтобы прочитать эти сказки, вам нужно будет из частей правильно составить текст и придумать название.
1. «Щука в яме».
2. «Камень, ручей, сосулька и солнце».
3. «Чем встречают весну?»
4. «Чем пахнет весна?»
— Давайте, послушаем, что у вас получилось. (Дети читают сказку и сообщают ее название. На доске вывешиваются настоящие названия сказок, которые сравниваются с названиями ребят.)
6. Дополнительно. Чтение небольших произведений Э. Шима по желанию ребят.
7. Итог урока.
— Сегодня на уроке мы вспомнили произведения Виталия Бианки и познакомились еще с одним из удивительных писателей — Эдуардом Шимом. Понравились вам его произведения?
Наше путешествие в весенний лес подошло к концу, но у нас впереди веселое, теплое лето.
•Звучит запись с голосами птиц.
— Заговорила птица. Развернулся венчик цветка. Солнечный луч осветил речную заводь.
Смотрите. Слушайте.
Рядом свершаются чудеса. И продолжается, продолжается сказка...
И если, прочитав эти рассказы и сказки, вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия и что-то самому сделать на радость людям, добрый вам путь!
Ниже приведу несколько карточек с текстами для работы в парах сменного состава.
Коростель и Грач.
— Коростель, ты чего запоздал, из теплых краёв так поздно прилетел?
— А я ждал, когда мой дом подрастёт.
— Как это — дай подрастёт?!
— Ты же на дереве, грач, живёшь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастёт.
Белка и Енот.
— Белка — неряха. Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
— Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
— А для чего?
—Для спанья. Загрязнился матрасик, я его и выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
Лягушонок и Ящерка.
— Здравствуй, Ящерка! Ты почему без хвоста?
— У щенка в зубах остался.
— Хи-хи. У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не могла?!
* * *
— Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?
— Отсох у меня хвостик...
—Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!
Медведь, Енот, Еж и Мышь.
— Медведь, отчего у тебя зубы синие?
— Оттого же, отчего и у Енота.
— Енот, отчего у тебя зубы синие?
— Оттого же, отчего и у Ежа.
— Ёж, отчего у тебя зубы синие?
— Оттого же, отчего и у Мыши.
— Мышь, отчего у тебя зубы синие?
— Не видишь разве — чернику ем.
Крот и Заяц.
— И чего ты. Крот, после дождя ходишь, лапы в лужах мочишь?
— А когда же ходить?
— Когда земелька сухая. Тогда бегать хорошо, скакать ловко — одно удовольствие!
— Эх, торопыга... Разве я бегать да скакать выхожу? После дождя земляные черви на свет показываются. Чем их под землёй ловить, лучше по лужам пройтись... Лапы мокрые, зато обед сытный!
Н.А. Лапо
г. Красноярск
|