Тема. "Большие мысли в небольших текстах" (В.Бианки. "Великое переселение птиц на родину").
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. О какой птице говорят, что она на
хвосте вести приносит?
Дети. О сороке.
У. Сорока принесла нам такую телеграмму: На доске:
Они прибывают из года в год по одному и тому же расписанию.
— Из какого текста этот отрывок?
Д. Из текста "Весеннее расписание", над которым мы самостоятельно работали дома.
У. О ком идет речь? Кто прибывает?
Д. Птицы.
У. А как можно узнать, чей черед прилетать?
Д. По приметам.
У. О каких приметах вы узнали из текста?
Дети перечисляют приметы, связанные с прилетом птиц.
— Как вы думаете, что такое примета?
Д. Это связь двух явлений, которую подметили люди: появление одного из них совпадает по времени или следует за другим.
У. В каких высказываниях еще содержатся наблюдения, размышления людей, то есть народная мудрость?
Д. В пословицах.
У. Чем отличается пословица от приметы?
Д. В пословице, как правило, есть скрытая мысль и характеризуется одно явление.
III. Сообщение с темы урока
У. Сорока принесла нам еще одну телеграмму. На доске:
Плоха та птица, которой гнездо свое немило.
— Как вы считаете, это примета или пословица?
Д. Пословица.
У. В этой пословице содержится главная мысль нашего урока. О чем мы будем сегодня говорить?
Д. О любви к Родине.
У. Автор произведения, с которым мы познакомимся, — Виталий Бианки. Можете предположить, о чем мы будем читать?
Д.О природе.
IV. Работа с текстом "Великое переселение птиц на родину"
V. Прочитайте название текста. Дети читают.
— Возникли ли у вас вопросы?
Д. Что это за переселение? Почему оно "великое"?
У. Попробуем ответить на эти вопросы до чтения.
Д. Птицы летят на юг.
— Их очень много.
У. А теперь проверим ваши предположения. Во время чтения подчеркивайте карандашом слова, которые подтверждают, что переселение птиц можно назвать великим.
Учитель и дети читают с остановками для прогнозирования. Первая остановка — до слов: "...им надо дождаться свежей листвы".
— Почему я вас остановила? Когда мы делаем такие остановки при чтении?
Д. Когда ведем диалог с книгой.
У. Какой вопрос вы хотите задать тексту?
Д. Почему позже всех прилетают самые яркие и пестрые птицы?
У. Какие у вас есть предположения? Выслушиваются предположения детей.
— Давайте их проверим. Продолжается чтение текста.
Вторая остановка - до слов: "...густые туманы...".
— Включите свой "мысленный экран" и попробуйте представить, какие беды подстерегают птиц.
Выслушиваются предположения детей.
— Проверим себя.
Текст читается до конца.
— Что же заставляет птиц совершать такое трудное путешествие?
Д. Они летят на родину, к своим гнездам, как и их предки сотни тысяч лет назад.
У. Какие слова, подтверждающие определение "великое", вы подчеркнули?
Д. Птицы валом летят.
— Летели предки тысячи, сотни, десятки тысяч лет подряд.
— Бесконечная вереница.
— Бесчисленные стаи.
— Густые толпы.
У. В чем состоит величие перелета птиц?
Д. Птиц огромное множество; они преодолевают этот путь каждый год в течение тысяч лет.
— Они преодолевают на пути очень опасные препятствия, но продолжают его, так как велико притяжение родной земли.
У. Какое образное название можно дать этому тексту, используя авторское выражение?
Д. Крылатые странники.
V. Минутка отдыха
У. Сейчас вы закроете глаза и послушаете голоса птиц из весеннего леса. А еще подумайте, какую телеграмму можно составить по нашему тексту.
Учитель включает запись с голосами птиц.
— Поделитесь своими размышлениями.
Д. Каждой весной, преодолевая множество препятствий, летят перелетные птицы на родину.
VI. Работа с пословицами
У. Можно ли составить телеграмму с помощью пословицы?
Д. В гостях хорошо, а дома лучше.
У. Прочитайте пословицы, записанные на доске, и найдите каждой пословице из первого столбика пару-двойняшку из второго.
На доске:
1.Язык не привяжешь. 1. На чужой каравай рот не
разевай
2.На чужой стороне 2. . На чужой роток не
и солнце не греет. накинешь платок
На чужой стог вилами 3. Чужбина — калина,
не указывай. родина — малина
— Какую пару вы подобрали к первой пословице?
Д. Вторая пословица из второго столбика.
У. Какая общая мысль у первой пары пословиц?
Д. Человеку не запретишь говорить то, что он хочет.
У. Прочитайте пословицы второй пары.
Д. Третья пословица из первого столбика и первая из второго.
У. Переведите их на "язык мысли".
Д. Не стоит заглядываться, претендовать на чужое добро.
У. Объясните, почему на чужой стороне и солнце не греет?
Выслушиваются объяснения детей.
У. Какое сравнение дано во второй пословице из этой пары? Объясните его.
Ответы детей.
— Какая общая мысль у этих пословиц?
Д. На чужбине горько: и хорошее не радует.
У. Попробуйте вспомнить или придумайте свою пословицу с подобной мыслью.
Д. Родина — мать, чужбина — мачеха. На чужой стороне и отдых не в радость, а на родной стороне и работа в сладость.
VII. Итог урока
У. Какая пословица выражала главную мысль нашего урока?
Д. Плоха та птица, которой гнездо свое немило. –
У. А почему пословица с такой мыслью составлена о птице, а не о каком-то другом живом существе?
Д. Птица - это пример верности Родине. Об этом мы читали сегодня в тексте.
У. В пословице птица часто сравнивается с человеком. Попробуем провести сравнение. Птице даны крылья, а человеку...
Д. Разум.
У. Сильна птица крыльями, а люди...
Д. Дружбой.
У. Какая человеческая мудрость заключена в пословице "Плоха та птица, которой гнездо свое немило"?
Д. Плох тот человек, который не любит и не ценит свою Родину.
VIII. Задание на дом.
У. Дома найдите на карте все встречающиеся в тексте « Великое переселение птиц на Родину» географические названия, чтобы лучше представить путь птиц. Если захочется, придумайте свою пословицу о Родине.
Е.Р. Бикмаевой.
г.Курска
|