1-й класс (1-4)
Тема. "Согласный звук [ф], [ф']_ Буквы Ф. ф".
Цель. Познакомить и научить выделять звуки из слов с твердым и мягким [ф], буквой ф; отрабатывать навыки выразительного чтения с ранее изученными буквами: учить правильному переходу улицы; развивать речь: дать представление о Российском флаге.
Оборудование. Азбука (авт. В.Г. Горецкий), касса букв, светофоры. Оформление доски: светофор, "зебра" через дорогу, рисунки предметов, их схемы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
Учитель. Из чего состоит речь?
Дети. Из предложении.
У. Какая бывает речь?
Д. Устная и письменная.
У. Из чего состоит предложение?
Д. Из слов.
У. Из чего состоят слова?
Д. Из звуков.
У. Какие бывают звуки?
Д. Гласные и согласные.
У. Что мы делаем со звуками?
Д. Произносим.
У. Что делаем с буквами?
Д. Пишем.
У. Какие бывают согласные звуки?
Д. Звонкие, глухие, мягкие, твердые.
III. Знакомство с новым материалом
У. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Скажите: в слове филин все ли звуки вам знакомы?
Д. Первый звук нам пока не известен.
У. Назовите его вслух.
Д- [ф].
У. Скажите, он гласный или согласный?
Д. Согласный.
У. Почему?
Д. При произношении выходит с препятствием.
У. Назовите первый слог.
Д. Фи.
У. Согласный -твердый или мягкий?
Д. Мягкий, и смягчает его.
У. Произнесите его.
Д [ф']
У. А кто такой филин?
Д. Хищная птица.
У. Назовите второй слог.
Д. Лин.
У. Что еще изображено на картинке?
Д. Флаг.
У. Какой флаг?
Д. Российский.
У. Сколько слогов в слове флаг?
Д. Один.
У. Из чего состоит этот слог?
Д. Из отдельного звука [ф], слогослияния [ла] и отдельного звука [к].
У. Произнесите первый звук вслух.
Дети произносят звук [ф].
У. Какой он?
Д. Твердый.
У. Значит, звук [ф] - согласный и может быть твердым и мягким. Придумайте слова со звуком [ф].
Дети называют слова фара, фанера, фея.
У. Звук [ф] обозначается буквой ф.
Учитель прикрепляет на доску карточку с печатной буквой ф.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
На доске:
фара
буфет
шофер
форма флакон
Дети читают слова, называя твердый или мягкий звук [ф].
- Объясните смысл слова флакон,
Д. Пузырек для жидкости.
У. Какое слово "лишнее"?
Д. Шофер.
У. Почему?
Д. Все предметы отвечают на вопрос что?, а шофер - на вопрос кто?
IV. Повторение пройденного материала по ПД.Д
V. А теперь отгадайте загадку.
Разноцветные огни,
Разноцветные огни.
Равносильные приказу.
Зажигаются они
По порядку, а не сразу:
Красный -стой.
Подумай - желтый,
Цвет зеленый - чтобы шел ты.
Д. Светофор.
У. Верно. Составим отгадку из букв разрезной азбуки.
Дети выполняют задание.
Учитель открывает доску, на которой прикреплен рисунок светофора, нарисована "зебра " (пешеходный переход).
- Для чего нам нужен светофор?
Д. Для безопасного перехода улицы.
Учитель прикрепляет к доске фигурки двух детей (мальчика и девочки).
-Давайте дадим детям имена, чтобы они начинались со звука[ф].
Д. Федя, Фаина...
У. Куда идут дети?
Д. В школу.
У. Какой сейчас у меня сигнал светофора?
Д. Красный.
У. Могут ли дети перейти сейчас дорогу?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. На светофора горит красный свет, надо подождать зеленый сигнал,
У. И мы с Федей и Фаиной подождем.
V. Физкультминутка
VI. Повторение пройденного материала по ПДД (продолжение)
У. А на нашей доске зажегся желтый сигнал светофора. Могут Федя и Фаина перейти дорогу?
Д. Нет. Они должны приготовиться.
У. Прочитаем слова на магнитной доске. На доске:
поворот дорожка
переход дорога
- Что объединяет эти слова?
Д. Они отвечают на вопрос что?
У. Прочитаем слова второго столбика.
На доске:
велосипедная
пешеходный
скользкая
крутой
- Что объединяет; эти слова?
Д. Они отвечают на вопрос какая?, какой?
У. Давайте подберем слова из второго столбика к словам первого столбика, чтобы получилось название дорожного знака.
Учитель показывает дорожные знаки.
Д. Скользкая дорога, пешеходный переход, крутой поворот, велосипедная дорожка.
У. Молодцы! У нас зажегся зеленый свет. Могут ребята перейти улицу?
Д. Могут.
У. Федя и Фаина благополучно перешли дорогу и пришли в школу, а теперь посмотрим, знает ли дорожную азбуку
Незнайка?
Разыгрывается сценка.
Светофор.
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.
Появляется Незнайка,
он идет, ударяя мячом об пол.
Незнайка.
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой –
Не угнаться за тобой!
Светофор (отбирает у Незнайки мяч).
На проезжей части, дети.
Не играйте в игры эти.
Бегал можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Незнайка.
Ну теперь мне все понятно.
Лучше я пойду обратно
И немного почитаю.
(Достает книгу.)
Светофор.
Эй, Незнайка, погоди!
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед!
У. Знал ли правила Незнайка?
Д. Нет.
У. Что ему и нам говорит светофор?
Д. На дороге нельзя играть в мяч, читать, разговаривать.
У. А где можно играть в мяч?
Д. Во дворе, на площадке.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа с текстом
У. Сейчас мы прочитаем рассказ "Светофор".
Дети читают "по цепочке" текст "Светофор"на с. 197 --"Азбуки".
Что вы прочитали?
Д. Рассказ.
У. Кто его автор?
Д. Борис Житков.
У. Чему учит рассказ?
Д. Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
У. Какие вам встретились слова с новым звуком?
Д. Шофер, фонарик, светофор...
У. Какой звук [ф] в этих словах?
Д. В словах фонарик и светофор звук [ф] - твердый. В слове шофер - мягкий.
У. Правильно,
IX. Звуковой анализ слов
У. Посмотрите на картинки, прикрепленные на доске. На доске картинки;
фара, шофер, флаг
У Назовите предметы, изображенные на картинках?
Д. Фара, шофер, флаг.
У. На какие две группы можно разделить слова, называющие эти предметы.
Д. В 1 -й группе слова, отвечающие на вопрос что'?
- Во 2-й - на вопрос кто? –
Можно в одну группу отнести слова, в которых звук [ф] в начале, во вторую - слова, в которых звук [ф] в середине.
У. Соотнесите картинки и схемы.
Учитель прикрепляет на доску схемы слов.
Дети ведут "ниточку" от схемы к картинке, ставят ударение, называют в словах согласные мягкие и твердые.
- Мы с вами говорили о правилах дорожного движения, о транспорте. Посмотрите еще раз на картинки. Что может объединять все эти предметы?
Д. Спортивные соревнования. Шофер едет на машине, у которой есть фары. На финише обычно победителя встречают с флагами.
У Молодцы!
X. Итог урока
У. С каким звуком познакомились?
Д. С согласным звуком [ф].
У. Каким он может быть?
Д. Твердым, мягким.
У. Что образуют звуки?
Д. Слоги.
У. Что образуют слоги?
Д. Слова.
У Что образуют слова?
Д. Предложения.
У. Во что объединяются предложения?
Д. В тексты, рассказы, сказки.
У. Завтра мы продолжим знакомиться со звуком [ф] и узнаем, какой он - глухой или звонкий.
Н. Бондаренко,
г. Москва
|