Тема: «Небесные тела: спутники, планеты, звезды».
Цели: познакомить учащихся с разнообразием небесных тел, их расположением в космосе и взаимодействием; закрепить знание главных и промежуточных географических направлений; учить ориентироваться в пространстве; довести до сознания учащихся неразрывную связь человека и космоса.
Оборудование: карта мира; таблицы «Планеты Солнечной системы», «Величина планет Солнечной системы относительно Солнца», «Схема движения луны. Фазы Луны»; индивидуальные карточки для проведения географического диктанта; выставка рисунков по теме; рабочая тетрадь по географии; учебник «География. II класс»; звездочки (для выставления оценок).
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
1) Актуализация знаний учащихся по вопросам: как можно ориентироваться в пространстве? Какие ориентиры вы знаете? С какими главными географическими направлениями вы познакомились? Что означают их названия? Как образуются промежуточные географические направления? Начертите на доске розу ветров со всеми известными вам географическими направлениями. Как на карте располагаются север, юг, восток и запад? Покажите.
2) Пересказ текста учебника «Главные географические направления» (с. 28-30).
Рассказ о том, как появились в языке главные географические направления.
На с. 34 изображен древний астроном, рассматривающий и телескоп звездное небо. Рассмотрите и вы его имеете с ученым. Найдите Полярную звезду. Какое географическое направление она указывает? Найдите зодиакальные созвездия. Назовите их. Обратите внимание, что изображено звездное небо именно Северного полушария. В Южном полушарии люди видят звездное небо совсем другим.
4. Закрепление изученного материала. Ответ на вопрос учебника (с. 37).
- Представьте себе, что все мы сейчас астрономы. Какие группы небесных тел мы будем изучать? (Спутники, планеты, звезды.)
Что вы можете рассказать о Луне и ее превращениях? Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Кто сможет назвать их по порядку? На какой планете Солнечной системы мы живем? Как называется наш общий дом? (Земля.)
Что вы знаете о ней? Какая звезда является центром системы, в которой расположена планета Земля? (Солнце.)
Какие вы знаете созвездия Зодиака? (Водолеи, Рыбы, Весы и др.)
А сейчас игра для астрономов. Задание: распределить по группам небесные тела: 1-й ряд — спутники; 2-й ряд — планеты; 3-й ряд — звезды. Поднять руку, когда услышите название небесного тела своей группы: Солнце, Земля, Лупа, Юпитер, Полярная, Марс, Андромеда, Венера, Вега, Плутон, Кассиопеи.
5. Подведение итогов урока.
— Сегодня на уроке мы говорили о небесных телах. Назовем их хором. Что интересного о спутниках, планетах и звездах вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня вы все были астрономами, то есть учеными, которые занимаются изучением небесных тел. И оценки вы получите сегодня тоже в виде небесных тел— звездочек. (Звездочки получают те, кто заслужил оценку 5.)
Дома вы еще раз прочитаете о небесных телах в рассказе «Ночное небо» на с. 33-37 и поработаете со схемами на с. 34-36.
На следующих уроках географии мы продолжим разговор о небесных телах, узнаем, как звезды могут указывать путь, и о многом другом, связанном с небесными телами.
На с. 34 изображен древний астроном, рассматривающий и телескоп звездное небо. Рассмотрите и вы его имеете с ученым. Найдите Полярную звезду. Какое географическое направление она указывает? Найдите зодиакальные созвездия. Назовите их. Обратите внимание, что изображено звездное небо именно Северного полушария. В Южном полушарии люди видят звездное небо совсем другим.
4. Закрепление изученного материала. Ответ на вопрос учебника (с. 37).
- Представьте себе, что все мы сейчас астрономы. Какие группы небесных тел мы будем изучать? (Спутники, планеты, звезды.)
Что вы можете рассказать о Луне и ее превращениях? Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Кто сможет назвать их по порядку? На какой планете Солнечной системы мы живем? Как называется наш общий дом? (Земля.)
Что вы знаете о ней? Какая звезда является центром системы, в которой расположена планета Земля? (Солнце.)
Какие вы знаете созвездия Зодиака? (Водолеи, Рыбы, Весы и др.)
А сейчас игра для астрономов. Задание: распределить по группам небесные тела: 1-й ряд — спутники; 2-й ряд — планеты; 3-й ряд — звезды. Поднять руку, когда услышите название небесного тела своей группы: Солнце, Земля, Лупа, Юпитер, Полярная, Марс, Андромеда, Венера, Вега, Плутон, Кассиопеи.
5. Подведение итогов урока.
— Сегодня на уроке мы говорили о небесных телах. Назовем их хором. Что интересного о спутниках, планетах и звездах вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня вы все были астрономами, то есть учеными, которые занимаются изучением небесных тел. И оценки вы получите сегодня тоже в виде небесных тел— звездочек. (Звездочки получают те, кто заслужил оценку 5.)
Дома вы еще раз прочитаете о небесных телах в рассказе «Ночное небо» на с. 33-37 и поработаете со схемами на с. 34-36.
На следующих уроках географии мы продолжим разговор о небесных телах, узнаем, как звезды могут указывать путь, и о многом другом, связанном с небесными телами.
|