1-Й класс (1-4)
Тема. "Числа от 1 до 7".
Цель урока. Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7; развивать воображение; формировать навык присчета и отсчета по 1; воспитывать умение слушать и слышать.
Оборудование. Карточки с цифрами, предметные картинки, геометрические фигуры, счетный материал, изображение фантастического животного.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы отправляемся в математическую страну. Что это за страна, вы скажете мне в конце урока. Попасть в нее смогут только самые внимательные, сообразительные и смышленые дети.
III. Устный счет
У. Вход в страну охраняет фантастический зверь - цифрозавр, который задает трудные задания. Только самые дружные, самые смелые смогут их выполнить. Хотите попробовать?
Дети. Да.
У. В кармашек на спине цифрозавра нужно вставить карточки с цифрами начиная с самого маленького числа.
Один ученик работает у доски, остальные за партами.
- Назовите числа в "прямом" направлении, начиная с 1.
Д. 1,2,3,4,5,6.
У. Назовите числа в "обратном" направлении, начиная с самого большого числа.
Д. 6, 5, 4,3, 2, 1.
У. Как получить числа 5, 6?
Д. 1+5, 2+4, 3 + 3, 4+2, 5+1.
Д. 1+4, 2 + 3, 3 + 2, 4+1.
У. Какое число больше: 4 или 5?
Д. 5.
У. 3 или 6?
Д. 6.
У. Почему?
Д. Числа 5 и 6 стоят правее чисел 4 и 3.
У. Какое число меньше: 6 или 2?
Д. 2.
У. 4 или 6?
Д. 4.
У. Мы выполнили три задания цифрозавра. Какие?
Д. Посчитали в "прямом" и "обратном" направлениях.
- Сравнили числа.
- Сказали, как получить 5 и 6.
У. Цифрозавр дает нам еще одно, самое трудное задание.
IV. Упражнения по присчитыванию и отсчитыванию
V. Чтобы путешествовать по стране, нам нужен транспорт. Цифрозавр дал нам 5 легковых машин. Но класс у нас большой, в 5 машин мы не войдем. Поэтому цифрозавр дал нам еще одну машину. Сколько стало?
Д. Стало 6 машин.
У. Как получили?
Д. 5 + 1 = 6.
У. Шесть машин для нас тоже маловато. К нам подъехала еще одна. Сколько стало?
Д. Стало 7 машин.
У. Как получилось число 7? По сколько присчитывали?
Д. По одному.
У. Мы удобно устроились в машинах и поехали. Сначала отъехала одна машина. Сколько осталось?
Д. 6.
У. Как получилось?
Д. 7-1=6.
У. Затем отъехала еще одна. Сколько осталось?
Д. 5.
У. Как получилось?
Д. 6 - 1 = 5.
У. По сколько отсчитывали?
Д. По одному.
У. Мы едем в машинах, все ближе и ближе становимся к неизвестной стране. По дороге мы решили остановиться, размяться. Как раз нам встретились елочки и грибы. Что это за место?
Д. Лес.
У. Выходим из машин, считаем, сколько елочек и грибов. Сколько елочек; грибов? Чего больше: елочек или грибов? На сколько?
Ответы детей.
V. Физкультминутка
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаю наклонов.
Сколько здесь у нас грибков,
Столько сделаю прыжков.
VI. Тема урока
У. Оказывается, мы оказались возле математической страны. Ворота распахнулись, и нас встретила сама царица - цифра 7.
Цифра 7! Цифра 7!
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
И срисую ту косу!
Что это за коса?
Д. Цифра 7, она похожа на косу. .
У. Цифра 7 сказала нам: "Я рада вам, дети! Раз вы попали в мою страну, вы многое умеете, А сможете ли вы сказать, как получить число 7?" Сможем, ребята?
Несколько человек работают на наборном полотне, остальные - на партах.
- Положите 3 кружка, а ниже столько же. Сколько кружков?
Д. 6 кружков,
У. Прибавьте еще одни кружок. Сколько стало кружкой?
Д. 7.
У. Как получили- 7?- Как это записать?
Д. 6 + 1 =7.
У. Что больше: 6 или 7?
Д. Больше 7.
У. Почему?
Д. Число 7 стоит правее числа 6.
У. Как сделать, чтобы кружков стало 6? Как записать? Д. 7-1 = 6.
У. Выполнили задание царицы? Рассмотрите в учебнике рисунок. Как называется дорожный знак? ( Р) Для чего он? Придумайте вопросы со словом "сколько".
Д. Сколько машин было на стоянке?
- Сколько всего будет машин?
- Сколько въезжает?
У. Как записать: на стоянке стоит не 7 машин, а 7 без одной.
Д. 7-1=6.
У Напишите царице прощальное письмо.
VII. Итог урока
У. На прощание царица цифра 7 подарила за хорошую работу цветики-семицветики.
В какой стране побывали?
Что понравилось в ней больше всею?
Ирина ДЕЖКОВА,
г. Ленск
|