Тема. « Число и цифра 3»
Цели. Познавательные: учить учеников различать, называть и показывать цифры: 1, 2, 3, составлять выражения с данными числами и сравнивать их;
Творческие: учиться отгадывать загадки, придумывать противопоставления к словам, составлять объекты из трёх палочек; оргдеятельностные: учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель. Игра "Молчанка". Вы не будете говорить ответы на мои вопросы вслух, а будете показывать числовые карточки.
• Покажите числовыми карточками, какие числа отсутствуют в ряду чисел.
Дети. Это числа 3,6 и 9.
• Покажите число, стоящее за числом 5.
• Покажите число, стоящее перед числом 9.
• Покажите число; стоящее между числами 5и 7.
• Покажите соседей числа 9.
• Покажите цифру один.
- Игра "Скажи наоборот". На прошлом уроке мы изучали число 2. Число 2 символизирует полярность или противопоставление, в окружающем мире. Я буду называть слова, а вы будете говорить наоборот. Например, я говорю "хорошо", а вы отвечаете "плохо".
Начали:
У.Свет.
Д. Тьма.
У. Девочка.
Д. Мальчик.
У. Жизнь.
Д. Смерть.
У. Добро.
Д. Зло.
У. Правое.
Д. Левое.
У. Прямое.
Д. Кривое.
У. Один.
Д. Много.
У. Заполните пропуски.
1 + 1= 1* 1= 2
2 – 1 = 2 *1 = 1
- Как вы рассуждали при поиске знаков действий? Почему выражения записаны в разные столбики?
Д. В первом столбике мы находили результат, а во втором - знак действия.
У. Игра Угадай-ка!"
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается.
Д. Гриб.
У. Покажите цифрой, сколько ножек у гриба.
Д.Одна.
У. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
Д. Ножницы.
У. Покажите цифрой, сколько концов у ножниц. Сколько колец у ножниц? Сколько гвоздиков?
Дети выполняют задание.
П. Постановка проблемы
У. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня
Он по очереди ими,
Сверху смотрит на меня.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем
Все, что хочет он сказать.
Д. Светофор.
У. Сколько глаз у светофора? Какого цвета глаза у светофора? Что показывает красный цвет светофора? Что показывает желтый цвет? Что показывает зеленый цвет? Покажите, сколько глаз у светофора.
Кто-то покажет цифру, кто-то - числовую карточку.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
Д. Число и цифра 3.
У. Сформулируйте цели урока.
Д. Побольше узнать о числе и цифре 3.
Ш. Открытие новых знаний
У. Расскажите сами о числе 3 по плану.
Г. Что у вас в жизни связано с числом 3?
2. Где мы видим, где слышим о числе и цифре 3?
3. Какие художественные произведения связаны с числом 3?
Д. Трехцветный флаг России.
- Моя любимая книжка "Три поросенка".
- Я родился 3 мая.
- Я живу в квартире № 3.
- Я езжу на трамвае № 3.
У. Как можно показать число 3?
Когда речь пойдет о цифре, учитель прочитает стихотворение С.Маршака
Тройка - третий из значков,
Состоит из двух крючков.
- Покажите цифру 3.
Что можно сложить из трех палочек?
Практическая работа.
На парте должно лежать 3 белых квадрата (1x1 см), одна розовая полоска (1x 2 см), одна голубая полоска (1 x 3 см).
- Положите перед собой три полоски: белую, розовую и голубую.
Составьте ряд от самой короткой до самой длинной полоски. Получился ряд белая, розовая и голубая.
Поставьте цифры напротив каждой полоски. Объясните, какие цифры вы поставили.
Д. Напротив белой полоски - цифру 1, напротив розовой - цифру 2, напротив голубой - цифру 3.
У. Что нужно добавить к белой полоске, чтобы получить розовую?
Д. Еще одну белую.
У. Что нужно добавить к розовой полоске, чтобы получить голубую?
Д. Еще одну белую полоску.
У. Запишите с помощью цифр, как из белой полоски получить розовую.
Д. 1 + 1=2.
У. Как из розовой полоски получить полоску, равную белой?
- Загнуть часть полоски, равную белой, и отрезать.
У. Как из розовой полоски получить полоску, равную голубой? Д. 2+1=3
- К розовой добавить белую.
У. Как из голубой полоски получить полоску, равную розовой?
Д. 3 -1=2.
У. Как из данных полосок получить полоску, равную голубой? Или, иначе говоря, как получить число 3?
Д. 1 + 1 + 1= 3, 2 + 1 = 3.
Возможно, что кто-то сообразит.
У. Сравните числа. Ответ обоснуйте с помощью полосок.
1 и 2, 2 и 3, 1 и 3.
Ответы детей.
- На сколько 1 меньше 2?
Д. На один.
У. Покажите на полосках.
Д. На один белый квадрат.
У. На сколько 1 меньше 3?
Д.На два.
- На два белых квадрата или на розовую полоску:
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Какая у нас была тема урока? Что у человека связано с числом и цифрой 3?
Отгадайте загадку :
Трое одним плугом пашут. Что это?
Д. Три пальца руки пишут.
О. В. Тараканов,
г. Москва
|