Тема урока: «Написание строчной буквы в. Упражнение в написании этой буквы в соединениях с другими».
Цели урока:
- ознакомление с написанием строчной буквы в;
- формирование навыка правильного соединения буквы в с другими буквами;
- развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления, речи;
- воспитание внимания, аккуратности, бережного отношения ко всему живому, чувства товарищества.
Оборудование: Пропись № 2 (Горец-кий В.Г., Федосеева Н.А. -М.: Просвещение, 2004) к «Русской азбуке» (Го-рецкий В.Г.); карточки с названиями станций; картинки (поезд, заяц, сказочный герой Винни-Пух; касса букв (классная и индивидуальная); образец письменной и печатной буквы в; конверт с буквами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
I. Игровая ситуация, сообщение темы и цели урока. - Ребята, кто к нам пришел?
Он весел и незлобен
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка - праздник
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок ... (Винни-Пух).
(На доску вывешивается картинка с героем сказки.)
- Имя медвежонка состоит из двух слов. Такое имя дал ему автор -английский писатель А.А. Милн, а пересказал для нас сказку Б. Заходер.
- На какую букву начинается имя медвежонка? (На букву В.)
- Что вы знаете об этой букве?
- Дайте характеристику звуку [в'], (Согласный, звонкий, мягкий.)
- Дайте характеристику звуку [в]. (Согласный, звонкий, твердый.)
- Винни-Пух приглашает нас отправиться в увлекательное путешествие в Страну письма, где вас научат писать строчную букву в. Как же мы туда будем добираться? (Предположения учащихся.)
- Винни-Пух принес с собой конверт. В нем спрятано слово, но буквы рассыпались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, на чем мы отправимся в путешествие. Какое слово получилось? (Вагон.)
- Мы отправимся в путешествие в вагоне этого поезда. (Вывешивается картинка поезда.)
- Ребята, мы в вагоне. Как нас можно назвать? (Пассажирами.)
- Пассажиры должны знать правила поведения во всех видах транспорта: в автобусе, поезде, трамвае. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
1. Жди транспорта на посадочной площадке. При посадке соблюдай порядок, не толкай других пассажиров.
2. В дороге будь вежлив, уступай место старым и малым.
3. Заранее приготовься к выходу.
- Правила поведения в транспорте мы повторили, а теперь нам нужно оплатить свой проезд и - в путь. Оплатой за проезд станут наши знания.
- Сколько в слове вагон слогов? Почему?
- Назовите 1-й слог, 2-й слог.
- Какой слог ударный?
- Сколько в этом слове букв, звуков?
- Составьте схему к слову вагон-Один ученик работает у доски.
- Итак, проезд оплачен - можно отправляться.
Дети имитируют движение поезда под стихи:
Паровоз кричит:
- Ду-ду! Я иду - иду - иду!
А колеса говорят:
- Так - так - так!
Загудел паровоз
И вагончики повез:
- Чок-чок, чу-чу,
Далеко я укачу.
- Ребята, пока мы едем до первой станции, давайте сделаем Винни-Пуху приятный сюрприз.
В технике оригами дети складывают фигурку Винни-Пуха.
III. Основной этап урока.
1. Работа над написанием строчной буквы в.
- Мы прибыли на первую станцию «Знакомая буква».
Образец буквы вывешивается на доску.
- На что похожа печатная маленькая буква в?
1-й ученик:
Словно букву в Алена
держит трубку телефона.
2-й ученик:
Вот ведь горе у старушки:
на очках сломались дужки.
3-й ученик:
К единице три приставим...
Что за букву мы составим?
- Чем отличается печатная маленькая буква «в» от строчной буквы в?
- В этом рисунке (голова зайчика) спрятался элемент строчной буквы в.
Отыщите его.
Один из учеников выходит к доске, показывает элемент буквы в.
- Из каких элементов состоит строчная буква в? (Ученик показывает элементы буквы в и проговаривает их.)
- Кто сможет рассказать, как мы будем писать букву в? (Объяснение ученика: начинаем писать строчную букву в с петли немного ниже верхней линии, ведем с наклоном вверх за верхнюю линию. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведем ручку вниз на себя. Не доведя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.)
- Прежде чем начать писать букву, давайте вспомним правило посадки при письме. (Повторение правила в игровой форме.)
- Давайте вместе еще раз проговорим написание буквы в и напишем ее в воздухе.
- Попробуйте написать строчную букву в, используя веревочку.
Письмо буквы в в прописях.
- Напишите 5 раз букву в. Обведите в кружочек ту букву, которая, на ваш взгляд, написана правильно, и точно такую же букву пропишите до конца строчки.
- Итак, отправляемся на следующую станцию.
2. Физкультминутка.
Топай, мишка, топай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
3. - Мы прибыли на станцию «Слоговая».
- Прочитайте слоги: ва, ву, ви, вы, во. (Слоги написаны на доске.)
- Ребята, Виини-Пух предлагает вам прочитать слоги еще раз только по-разному: 1-й слог - с радостью, 2-й-с удивлением, 3-й - спойте, 4-й-произнесите с грустью, 5-й - вопросительно.
- Составьте слова, используя данные слоги. (Ответы детей.)
- Составьте предложение с любил из ваших слов. (Ответы учащихся.)
- Давайте напишем эти слоги, но вначале посмотрите, как буква в соединяется с другими буквами.
- Какой используется способ соединения буквы в с буквами а, у, и, ы, о? (Буква в соединяется с буквами а, о с помощью нижнего соединения, а в остальных слогах - верхнее соединение.)
- Напишите слоги самостоятельно.
4. Закрепление знаний и способов
действий.
- Молодцы, отправляемся на следующую станцию.
Дети имитируют движение поезда.
- Мы прибыли на станцию «Игровая».
- Винни-Пух приготовил для нас ребусы. Что такое ребус? (Это загадка, зашифрованное слово, которое нужно отгадать.)
Первый ребус (корова).
- Сколько в слове слогов? (3.)
- Назовите 1-й слог, 2-й, 3-й.
- Найдите ударный слог.
- Сколько в слове букв, звуков?
Второй ребус (волк).
- Ребята, что вы знаете об этом животном? (Ответы учащихся.)
- Как вы считаете, волк - полезное животное? Почему? (Предположения учащихся.)
- Сколько в слове слогов? (1.)
- Будем находить ударение? Почему?
- Сколько в слове букв, звуков?
- Давайте напишем это слово вместе, (Один ученик пишет на доске, комментируя написание).
Третий ребус (тыква).
- Сколько в слове слогов? (2.)
- Назовите 1-й слог, 2-й?
- Найдите ударный слог.
- Сколько в слове букв, звуков? Запись слова с комментированием ученика у доски.
- Ребята, какое слово из трех (коро-ва, волк, тыква) «лишнее»? Почему?
- Вы поработали очень хорошо, отправляемся на последнюю станцию.
Дети имитируют движение поезда - под музыку.
5. Итак, мы прибыли на станцию «Творческая».
- Винни-Пух предлагает вам составить предложение со словом тыква. (Ответы детей.)
- Медвежонок тоже составил предложение. Он хочет, чтобы вы записали его, используя кассу букв. Послушайте и посчитайте, сколько слов в предложении Тарас вырастил тыкву.
- Назовите 1-е слово, 2-е, 3-е.
- Вспомните и назовите правила правописания предложения.
Учащиеся составляют предложение, используя кассу букв. Один ученик работает у доски. Проверка.
- Спишите предложение письменными буквами.
- Составьте схему к предложению. Проверка.
- Найдите и назовите основу предложения. (Тарас вырастил.)
- Найдите в предложении слово, которое указывает на действие Тараса, и подчеркните двумя чертами.
Проверка.
- Вот и заканчивается наше путешествие.
Мы ехали, мы ехали,
И с песенкой смешной
Мы вместе, как сумели.
Приехали домой.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал;
В пути не скучно было.
И каждый подпевал... –
И вот мы дома.
IV. Итог урока.
- Что было самым важным в нашем путешествии?
Ольга Сергеевна Измайлова
г. Нягань, Тюменьская обл.
|