Тема. «Письмо заглавной буквы Б».
Цели. Обучать написанию заглавной буквы Б; упражнять в определении признаков «опасных» мест при письме; тренировать в списывании с печатного и рукописного текста; упражнять в письме под диктовку.
Учебные материалы. Учебник «Грамота» (авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая); «Пропись-4»; цветные «ладошки».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Какая гостья была у нас на уроке чтения?
Дети. Белка.
У. Кто догадался, какую букву мы будем писать?
Д. Букву Б.
У. Прочитайте буквы, написанные на доске. Назовите заглавные буквы, в написании которых есть полуовалы.
На доске:
Б, В, Е, 3, С, Х
-На какую заглавную букву похожа наша именинница?
Д. На букву В: у нее есть «крышка» как у букв
Г, П, Т.
У. Попробуйте написать заглавную букву Б на листе нелинованной бумаги. Дети выполняют задание.
III. Сообщение темы и целей урока
У, Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Б, потренируемся в письме под диктовку.
IV. Работа в «Прописи»
Дети работают в «Прописи-4» на с. 2.
V. Посмотрите, как пишется заглавная буква.
Учитель объясняет, дети обводят буквы по бледному шрифту и дописывают буквы с использованием прямой опорной линии.
-Подчеркните буквы, которые получились красиво и правильно.
Дети выполняют задание.
- Нам нужно научиться писать букву Б в словах и соединять ее с другими буквами.
Читаем слог Бо, верхнее соединение и дописываем слог ря.
Боря — это имя, пишется с большой буквы; первый слог ударный, буква безударного гласного -я. Закрываем слово и списываем его на новой строчке.
Читаем слог Бер; соединение среднее, дописываем слог та.
Берта - это имя, пишется с большой буквы; первый слог ударный, буква безударного гласного—а. Списываем слово.
Прочитайте слоги.
Д. Бо, спа, си.
У. Кто догадался, какое слово рассыпалось?
Д. Спасибо.
У. Спасибо — ударный второй слог; буква безударного гласного в первом слоге — а, во втором -о; в начале слова - парный перед парным. Закрываем слово, списываем.
Дети проверяют написанное.
- Шепотом прочитайте предложение.
Дети читают предложение орфографически и орфоэпически.
- Отмечаем «опасные» места в предложении.
Д. Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка, слова в предложении пишутся раздельно.
- Береги - третий слог ударный; «опасное» это - буква безударного гласного е в первом и втором слогах.
- В большой- ударный второй слог; «опасное» место - буква безударного гласного о в первом слоге; в - помощник, пишется раздельно.
- Мороз - ударный второй слог, «опасное» место - буква безударного гласного о, парный
гласный на конце слова.
- Нос - «опасное» место - парный согласный конце слова.
Текст предложения закрывают карточкой. Дети списывают, диктуя себе по слогам, затем проверяют написанное.
- Есть ошибки? Какие? Кто справился без ошибок?
V. Физкультминутка
VI. Упражнение в определении «опасных» мест
- Прочитайте слова. Какие буквы «убежали»? Выпишите нужные буквы.
На доске:
сапоги пальто блузка
шапка юбка кепка
—Повторите «опасные» места парного согласного.
Д. Парный согласный на конце слова.
- Парный согласный перед парным согласным.
У. «Зажжем огоньки», под «опасными» местами.
Д. По - перед гласным; па - перед гласным; бл - перед непарным согласным; пк - парный перед парным - значит, опасно; бк - парный перед парным - значит, опасно; пк - опасно.
У. Давайте проверим, совпадают ли звук и буква. Если совпадают, ставим «+», если нет - «-».
Прочитайте слова орфографически, выберите два слова для записи и самостоятельно запишите ниже на строчке.
Дети выполняют задание.
-Откройте написанное и сверьте со своими словами. Кто сделал все верно?
+ + + + - +
сапоги пальто блузка шапка юбка кепка
VII. Работа с родственными словами
У. Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать?
На доске слова: белый, белок, белить.
Д. Это семья слов, родственники.
У. Назовите общую часть.
Д. Бел.
У. Находим «опасные» места.
Дети комментируют. Учитель отмечает на доске, а дети в тетрадях:
- Белый - ударный первый слог; «опасных» мест нет.
- Белок - второй слог ударный; «опасное» место - буква безударного гласного е в первом слоге; парный согласный на конце слова.
- Белить - второй слог ударный; буква безударного гласного е в первом слоге; ь обозначает мягкость согласного; [т'] - парный согласный на конце слова.
Учитель рассказывает о написании корня бел: пишется одинаково, не зависит от ударения.
- Отгадайте загадку:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Д. Это белка.
У. Родственник ли слово белка этим словам? Мнения детей разделились, потом выяснили правильный ответ.
- Чтобы вы запомнили, что белка не родственница нашим словам, читаем скороговорку.
На доске:
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- Что вы знаете о белке?
Д. Это дикое лесное животное. Она запасает корм на Зиму. Белки строят дом или живут в дупле. Они живут в нашем парке, любят орехи.
VIII. Физкультминутка
IX. Запись предложения под диктовку
У. Составьте предложение о белке.
Д. У белки белый гриб.
У. Давайте запишем его под диктовку.
План работы с предложением
1. Чтение предложения учителем.
2. Повторение предложения детьми.
3. Составление схемы предложения.
4. Деление слов на слоги, постановка ударений, обозначение «опасных» мест.
5. Учитель читает предложение орфографически, а дети вписывают нужные буквы на «опасные» места.
6. Самодиктовка с опорой на схему.
(Схема на доске.)
7. Проверка написанного:
X.Закрепление изученного материала
У. Над чем вы сегодня работали? Что для вас оказалось трудным?
О чем нас спрашивают авторы на с. 4? Что нужно помнить, чтобы справиться с заданием? Заполните эту строчку.
Поменяйтесь тетрадями, отметьте (подчеркните) правильные буквы, не забудьте сверить буквы с образцом.
Какие буквы были сегодня у нас в гостях?
Дайте характеристику звукам.
Д. Буква Б обозначает два звука: [б], [б'] - согласный, парный, звонкий, твердый или мягкий.
- Буква П, и обозначает два звука: [п], [п']-согласный, парный, глухой, твердый или мягкий.
XI. Итог урока
У. Чему вы сегодня учились на уроке?
Дети отвечают.
- Посмотрите ваши работы в прописи и оцените свои достижения.
На парте - «ладошки» из цветной бумаги трех цветов:
красный - «все сделал, не было затруднений; желтый - справился, но были затруднения; синий ~ было очень трудно.
Дети на доске укрепляют свою «ладошку». Учитель подводит общий итог и ставит задачи на будущее.
Примечание
Использованы материалы дистанционных курсов повышении квалификации ИД «Первое сентября»: Соловейчик М.С.. Харчвнко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах.
Татьяна НЕМИЧЕВА, г, Ставрополь
I
|