Внеклассное занятие: «НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ».
Цели: 1. Познакомить ребят с тем, как собака стала другом человека и как ему помогает, с видами и породами собак.
2. Расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать чувство любви и дружбы к собакам.
Подготовка к утреннику включает следующее. На протяжении примерно месяца в школе или кинотеатре организуется тематический показ фильмов: «Дай лапу, друг!», «Солёный пёс», «Мухтар, ко мне!», «Белый Бим Чёрное Ухо», «Белый клык» и другие.
Можно оформить стенд «Основные породы собак» (для него использовать открытки, рисунки, фотографии).
Заранее надо подготовить плакаты – высказывания о собаках, например: «Собака – не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры.», «Плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно», «Собака в доме – это радость».
В классе, где будет проходить утренник, вывесить плакат с кроссвордом «Верные друзья».
3
2
4
1
5
6
1. Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает. Её родина – северный остров Ньюфаундленд (колли).
2. Самая распространённая порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьём, отличается злобностью (овчарка).
3. Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная (пудель).
4. Крупная пастушья собака с типичными вперёд прогнутыми ушами (водолаз).
5. Маленькая, с удлинённым туловищем собачка, шерстный покров мягкий, шелковистый, курчавый (болонка).
6. Собака охотничьей породы, с успехом применяется для охоты как на крупного, так и на мелкого зверя (лайка).
Вступление (звучит песня «Настоящий друг»).
Как называется песня?
О ком будем говорить? (о друзьях)
Кого называем другом? (человека… )
А ещё кто может быть другом, кроме человека? (собака, кошка…)
Цели:
Сегодня мы поговорим о том, как собака помогает человеку, какие бывают собаки, узнаете породы собак.
Основная часть.
учитель: Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень – очень давно.
Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
1 ученик (как человек приручил собаку):
Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь. Приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с нами встречают собак.
2 ученик (как вырастить хорошую собаку):
Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.
Несколько ребят читают стихотворение А. Л. Барто «Уехали».
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.
{
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал, когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
После оплаты, Вы сможете видеть скрытое поле на данной странице до закрытия браузера! Внимание! После введения кода, после того, как страница перезагрузится, выделите адрес в адресной строке и нажмите Enter. После этого, страница опять перезагрузится, а скрытое поле откроется.
10 ученик (собаки - космонавты):
Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака лайка. В освоении космического пространства собаки сыграли большую роль.
Несколько человек читают стихотворение Сергея Михалкова «Мой щенок».
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать, лаять, всех будить. Может быть, его украли.
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
Может он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Учащиеся исполняют песню «Пропала собака» слова А. Ламм, музыка В. Я. Шаинского.
учитель: Почему нужно следить за собакой?
11 ученик (собаки – патрули):
Трудно обойтись без собак и при охране общественного порядка, при борьбе с преступниками. При патрулировании местности и задержании нарушителей общественного порядка одна служебная собака делает столько, что и целый взвод не справится. Она не только помогает найти грабителя при прямом преследовании, но и может опознать его по запаху принадлежавшей ему вещи. Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Так, разыскной пёс Султан за время службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценностей более чем на 2 млн. рублей. Сейчас чучело Султана стоит в музее криминалистики в Санкт – Петербурге.
12 ученик (памятники собакам):
Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам.
В Париже – поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.
В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых.
В Санкт – Петербурге, где жил и работал великий русский учёный академик И. П. Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке.
Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пёс упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне.
В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле пять лет и там умерла.
Отгадывание кроссворда.
Работа с выставкой книг о собаках.
Чтение стихотворений, подготовленных детьми.
Подведение итога:
Что нового узнали на занятии?
Как мы должны относиться к собаке? Почему? (Это наши друзья.)
Чтение пословицы, объяснение:
НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЁЛ – БЕРЕГИ.
Литература для учителя:
Ашитков С. Корни добра (этюды о животных). М., 1982г.
Власов Н. Н. Легавые собаки. М., 1985г.
Рябинин Б. С. Друг, воспитанный тобой. Новосибирск, 1977г.
Чельцов – Бебутов Наши верные друзья. М., 1974г.
Спасоломский В. В. , Пятишев В. И. Справочник собаковода – любителя. Челябинск, 1981г.
Литература для школьников:
Казанский В. И. Борзые. М., 1984г.
Коваль Ю. Алый. М., 1982г.
Кнорре Ф. Солёный пёс. М., 1981г.
Крутовская Е. Дикси. Л., 1984г.
Михайловский А. Воспитание щенка. М., 1971г.
Рябинин Б. С. Друг всегда друг. М., 1979г.
Сергиенки К. До свидания, Овраг. М., 1979г.