Урок русского языка, 2 класс, по программе «Школа 2100».
Учитель: Созонова Л. И.
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Имя урока: Особенные слова ах, ох, ух.
Образовательная: Дать понятие о словах, которые выражают различные чувства, и определить их роль в речи.
Развивающая: Развивать устную и письменную речь.
Воспитательная: Содействовать формированию эстетического восприятия природы и бережного к ней отношения.
I. Введение в новый раздел.
- Послушайте стихотворение болгарского поэта Цветана Ангелова.
Сердце так и гложет страх. Ох!
Ах! Ух, захватывает дух!
Эх, ведь как назло! Притворюсь-ка, что я глух!
Вот бы нынче повезло! Хоть бы в классе свет потух!
Я по списку дальше всех! Ух!
Эх! Ах,
Ох, беда уже близка! Эх,
Так и ждет меня доска. Ох,
Если б кто-нибудь помог. Ух … не вызвали!
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
После оплаты, Вы сможете видеть скрытое поле на данной странице до закрытия браузера! Внимание! После введения кода, после того, как страница перезагрузится, выделите адрес в адресной строке и нажмите Enter. После этого, страница опять перезагрузится, а скрытое поле откроется.
Чувства, которые выражены в словах:
ах! – радость, удовольствие;
ох – неудовольствие;
ух – страх, испуг.
- Составьте схемы предложений. Обратите внимание на запятую после этих слов. ( Ах, !)
- Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их, называются междометиями.
Физкультминутка.
- Услышите междометие – подпрыгните на месте.
Двое рвут на вишне вишню, ох.
Высоко сумели влезть, ах!
К ним на вишню
Еле слышно, эх.
Лезет лодырь вишню есть, ух!
- Какие чувства выражали междометия?
2. Упр. 105, с. 67.
- Прочитайте слова. Выпишите слова в 3 группы.
- Какие слова ты записал?
- На какой вопрос они отвечают?
Вывод: К словам-междометиям нельзя поставить вопрос. Эти слова выражают чувства, но не называют их.
- Почему это особые слова?
- Что они выражают?
- Какие чувства они могут выражать?
- Чем отличаются эти слова от слов-названий?
- Как называются эти слова? Попробуйте сформулировать правило.
Чтение правила в учебнике.
III. Закрепление.
1. Составление предложений по схемам. (Видеозарисовка.)
Ой, !
Ах! !
Ох, .
Эх, !
- Из скольких слов состоит предложение?
- Какое чувство передает междометие? (Ой – страх, ах – восторг, ох – усталость, эх – радость, ликование.)
- Прочитайте свои предложения без междометий. Что заметили? (Предложения стали беднее и не всегда можно понять, как прочитать их, с какой интонацией.)
Вывод: С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
- Посмотрите, как красив зимний лес! Какие яркие чувства вызвала эта зарисовка. Чтобы мы всегда могли любоваться природой, ее нужно хорошо знать, любить и беречь.
IV. Итог.
- Прочитайте предложение. (Ах, какой урок!) Замените слово ах другими словами, которые выражают различные чувства. Прочитайте предложения, которые получились. Вы заметили, что изменилось?
- Запишите предложение, в котором выражаются ваши чувства к этому уроку.
- Что нового узнали о междометии?