Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения
(2-й класс]
по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога».
По образовательной цели - это урок изучения нового материала, по типу -проблемно-диалогический. Форма работы - коллективная.
Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с междометиями.
2. Рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия.
3. Выяснить, какова роль междометий в речи.
4. Совершенствовать орфографические навыки.
5. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица с междометиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, задача нашего урока - открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:
...КАК ТРУДНО ЖИТЬ
НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ ...
- Правда, странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему. А пока проведем словарную работу. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.
Словарная работа.
- Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.
1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы А. Оканчивается слово на твердый шипящий звук.
2. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо.
3. Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Начинается с сонорного звука. Опасное место в первом слоге.
4. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П. Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.
5. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним -слово труд.
(Карандаш, тетрадь, ребята, пенал, работа.)
Учитель (У.): Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске. (А, а, е, е, е, а.) У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+». Что вы можете сказать о данных словах?
Дети (Д.): Все слова - на тему «Школа».
У.: А слово работа лишнее?
Д.: Учеба - это наша работа.
III. Создание проблемной ситуации.
У.: Хорошо, я согласна... Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание - начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.
Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.
- Эх, карандаш сломался!
У.: Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла заместитель директора Галина Ивановна -посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради были одни пятерки, записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать Галина Ивановна, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.
Д.: Какая аккуратная тетрадь!
- Молодец, девочка!
- Ах, прекрасная тетрадь!
(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)
У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.
Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).
У.: В чем дело, ребята?
Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.
У.: Почему?
Д.: Мы не работали раньше с этими словами.
У.: Что же нам делать?
Д.: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.
У.: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.
Д.: Эти слова делают предложение длиннее.
- Наверное, они что-то обозначают...
- Мы их говорим тогда, когда что-то неожиданно происходит.
- Эти слова выражают чувства.
У.: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)
Д.: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)
V. Решение проблемы.
У.: Молодцы. Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой?
Д.: Чувство испуга, огорчения страха.
У.: Ребята, а для чего нужны нал эти слова?
Д.: Чтобы предложение было понятнее.
У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи, оно прозвучит два раза Выскажите свое мнение о прослушанном.
Сердце так и гложет страх.
..., как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
... беда уже близка,
Так и ждет меня доска!
Д.: Когда мы слушали первый, раз были пропущены слова эх, ох.
- Стихотворение ярче звучало во второй раз.
- Более понятно, красивее во второй раз.
У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, аи?
Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.
У.: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей. С латинского название этих слова переводится как «брошенное между» Интересно, почему?
Д.: Мы не можем задать к ним вопроса.
- Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.
У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорю я, если дети сами не ответят.)
V. Первичное закрепление.
У.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитайте хором:
Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
У.: Посмотрите на таблицу, прочитайте слова:
Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,
Баю-бай, ох, эх,
О, ого, фу
Ура, эй, ой ...
Как будут называться эти слова?
Д.: Междометия.
У.: Почему стоит многоточие?
Д.: Междометия записаны не все, их в языке больше.
У.: Ребята, представьте, что завтра каникулы. Выберите из таблицы нужное междометие и составьте предложение.
Д.: Ура, завтра каникулы!
У.: Какое чувство выражает междометие ура?
Д.: Чувство радости, восторга.
У.: Какое междометие вы выберете, если я вам скажу, что завтра у вас будет четыре урока чтения?
Д.: Ого! Четыре урока!
У.: Какое чувство выражает междометие ого?
Д.: Чувство удивления, недоверия.
VI. Самостоятельная работа.
У.: Составьте и запишите предложение на тему «Школа», используя междометие.
Проверка.
VII. Итог урока.
У.: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что выражают междометия?
- Какова их роль в речи?
Т. Н. Серебренникова
г. Новый Уренгой
Тюменьская область
|