Тема: Глагол и его лексическое значение.
Цели: расширять и обогащать активный словарь детей; формировать у младших школьников умение использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы языка; повышать речевую культуру младших школьников.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаеиой «Русский язык». IV класс (М., 2002); Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 1993); Словарик синонимов и антонимов М.Р. Львова (М., 1994); Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жукова (М., 1980); таблица системных отношений в словарном составе языка (табл.).
Ход урока.
I. Организационный момент.
П. Сообщение темы урока.
Учитель (У.)- Сегодня мы проведем заключительный урок но теме «Глагол и его лексическое значение». Что обозначает глагол?
Дети (Д.). Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность четко и ясно выразить мысль?
Д. Синонимы, антонимы.
У. Правильно. Жизнь слов, так же как и маша жизнь, богата и разнообразна. Все слова языка образуют его словарный состав. Слова находятся в различных отношениях друг с другом. Наличие этих отношении позволяет говорить об определенной организации слов в словарном составе языка. Эти отношения можно представить в таблице.
III. Работа по таблице.
Отношении По значению По звучанию Примеры
между славами различие тождество 1) заставить
Омонимия тождество или различие 2) заставить
Синонимия сходство бежать —
мчаться
Антонимия противоположность различие говорить —
молчать
У. В чем же состоит сходство и различие между синонимами, антонимами и омонимами?
Д. Омонимы одинаковы по звучанию, но ни чем не связаны но смыслу. Синонимы же, наоборот, звучат но-разному, но одинаковы или очень близки но смыслу. Антонимы различны но звучанию и имеют противоположное значение. (Таблица помогла ученикам обобщить и закрепить имеющиеся у них знания но теме.)
IV. Работа со словами-омонимами.
V. А сейчас мы с вами проведем игру «Футбол». На доске записаны словосочетания. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Выберем двух игроков. Остальные записывают и контролируют их действия.
Пол..скать собаку — пол..скать рот; пос.дел от горя — пос.дел на стуле; отв..рить мясо — от.рить дверь; зап.вать песню — зап..вать лекарство.
У. Объясните значение этих слов и их написание. Как называются такие слова?
Д. Омонимы.
У. Докажите, почему?
Д. Слова совпадают по звучанию, но различаются по значению.
V. Работа со словами-синонимами.
У. В языке не только существуют одинаковые по звучанию слова (омонимы), но наблюдается и обратное, когда для обозначения одного и того же действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Еще раз вспомним, как называются эти слова.
Д. Синонимы.
У. Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным. В словарях синонимов он всегда помещается первым. Синонимов, абсолютно совпадающих в значении, в языке немного. Обычно между ними есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. У каждого из вас на парте лежит Словарик синонимов и антонимов М.Р. Львова. Откройте словарь на с. 33 и найдите там синонимический ряд глаголов.
Д. Синонимический ряд смотреть — глядеть.
У. Для того чтобы определить, чем различаются эти слова, прочитайте два предложения.
Д. Мальчик смотрел в микроскоп и Мальчик глядел из окна на море.
У. Как вы думаете, какой из двух глаголов указывает на несколько меньшую сосредоточенность и устремленность взгляда?
Д. Глагол глядеть.
У. Правильно. Различаются эти два слова оттенками значения. Глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть.
Можно ли так сказать: Мальчик глядел в микроскоп?
Д. Нет, только смотрел.
У. Найдите и назовите синонимический ряд глаголов на с. 32.
Д. Синонимический ряд разговаривать — беседовать — толковать — болтать.
У. Как вы думаете, какое из этих слов имеет неодобрительный оттенок?
Д. Слово болтать.
У. Обратимся к Толковому словарю русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Прочитайте значение этого слова.
Д. Болтать — «говорить много, быстро, а также о чем-нибудь незначительном или то, о чем не следует».
У. Обратите внимание, что это слово употребляется в разговорной речи. Составьте с каждым из слов этого ряда предложение. (Наиболее удачные предложения учащиеся записывают в тетрадь.)
V. Итак, чтобы наша речь была правильной, нужно стараться точно употреблять синонимы. Целенаправленный отбор синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.
VI. Работа со словами-антонимами.
У. Явление, противоположное синонимии, — антонимия. Связи и отношения между словами здесь принимают совсем другой характер. Какие слова называются антонимами?
Д. Слова с противоположными значениями.
У. Откройте учебник на с. 182. Выполните в тетрадях упр. № 417.
К глаголам соединять, увеличивать, улучшать, спрашивать, продавать, веселиться, брать подберите антонимы.
Слова для справок: уменьшать, разъединять, отвечать, скучать, ухудшать, покупать, отдавать.
VII. Проверка выполнения упражнения. В случае затруднения дети обращаются к Словарику синонимов и антонимов М.Р. Львова. В тетрадях у детей были записаны следующие пары слов: соединять — разъединять, увеличивать — уменьшать, улучшать — ухудшать, спрашивать — отвечать, продавать — покупать, веселиться — скучать, брать — отдавать.
VIII. Работа с многозначными глаголами.
У. В русском языке существуют многозначные глаголы, когда одним и тем же словом могут называться разные действия. Сколько бы значений ни имело многозначное слово, как бы ни были разнообразны эти значения, слово всегда остается самим собой. Один из многозначных глаголов — глагол идет. Этот глагол имеет сорок значений. Сейчас мы попытаемся определить несколько его значений. У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте этот текст.
Идет!
Вдаль наша улица идет.
Трамвай по улице идет.
И дождь на улице идет.
А он пешком себе идет.
Упорно к цели он идет.
Идет! — о том и речь идет...
У. В каждом предложении замените слово идет другим словом.
Слова для справок: шагает, тянется, моросит, стремится, едет.
У. Как можно определить, правильно ли мы употребили нужный глагол в предложении?
Д. Подобрать синонимы к разным значениям глагола.
У. Самостоятельно запишите в тетрадь получившийся текст.
IX. Работа с фразеологизмами.
У. Русский язык очень богат фразеологизмами. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», — писал Н.В. Гоголь. Что такое фразеологизмы?
Д. Это устойчивые сочетания слов.
У. На доске записано четверостишие из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус —
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
Найдите фразеологизм.
Д. Фразеологизм намотай себе на ус.
У. Определите его значение.
Д. «Как следует запомнить».
У. Во Фразеологическом словаре значение этого оборота объясняется так: «Принимать к сведению, брать на заметку, хорошенько запоминать что-либо». Подберите синонимы к этому фразеологическому обороту.
Д. Слова запомнить, упомнить и фразеологический оборот зарубить (себе) на носу (или на лбу).
У. Фразеологический оборот намотать (себе) на ус употребляется в разговорной речи. Как вы думаете, почему В. Маяковский использовал именно этот оборот?
Д. Использование этого оборота в стихотворении «Кем быть?» помогает автору
создать впечатление непосредственно! беседы с читателем, придает этой беседе живость.
У. Был бы здесь уместен фразеологический оборот зарубить (себе) на носу (или на лбу)?
Д. Нет, он был бы здесь менее уместен так как придал бы этому разговору строгость, исчезла бы доброжелательная улыбка автора.
У. Чтобы пользоваться устойчивым: оборотами, необходимо не нарушать и структуру. Грубой ошибкой является нарушение целостности этих сочетаний. Нельзя говорить оказать впечатление (только произвести); сыграть значение (только роль стоять друг за друга головой (только ручаться головой и стоять стеной).
X. Итог урока.
У. В чем же состоит сущность явления синонимии, антонимии и омонимии? Cвязаны ли между собой по смыслу многозначные слова?
Закончить урок мне хотелось бы словами А.И. Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережен русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью... Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч выразителен, гибок, послушен, ловок вместителен...»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Античные мыслители об искусстве. I 1938.
2. Трутников ПА. Принципы и содержан словарной работы в начальных классах // Paбота над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сб. ст. / Сост. П.А. Груннков. М., 1973.
3. Харченко В.К., Голева Н.М., Чеботава КМ. Парадоксы детской речи: Опыт слова Белгород, 1995.
4. Чуковский КМ. От двух до пяти. Мин 1959.
В. Г Семёнова
|