Тема. "Число и цифра 4».
Цели. Познавательные: учить узнавать и называть цифру 4, повторить счет прямой и обратный в пределах 10; арифметические действия с числами 1,2,3; развивающие: развитие внимательности в "веселом счете'1 и творческого воображения при составлении объектов из четырех палочек; творческие: учиться отгадывать загадки, составлять объекты из четырех палочек; оргдеятельностные: учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока; составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Счет по числовым карточкам и ответы на традиционные вопросы.
Учитель. Назовите первое число. Какое число следует за числом 1? Какое число стоит между числами 1 и 3? Какое число стоит перед числом 5? Между какими числами стоит число 7? Какое самое маленькое число в данном ряду? Какое самое большое число в данном ряду? Какое число предшествует числу 7. Назовите последующее число для числа 9.
Ответы детей.
- Найдите значения выражений.
1 + 2 3 – 1
2 + 1 3 - 2
Ответы детей.
-Что общего во всех равенствах?
Дети. Все равенства содержат цифры 1,2 и 3.
У. По какому признаку выражения записали в столбики?
Д. В первом столбике - выражения со знаком плюс, во втором - со знаком минус.
I I. Постановка проблемы
У. Посчитайте, сколько друзей в компании. К доске приглашается ребенок, мало подготовленный по математике, он будет выставлять картинки на доску и испытает чувство успеха. Учитель или исполняет песенку, или читает стихотворение С.Михалкова "Песенка друзей1'.
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
- Петька-забияка - это два героя или один?
Ответы детей. .
- Кто такой Петька-забияка?
У. Сколько друзей пришло к нам в гости? Как одним словом назвать эту компанию?
Д. Животные.
У. Какие животные пришли в гости: домашние или дикие?
Ответы детей.
- Кто у нас стоит первым? Кто стоит последним?
Ответы детей.
- Кто пришел вторым? Кто пришел третьим? Кто пришел четвертым?
Ответы детей.
- Это мы считали слева направо. А теперь будем считать справа налево. Кто стоит первый справа? Кто стоит последний справа?
Ответы детей.
-Изменился порядок?
Д. Да.
У. Сколько всего друзей? Считаем справа налево.
Ответы детей.
-Меняется число друзей, когда мы считаем справа налево и когда мы считаем слева направо?
Д. Не меняется.
У. Когда мы отвечаем на вопрос сколько, мы узнаем количество. Счет называется количественным. А когда задаем вопрос; "Который или какой по счету?", мы задаем порядок. Счет называется порядковым.
Учимся задавать вопросы. Задавайте разные вопросы о наших гостях.
Ученики задают вопрос: "Какой по счету стоит собака?" Отвечают - второй. Учитель говорит: "Неправильно, собака стоит четвертая". Тем самым вынуждая учеников уточнять вопросы: "Какой по счету стоит собака, если считать слева?", "Какой по счету стрит собака от обезьяны, от петуха?"
- Какая тема сегодняшнего урока? Какая цель урока?
Ответы детей.
III. Открытие новых знаний
Ученики сами рассказывают все, что они знают о числе 4, по плану, аналогичному плану на предыдущем уроке:
1. Что у вас в жизни связано с числом 4?
2. Где мы видим, где слышим о числе и цифре 4?
3. Какие художественные произведения связаны с числом 4?
- Я родился 4 мая.
- Я живу в квартире № 4.
- Я езжу на трамвае № 4.
У. Как можно показать число 4?
Когда речь пойдет о цифре, учитель прочитает стихотворение С.Маршака.
У. За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
На каком месте в ряду чисел стоит число 4? Какое число больше: 3 или 4? Какое число больше: 4 или 5? Как вы это объясните?..
Ответы детей.
Творческое задание.
Покажите четыре палочки. Что можно сложить из четырех палочек?
Д. Квадрат, буквы м, р, е, ш, о, ж, э, цифры 0, 2, З и др.
IV Итог урока.
У. Что мы сегодня изучали?
Д. Число и цифру 4.
У. Мы подведем итог урока с помощью ваших ответов на мои вопросы.
Сколько лапок у котенка?
Сколько лапок у тигренка?
Сколько ножек у стола?
Столько ног и у слона,
Сколько же ног у каждого?
Д. Четыре. .
О. В. Тараканова,
г. Москва
|