Урок изобразительного искусства
1 класс
РИСОВАНИЕ ПТИЦ
Цель урока:
1.Продолжить формирование графических умений и на¬выков;
2.Развивать наблюдательность, умение самостоятельно ре¬шать изобразительную задачу;
3. Познакомить с народными тради¬циями в изображении птиц; содействовать воспитанию у детей любви к живой природе.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Изобразительный ряд: различные художественные из¬делия с изображениями птиц (кружева, вышивка, аппликация и др.), образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение «Покормите птиц» А. Яшина, народные и авторские загадки.
Ход урока
I. Организация учащихся.
1. Выполнение задания: кто больше узнает и назовет птиц?
Учитель показывает рисунки с изображением птиц, учащиеся отгадывают их названия.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем рисовать представите¬лей животного мира.
Отгадайте, кого мы будем рисовать:
Длинная шея, красные лапки.
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку.
Спотыкалочкой.
(Утка.)
Мы будем рисовать гуся и утку.
III. Вводная беседа.
Человека, где бы он не находился, - в лесу, в поле или на берегу моря - постоянно окружают птицы. Мы выходим на улицу - слышим птичий гомон, приезжаем в деревню - видим гу¬сей и уток, важно шагающих к реке.
Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям ра¬дость. Птицы и цветы в чем-то похоже друг на друга.
Ну а кто, если не птицы, стали учителями музыки наших дале¬ких предков, жадно впитывающих в себя все то прекрасное, что содержалось в окружающем мире?
Звучные трели соловья, флейтовые пассажи иволги, журчание жаворонка воспитывали чувства гармонии и ритма, а многоголосые птичьи хоры стали прообразом симфонического оркестра.
Мы любим птиц еще и потому, что исправно из года в год они на своих крыльях приносят нам весну.
Приходит лето, нужно кормить свое потомство. А это не так-то просто. Поэтому птицы-родители день-деньской обшаривают леса, сады, огороды в поисках гусениц, личинок, бабочек, пауков. Плохо приходится тут многочисленным вредителям садов и лесов - нигде не спрячешься: на дереве - скворец склюет, под корой - дятел дос¬танет.
Но птицам тоже нужна помощь. Наступает зима и птицам ста¬новится все труднее добывать корм.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И нестрашна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Будьте добры к живой природе, и она вернет вам добро сторицей.
IV. Изображение птиц в народном творчестве.
Народные художники любили изображать птиц. Прилет птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны. В народных сказках и поверьях птица - символ света, радости, сча¬стья. Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу -солнцу. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицей. Сказоч¬ные птицы - это царевна-лебедь, финист-ясный сокол и другие очень красивые, умные, добрые персонажи, которых любят рисо¬вать взрослые и дети.
Изображения птиц встречаются в росписях на деревянных из¬делиях (прялках, санках, скамейках), в вышивках, кружевах, тка¬нях, на пряниках, которые пекут к встрече птиц.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение «Запомни движения».
Упражнение развивает зрительно-моторную память и внима¬ние.
Учитель выходит на середину класса. Учащиеся внимательно следят за движениями его рук и запоминают их. Затем он останав¬ливается, а дети должны повторить те движения, которые показал им учитель.
Упражнения повторяются с ведущим-учеником.
V. Актуализация знаний учащихся.
Рассмотрим внимательно внешний вид гуся и утки, их тело.
Какую форму имеет туловище гуся? (Туловище гуся и утки имеют форму овала.)
Какую форму имеет голова гуся? (Голова гуся тоже имеет овальную форму.)
Но чем отличается овал туловища от овала головы? (Ответы учащихся.)
Конечно, овал головы меньше, чем овал туловища. Эти части тела гуся и утки одинаковые. В чем состоит отличие гуся от утки?
У гуся шея длинная, а у утки короткая.
Различается ли окраска гусей от окраски уток? Какого цвета оперения у гуся, а какого у уток? (Ответы учащихся.)
66
Правильно, гуси чаще окрашены в белый и серый цвет, а у уток расцветка может быть самой разнообразной: от темно-коричневой до разноцветной (например, у уток-мандаринок).
VI. Этапы выполнения рисунка.
1.Композиция рисунка.
Выберем лучшее место на листе бумаги для своей птицы, что¬бы она выглядела выразительно, чтобы подчеркнуть, что птица -главная героиня рисунка. (Приложение к уроку 11, рис. 1,5.)
Затем наметим основные части туловища птицы.
2. Выполнение карандашного наброска. (Приложение к уроку рис 1.)
Птица имеет сложную форму, поэтому мы рисуем ее в несколь¬ко этапов: от общего к деталям.
1) Сначала рисуем овалы туловища и головы, затем шею, до¬бавляем клюв, перья хвоста, крылья, лапы, глаза. (Причожение к уроку, рис. 2)
2) Проверяем правильность пропорций и уточняем характер силуэта птицы.
3. Раскрашивание рисунка.
Подбираем на палитре краски, соответствующие окраске опе¬рения птицы, и раскрашиваем силуэт и крупные детали рисунка.
4. Прорисовывание деталей рисунка. (Приложение к уро¬ку рис. 3)
Тонкой кистью прорисовываем детали (глаза, отдельные перья и т. д.) по цветному фону оперения птицы. (Приложение к уроку рис. 4)
Рисунок готов.
VII. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок гуся или утки по выбору.
VIII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2.Заключительное слово учителя.
В лучших работах мне хочется отметить хорошую композицию рисунка, характерность поз птицы, выразительность их раскраски. Но в целом вы все хорошо справились с заданием. Молодцы!
|