Урок по Л.В.Занкова
Тема: Обобщение по теме «Дроби»
Цели: Образовательные
1. Обобщить и систематизировать знания о дробях.
2. Формировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности.
Развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь, познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Вчера я была в гостях. Послушайте, какой разговор я услышала между братом и сестрой.
– Денис, что такое дробь?
– А в каком смысле?
– Ведь слово «дробь» многозначное.
– Я знаю многозначные числа, но разве бывают многозначные слова?
– Вот три словосочетания, в которых это слово используется с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.
– Как вы думаете, о какой дроби пойдёт сегодня речь?
– Какие цели и задачи стоят сегодня перед нами?
Сегодня на уроке мы ОБОБЩИМ свои знания по теме «Дроби». ПОВТОРИМ сравнение дробей, сложение и вычитание дробей.
Будем СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ вычислительные навыки, анализировать и решать задачи, сравнивать, делать выводы, РАЗВИВАЯ тем самым математическую речь, логическое мышление. И, конечно, всё это должно пройти через познание чего-то нового о своей республике, через любовь к Родине.
Мой край родной садов, полей, лесов
Мы на уроках вместе изучаем.
К огромной нашей Родине любовь
Мы через дроби прививаем.
– Обратите внимание на ряд чисел. Прочитайте их.
2 9 2 207000 5 12 5 16 5 5
7 9 3 9 9 7 7 6 12
– Найдите лишнее число? Почему?
– Что называется дробью?
Дробью называют одну или несколько равных долей целого.
– Как записывают дроби?
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
После оплаты, Вы сможете видеть скрытое поле на данной странице до закрытия браузера! Внимание! После введения кода, после того, как страница перезагрузится, выделите адрес в адресной строке и нажмите Enter. После этого, страница опять перезагрузится, а скрытое поле откроется.
9/9=1 12/9=1.3/9 16/7=2. 2/7
– Обратите внимание на числовой ряд. Какие дроби мы УМЕЕМ сравнивать? (дроби, у которых одинаковый числитель или одинаковый знаменатель)
1 в. Сравнить дроби с одинаковым числителем.
2 в. Сравнить дроби с одинаковым знаменателем.
1 гр. Сравнить дроби с разными числителями и знаменателями.
2 2 5 > 2 5 < 10
3 9 9 7 12 3 7 13
Выбор: Расположить дроби в порядке возрастания:
9 5 12 2
9 9 9 3
– Какое правило помогло вам правильно выполнить задание?
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель, и меньше та, у которой больше знаменатель.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой больше числитель, и меньше та, у которой меньше числитель.
– Какое правило нужно помнить, чтобы сложить или вычесть дроби?
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
– Выберите себе две схемы и запишите по 2 примера.
۩ + ۩ - ۩ ۩ - ۩ + ۩ ۩ - ۩ ۩ + ۩
(4 ученика работают у доски)
– Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы найти часть от числа?
– Как вы думаете, от какого числа мы будем находить часть? (207.000)
– Вам что-нибудь говорит число 207.000 ?
– При каких значениях х, при делении получается целое число?
Найти 1/х от числа 207 000.
207000:2= 103500
207000:3= 69000 км2 площадь Беларусии, занятая лесами.
207000:4= 51750
207000:5= 41400 км2 площадь, загрязнённая после чернобыльской аварии.
207000:8= 25875
207000:10= 20700
207000:25= 8280
207000:50= 4140
207000:100= 2070
207000:1000= 207
1 в. Найдёт 1/3 часть и узнает какая площадь Беларуси занята лесами?
2 в. Найдёт 1/5 часть и узнает площадь, загрязнённую после чернобыльской аварии?
(На такой территории опасно собирать в лесу ягоды, грибы в целях безопасности здоровья.)
– А как вы думаете, существует ли связь между дробями и музыкой? Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби.
Физкультминутка (звучит песенка на мотив «Учат в школе»)
Дроби разные писать,
Вычитать и умножать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Знаменатель находить,
Дроби в степень возводить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Итак, ребята, задача нашего исследования – выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.
– это 1/3 целого.
Может ли это быть целым?
а) б) в) г)
В трудное положение нас могут поставить и логические задачи. Послушайте одну из них.
Мешочек с дробью стоит 11 монет, причём дробь на 10 монет дороже мешочка. Сколько стоит мешочек? Сколько стоит дробь?
1) 11-10 =1(м.) стоили бы мешочек и дробь
2) 1:2 = ½ (м.) стоит мешочек
3) ½+10 =10½ (м.) стоит дробь
Молодцы, ребята! Не дали дробям поставить себя в затруднительное положение.
Я думаю, что следующая задача будет для вас лёгкой, понятной и познавательной.
Лесами в Беларуси занято… (69.000 км2). Самая распространённая порода – сосна, занимает 3/5 площади леса. Берёза занимает 4/25 площади леса. Какую территорию занимает сосна и берёза? *Какая площадь приходится на остальные деревья?
1) 69000:5∙3=13800∙3= 41.400 (км2) занимает сосна.
2) 69000:25∙4= 2762∙4= 11.040 (км2) занимает берёза.
3) 11040+41400=52440 (км2) занимает сосна и берёза.
1 гр.
1) 3 4 15 4 19
5 25 25 25 25
2) 69000:25∙19=52440 (км2) занимает сосна и берёза.
3) 69000-52440=16560 (км2) занимают остальные деревья.
И, как итог урока, я предлагаю вам тест. Работа в парах.
Д/з стр. 110, № 269 сравнить суммы дробей.
стр. 117, № 282 задача на нахождение остатка, но прежде чем найти остаток, нужно найти части от числа.
1 гр. стр.118, № 283 найти значения сумм с разными знаменателями.
стр. 117, № 282 сравнить задачи
Рефлексия
Оцените свою работу.
Какие задания вам больше всего понравились?